Какие нормативные правовые акты касаются работы предприятия общепита?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Какие нормативные правовые акты касаются работы предприятия общепита?

Нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий общественного питания в Рф

Основным нормативными документами, регламентирующими деятельность предприятий общественного питания, являются:

• Федеральный закон «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 г. 1Ч9 2-Ф3);

• Правила оказания услуг общественного питания (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 (с изменениями от 21 мая 2001 г.);

• ГОСТ Р 50762-95 Общественное питание. Классификация предприятий;

• ГОСТ Р 50763-95 Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению;

• ГОСТ Р 5 0764-95 Услуги общественного питании. Общие требования;

• ОСТ 28-1-95 Общественное питание. Требования к производственному

• ГОСТ Р 50935-96 Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу;

• Правила продажи алкогольной продукции (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. № 987) с изменениями от 16 ноября 1996 г., 14 июля 199 г., 13 октября 1999 г., 2 ноября 2000 г.

Комментарий: Федеральный закон «О защите прав ‚потребителей является основополагающим документом, на основе которого осуществляется государственное регулирование торговой деятельности в сфере общественного питания.

Во исполнение Федерального закона «О защите прав потребителей» в 1992 году Правительством РФ были утверждены Правила оказания услуг общественного питания, которые непосредственно регулируют отношения между потребителями и рестораном. Согласно этим Правилам услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также и классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии е Государственным стандартом [ГОСТ Р 50762-95. Общественное питание. Классификация предприятий].

Правила в обязательном порядке устанавливают на любом предприятии общественного питания режим (часы) работы.

На государственном (муниципальном) предприятии режим работы устанавливает соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. Режим работы предприятия иной организационно-правовой формы (акционерное общество, общество е ограниченной ответственностью или частное) определяется самостоятельно. В случае временного приостановления работы предприятия общественного питания (проведение плановых санитарных дней, ремонта и т.д.) потребители должны быть своевременно информированы о дате и сроке приостановления работы.

Исполнитель услуги (ресторан) вправе самостоятельно устанавливать правила поведения для потребителя: например, ввести ограничение курения, плату за вход, запретить нахождение в верхней одежде.

Правилами предусмотрено строгое соблюдение исполнителем установленных в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах обязательных требований к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды.

Эти требования определены следующими документами:

СанПиН 42-123-4117-86 4 Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов.

Санитарно – эпидемиологические правила СанПиН 2.3.6.1079-01

«Санитарно – эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ- 01-93 (е изменениями от 25 июля 1995 г., 10 декабря 1997 г., 20 октября 1999 г.).

Основными действующими техническими документами являются:

• Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, I часть — М.: Хлебпродинформ, 1996г.;

• Сборник рецептур блюд и кулинарньхх изделий для предприятий общественного питания, II часть — М.: Хлебпродинформ, 1997 г;

• Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России издания 1992 г.;

• Сборник рецептур блюд диетического питания издания 1988 г.;

• Сборник рецептур на торты, пирожные, кексы, рулеты, печенье, пряники, коврижки и сдобные булочные изделия, III часть — М.: Хлебггродинформ, 2000 г.;

• Сборник технологических нормативов по производству мучных кондитерских и булочных изделий — Сборник рецептур издания 1999 г.

• Технико-технологические карты (ТТК).

В соответствии с Правилами исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг, ассортиментный перечень производимой им продукции, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

Если деятельность предприятия общественного питания (исполнителя услуг) подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то информация о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, должна быть размешена в удобном для ознакомления месте.

Права потребителя услуг предприятия общественного питания:

Потребителю предоставляется следующая информация:

• цены и условия оплаты услуг;

• фирменное наименование предлагаемой продукции собственного производства с указанием способов приготовления блюд и входящих основных ингредиентов;

• сведения о массе (объеме) порции готового блюда;

• емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и объеме его порций;

• ссылки на нормативные документы, требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемые услуги; сведения о сертификации услуг.

Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, картой вин и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала. (Последнее очень часто не соблюдается).

При организации детского и диетического питания предприятия должны представлять потребителям сведения о пищевой ценности продукции: калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов, добавляемых в процессе при­готовления блюд.

Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводит­ся до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению дирекции, и на языках народов Российской Федерации или народов других стран.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах предлагаемой продукции, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются ком­мерческой тайной.

При оказании услуг информация об их сертификации доводится до сведения потребителей путем ознакомления с одним из них следу­ющих документов:

• подлинником или копией сертификата, заверенной держате­лем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сер­тификации услуг, выдавшим сертификат.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10556 – | 7760 – или читать все.

Перечень официально изданных нормативных правовых актов для предприятий общественного питания

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует, что основными документами, регламентирующими деятельность предприятий общественного питания являются

требования к размещению, оборудованию, персоналу:

– Федеральный закон от 18 июня 2001 г. №77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

– СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;

– СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

– СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (в случае размещения предприятия в нежилых встроенных и встроенно-пристроенных помещениях жилого дома и /или на территории жилой застройки);

– СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;

– Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;

– Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 21.03.2014г. №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»;

– Приказ МЗ РФ от 29.06.2000 г. №229 “О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций”;

– Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»;

– ГОСТ 30524-2013 «Международный стандарт. Услуги общественного питания. Требования к персоналу»;

требования к продукции:

– Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”;

– Федеральный закон от 2 января 2000 г. №29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов”;

– Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 “О защите прав потребителей”;

– Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ “О техническом регулировании”;

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”;

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки”;

Читать еще:  Расстояние между красными линиями земельных участков МКД

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 “О безопасности упаковки”;

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 024/2011 “Технический регламент на масложировую продукцию”;

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 023/2011 “Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей”;

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 029/2012 “Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств”;

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 “О безопасности молока и молочной продукции”;

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 “О безопасности мяса и мясной продукции”;

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 “О безопасности зерна”;

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 027/2012 “О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания”;

– Технический регламент ЕАЭС ТР ЕАЭС 040/2016 “О безопасности рыбы и рыбной продукции”;

– СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

– Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. №982 “Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии”;

– ГОСТ 31987-2012 «Международный стандарт. Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию».

требования к процессам:

– Федеральный закон от 23.02.2013 N15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”;

– Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”;

– СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий»;

– СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий;

– СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»;

– СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»;

– СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;

– СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней»;

– Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. №1036);

– ГОСТ 31984-2012 «Международный стандарт. Услуги общественного питания. Общие требования»;

– ГОСТ 31985-2013 «Международный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения»;

– ГОСТ 30389-2013 «Международный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования».

Нормативная база для предприятий общественного питания

Ответственность за соблюдение санитарных требований и выпуск безопасной пищевой продукции несет предприниматель. Он или сам изучает нормативные документы и делает все в соответствии с требованиями или привлекает специалистов. На предприятии самостоятельно проводится производственный контроль, качество продукции должно подтверждаться лабораторными исследованиями. В течение года должен исследоваться весь ассортимент продукции.

Перечень основных законов и нормативных правовых актов, соблюдение которых является обязательными при осуществлении предпринимательской деятельности (санэпиднадзор).

Предприятия общественного питания

  • Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
  • Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Федеральный закон от 12.06.2008 №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»;
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»;
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»;
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»;
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и вспомогательных технологических средств»;
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»;
  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»;
  • Единые санитарно-эпидемиологические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299;
  • Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299;
  • СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
  • СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;
  • СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;
  • СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза»;
  • СП 3.1.7.2817-10 «Профилактика листериоза у людей»;
  • СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
  • СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;
  • СП 3.1.1.3108-13 «Профилактика острых кишечных инфекций»;
  • СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»;
  • СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации»;
  • Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55

Вниманию предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания

С 1 января 2016 года в качестве национального стандарта Российской Федерации начнет действовать Межгосударственный стандарт по услугам общественного питания “ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования”.

Стандарт распространяется на предприятия (объекты) общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и устанавливает общие требования и классификацию предприятий (объектов) общественного питания различных типов.

Предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания): имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

Стандартом установлены общие требования и классификация предприятий общественного питания различных типов. Среди предусмотренных типов: ресторан, кафе, бар, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, столовая, закусочная, магазин (отдел) кулинарии. Предприятия общественного питания в зависимости от типа должны иметь установленный ассортимент продукции общественного питания, напитков и сопутствующих товаров, включенных в меню, прейскуранты, карты.

Предусмотрена также классификация предприятий общественного питания по характеру деятельности, по мобильности, по организации производства продукции общественного питания, по уровню обслуживания, по месторасположению, по времени функционирования.

Предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.

Предприятие (объект) общественного питания может устанавливать правила поведения для потребителей, не противоречащие нормативным правовым актам и нормативным правовым документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт (ограничение курения, запрещение нахождения потребителей в верхней одежде и другие).

В приложениях к стандарту приведены классификационные признаки предприятий общественного питания по типам, а также минимальные общие требования к предприятиям общественного питания различных типов.

Контроль за соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Для жителей Омской области действуют консультационные пункты по защите прав потребителей:

Требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

Услуги общественного питания имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности человека и могут представлять для него потенциальную опасность. Действительно, некачественная продукция общепита может нанести вред здоровью потребителя, а иногда привести и к трагическим последствиям. Чтобы исключить нанесение вреда человеку при потреблении таких услуг, государство предъявляет к ним специальные требования. Такие требования заключены и в федеральных законах и в специальных государственных стандартах.

Читать еще:  Суд не высылает копию решения

К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общественного питания, относятся:

· наличие необходимых лицензий, установленных законом;

· сертификация продукции общепита;

· правила оказания услуг общественного питания.

В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.

Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ). Положения статьи 17 Закона №128-ФЗ не требуют наличие лицензии на оказание услуг общепита, то есть, иначе говоря, на ведение такого вида предпринимательской деятельности лицензия не нужна.

Закон №128-ФЗ определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение.

Вспомним, что организации, оказывающие услуги общественного питания, в процессе своей деятельности осуществляют не только производство и реализацию продукции собственного изготовления, но и реализуют потребителям покупные товары, среди которых огромную долю составляет алкогольная продукция. Кроме того, бары и рестораны используют винно-водочные изделия для изготовления фирменных напитков. То есть, фактически указанные субъекты хозяйственной деятельности осуществляют деятельность в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, на осуществление которой требуется лицензия. Такое требование установлено Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон №171-ФЗ). Так как оборот алкогольной продукции в сфере общественного питания может производиться только в случае ее розничной продажи населению через предприятия общепита, то, следовательно, такие предприятия общепита должны иметь лицензию на осуществление деятельности в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 2 статьи 18 Закона 171-ФЗ).

В статье 41 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.

Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 (далее – Постановление №1036) также указывают на то, что услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации.

Начиная с 1 июля 2003 года основным нормативным документом, определяющим новые подходы к системе сертификации продукции (работ, услуг) является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно данному закону услуги общественного питания также подлежат обязательной сертификации.

Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых предприятием общепита услуг определенным стандартам. Данное соответствие подтверждается путем выдачи документа в письменной форме – сертификата соответствия, свидетельствующего о том, что предоставляемые предприятием общественного питания услуги, соответствуют установленным требованиям.

Сертификация продукции общепита осуществляется в целях:

· создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а так же для их участия в международном экономическом сотрудничестве;

· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

· защиты потребителей от некачественной продукции;

· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством России. Добровольная же сертификация проводится по собственной инициативе заявителя.

Добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию.

Сертификация услуг общепита относится в разряд обязательной сертификации. Правила и процедура проведения обязательной сертификации услуг общественного питания установлены «Временным порядком сертификации услуг общественного питания. Рекомендациями», утвержденными Постановлением Госстандарта России, Роскомторга, Госсанэпиднадзора России от 18 января 1995 года №4/3/3.

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

– ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №199 ;

– ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №200.

В Письме Роскомторга от 11 июля 1995 года №1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания» указывается на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.

Все вышеприведенные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.

Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для организаций общественного питания различных организационно – правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.

К нормативной документации, регулирующей работу предприятий общественного питания, отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно самим предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.

Нужно отметить, что сертификация – процедура не бесплатная. В бухгалтерском учете затраты на проведение сертификации включаются в расходы организации в том отчетном периоде, к которому они относятся. Таково требование Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».

Так как сертификат соответствия выдается на определенное количество лет (для услуг общепита этот срок составляет не более 3-х лет (пункт 4.3. Временного порядка)), то и затраты на сертификацию нужно включать в состав затрат организации в течение всего этого срока.

Первоначально, расходы на сертификацию в бухгалтерском учете необходимо учесть на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В отношении налогового учета, расходы на сертификацию относятся к прочим расходам организации, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это следует из пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из пункта 1 статьи 272 НК РФ.

Однако по этому поводу есть и совершено противоположная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ. А именно, на подпункт 3 пункта 7, где сказано, что для расходов в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:

· расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

· предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

· последний день отчетного (налогового) периода.

Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» абзац второй пункта 1 статьи 272 дополнен предложением следующего содержания:

«В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно».

Теперь налогоплательщик обязан при разработке учетной политики для налогового учета предусмотреть технологию распределения расходов по сделкам, в которых расходы напрямую не определяются, исходя из условий договора. Это может быть и единовременное списание расходов.

В случае сертификации мы имеем договор между организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статья 20 и статья 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» ). Следовательно, когда эти работы будут завершены, и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.

Читать еще:  Какую роль осуществляет адвокат на процессе?

Заметьте: как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение действия всего срока сертификата. Поэтому если организация до 1 января 2006 года списывала данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.

Теперь, что касается кассового метода. Если организация использует данный метод, то расходы на сертификацию можно учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание.

Услуги по сертификации подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, в связи с этим орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога.

У бухгалтера, естественно, возникает вопрос можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата на расходы?

НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.

Поэтому, если организация оплатила работы, а орган по сертификации оказал ей данные услуги, то НДС организация, осуществившая сертификацию, может возместить из бюджета в полном объеме сразу.

Покажем на примере.

Организация общественного питания ООО «Богатырь» подала заявку на получение сертификата соответствия. Согласно договору с органом по сертификации, стоимость работ составила 23 600 рублей (в том числе НДС 18% 3600 рублей).

После процедуры сертификации ООО «Богатырь» получило сертификат сроком на 3 года.

Учетной политикой организации предусмотрено, что ООО «Богатырь» определяет доходы и расходы методом начисления. При этом и в бухгалтерском и в налоговом учете организация решила расходы на сертификацию списывать равномерно.

В бухгалтерском учете организации бухгалтер данные хозяйственные операции отразил следующим образом:

Перечень нормативно – правовых актов в сфере производства продуктов питания и оказания услуг общественного питания

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

ГН (гигиенические нормы):

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

ГН 1.1.725-98 Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

ГН 2.3.2.1010-01 “Микробиологический показатель: LISTERIA MONOCYTOGENES в пищевых неконсервированных продуктах, в том числе для детского питания”

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

ЗАКОНЫ

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

2003-1 от 7.02.1992 “О защите прав потребителей”

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

29-ФЗ от 2.01.2000 “О качестве и безопасности пищевых продуктов”

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

52-ФЗ от 30.03.1999 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

54-ФЗ от 22.05.2003 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт”

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

87-ФЗ от 10.07.2001 “Об ограничении курения табака”

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

ПОТ РМ 011-2000 “Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании”

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

МУ 2.3.975-00 “Применение ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздушной среды помещений организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли продовольственными товарами”

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

МУК 4.2.1122-02 “Организация контроля и методы выявления бактерий LISTERIA MONOCYTOGENES в пищевых продуктах”

p, blockquote 15,0,1,0,0 –>

МУК 4.2.577-96 “Методы микробиологического контроля продуктов детского, лечебного питания и их компонентов”

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

Приказ от 19.12.1997 є631 “О нормах естественной убыли”

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Приказ от 17.01.2001 є8 “О приостановлении действия приказа МВЭС России от 19.12.1997 є631 “О нормах естественной убыли””

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Приказ от 31.03.2003 є95 “Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли”

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

ПРАВИЛА

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

“Примерное положение об аттестации хозяйствующих субъектов в сфере торговли и общественного питания”

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

“Правила оказания услуг общественного питания”

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценностит пищевых продуктов

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

СанПин 2.3.2.1290-03 Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

СанПиН 2.3.2.1324-03 Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

СанПиН 2.3.2.560-96 Гигиенические требования по качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

СанПиН 2.3.4.050-96 Производство и реализация рыбной продукции

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

СанПиН 2.3.5.021-94 Санитарные правила для предприятий производственной торговли

p, blockquote 30,1,0,0,0 –>

СП 2.3.4.009-93 Санитарные правила по заготовке, переработке и продаже грибов

p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

СП 2.3.6.1254-03 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Дополнение є 1 к СП 2.3.6.1079-01

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

СанПиН 42-123-5777-91. Санитарные правила для предприятий общественного питания

p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

СанПиН 42-123-4117-86. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов

p, blockquote 35,0,0,0,0 –>

СНиП 2.08.02-89. Строит нормы и правила. Общественные здания и сооружения

p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

СНиП 11-4-79. Естественное и искусственное освещение

p, blockquote 38,0,0,0,0 –>

СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение

p, blockquote 39,0,0,0,0 –>

СТАНДАРТЫ

p, blockquote 40,0,0,0,0 –>

p, blockquote 41,0,0,0,0 –>

p, blockquote 42,0,0,0,0 –>

ГОСТЫ

p, blockquote 43,0,0,0,0 –>

ГОСТ Р 50762-95. Классификация предприятий общественного питания

p, blockquote 44,0,0,0,0 –>

ГОСТ Р 50647-94. Общественное питание. Термины и определения

p, blockquote 45,0,0,1,0 –>

ГОСТ Р 50763-95. Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия

p, blockquote 46,0,0,0,0 –>

ГОСТ Р 50764-95. Услуги предприятий общественного питания

p, blockquote 47,0,0,0,0 –>

ГОСТ 50935-96. Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу

p, blockquote 48,0,0,0,0 –>

ПРОЧИЕ АКТЫ

p, blockquote 49,0,0,0,0 –>

Методические указания МУ 4.2.727-99. Гигиеническая оценка сроков годности пищевых продуктов

p, blockquote 50,0,0,0,0 –>

Приказ МЧС от 8.07.2002 г. №320. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности

p, blockquote 51,0,0,0,0 –>

Постановление Госстандарта РФ от 27.10.1997 г. №30. Об утверждении и введении Правил проведения сертификации посуды

p, blockquote 52,0,0,0,0 –>

Постановление Госстандарта РФ от 28.04.1999 г. №21. О правилах проведения сертификации пищевых продуктов

p, blockquote 53,0,0,0,0 –>

Постановление Госстандарта РФ от 3.05.2000 г. №25. Об утверждении документа Правила сертификации производственного оборудования

p, blockquote 54,0,0,0,0 –>

Приказ Минздрава РФ от 15.04.1997 г. №117. О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок

p, blockquote 55,0,0,0,0 –>

ФЗ РФ от 08.08.2001 г. №134-Ф3. О защите прав юридических лиц и ИП при проведении государственного контроля

p, blockquote 56,0,0,0,0 –>

Приказ Минздрава от 29.09.89 г. №555. О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся

p, blockquote 57,0,0,0,0 –>

Приказ Минздрава от 14.03.1996 г. №90. О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников

p, blockquote 58,0,0,0,0 –>

Приказ Минздрава от 20.05.2005 г. №402. О личной медицинской книжке и санитарном паспорте

p, blockquote 59,0,0,0,0 –>

Положение от 21.12.2000 г. №987. О контроле и надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

p, blockquote 60,0,0,0,0 –> p, blockquote 61,0,0,0,1 –>

Приказ МЧС от 18.06.2003 г. №312. О системе сертификации в области пожарной безопасности РФ

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector