Как воспитателю защитить свои права?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Как воспитателю защитить свои права?

Консультация для педагогов «Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию»

Силяева Ирина
Консультация для педагогов «Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию»

Ни для кого не секрет, что педагоги и родители — обычные люди, и, если педагоги по уровню своего воспитания, образования или развития обычно сдержанны и приятны в общении, то среди родителей учеников попадаются отдельные «экземпляры», общение с которыми выбивает из колеи даже самых опытных и стойких учителей. Что делать, если родитель воспитаников негативно настроен против вас? Что делать, если поведение родителя явно «неадекватно»?

В работе любого педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями воспитаников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине педагогов, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т. д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных педагогов,и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки воспитателя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда педагог не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

Как правило, «неадекваты»«профессиональные»скандалисты: они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника.В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило: отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В образовательном учереждении с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят.Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.

Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете заведующего

Помните: в саду главный — педагог, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Администрация городского округа город Урюпинск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотой ключик».

Консультация для родителей «Как предотвратить выпадение ребенка из окна?» ДЕТИ ЛЕТАТЬ НЕ УМЕЮТ! Консультация для родителей. Воспитатели : Гринченко Анжелика Сергеевна Халявкина Елена Владимировна Цель: донести.

Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников» Нельзя представить современную жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями. У педагогов и родителей единые задачи: сделать.

Консультация для педагогов «Организация прогулки одно из важных средств оздоровления и расширения кругозора воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 26 Консультация для педагогов «Организация.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию» Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для раннего развития личности.

Консультация для родителей «Как разговаривать с беспокойным ребенком» 1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет.

Консультация для родителей «Как предотвратить выпадение детей из окон» Дети умеют мечтать, но не умеют летать! Цель: предупреждения родителей от несчастных случаев выпадения детей из окон. С приходом весны начинают.

Консультация для родителей «Как предотвратить приступы истерики у детей» • Научитесь предупреждать вспышки Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят.

Защита прав и достоинства ребенка в детском саду (часть 1)

Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка мы, родители, в первую очередь обращаем внимание на состояние групп в детском саду, наличие хорошо оборудованных детских площадок, музыкального и спортивного зала, кабинета медсестры. Но для всестороннего развития ребенка и комфортного пребывания в детском саду большее значение имеет не все это, а персонал, помогающий ребенку взрослеть…

Когда-то в одной из тем на достаточно популярном портале я увидела комментарий от заведующей детским садом. Его суть сводилась к тому, что сначала родители буквально падают в ноги, просят ребенка принять в детский сад, а потом, они же, вставляют палки в колеса персоналу учреждения, организовывают многочисленные проверки и донимают жалобами в Департамент образования. Откровенно говоря, стало очень неприятно.

Не потому, что положив руку на сердце, можно сказать, действительно есть такие родители, которых хлебом не корми, а предоставь им возможность удовлетворить свои амбиции – решить для себя и доказать другим, что воспитатель, его помощник, методист и заведующая – это просто «обслуживающий персонал». Их задача – развлекать и воспитывать ребенка, а родителей – все это контролировать, приходить в качестве ревизора и выносить свой вердикт. Если фраза заведующей была сказано в отношении именно таких родителей, это можно пережить. В конце концов, чего не скажешь сгоряча, да еще на форуме, где тебя никто не знает. А если нет?

Если эта фраза адресована всем нам, родителям? Если руководитель детского сада действительно уверен, что раз вас приняли в дошкольное учреждение, вы должны быть благодарны до второго пришествия и молчать, что бы ни случилось и что бы ни произошло? Если права ребенка в саду – это фантастика, а вот обязанности – закон? Как быть в этом случае? Что можно предпринять?

Фабула: откровенно о главном

Я была по обе стороны дверей дошкольного учреждения. В качестве педагога, работающего с детьми и в качестве родителя. Сегодня я пишу статью с позиции последнего. И надеюсь, что прочитают ее те родители, которым действительно нужна помощь, которые уважают педагога и заботятся о моральном комфорте своих детей в равной степени. Ведь только так можно вырастить всесторонне развитую личность, уверенную в своих силах и умеющую взаимодействовать в обществе.

Эта статья ни в коей мере не имеет отношения к работникам детского сада, которые свято чтут Конвенцию о правах ребенка и закон России об образовании, любят свою работу и добросовестно ее выполняют. Таким коллегам мне хочется сказать самые теплые слова благодарности и признательности за их труд, за каждый день ребенка в саду, который они превращают в сказку. Да здравствует педагог! Слава его труду!

Ложка дегтя, или немного о комфорте ребенка

К глубокому сожалению родителей, в детском саду, как и в любом другом образовательном учреждении, ребенок может столкнуться с одной из форм проявления насилия – физического, эмоционального, психологического. В силу возраста ребенка все это воспринимается им очень близко к сердцу, порождает страхи и формирует комплексы. С последними, возможно, ему придется бороться всю жизнь и это горько.

Читать еще:  Действия Роспотребнадзора в отношении оказывавшего услуги без ИП гражданина

Потому так важно родителям детей внимательно наблюдать за всем тем, что происходит за закрытыми дверьми детского сада. Наблюдать и вовремя принимать меры. Для этого нужно не контролировать педагога, стремясь сделать его бесправным и угодным детям и себе (это вопиющая ошибка, крайность!). А разговаривать со своим ребенком, адекватно реагировать на его поведение и при необходимости на советы педагога по коррекции.

А вот если ребенок рассказывает вещи, от которых у вас поднимается давление, учащается пульс и заходится сердце, или вы сами стали свидетелем неприглядной картины (не обязательно с участием вашего ребенка) именно вы должны вмешаться и изменить ситуацию. Помните, закон на вашей стороне!

Буква закона. Права ребенка в дошкольном учреждении

Пребывание детей в детском саду регулируется несколькими документами, главные из них – Конвенция о правах ребенка и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Что это за законы?

Так, Федеральный закон утверждает, что в качестве одной из целей политики государства является защита ребенка от факторов, отрицательно сказывающихся на его физическом, интеллектуальном, психическом, нравственном и духовном развитии. Другими словами, если вашего ребенка в детском саду обижают или к нему предвзятое отношение, это не только ваша проблема, но и всего государства. Вы имеете полное право требовать содействия в решении проблемы всех органов государственной власти, имеющих отношение к сфере образования.

Схема «не выносите сор из избы» популяризуемая сегодня нерадивыми работниками детского сада здесь не работает, более того, она является потенциально опасной. Например, если вы во время прогулки группы на территории детского сада увидели, что один ребенок самостоятельно вышел за ограду учреждения и идет в сторону проезжей части. Гражданская позиция законопослушного человека не заканчивается возвращением ребенка в сад и укоризненным качанием головы в сторону воспитателя. Вы обязаны, да, обязаны (!) сообщить о произошедшем, как минимум, заведующей дошкольным учреждением. Помните, на месте того ребенка мог быть ваш собственный, а вокруг никого… кроме несущихся на предельной скорости машин.

Конвенция о правах ребенка добавляет к вышесказанному защиту детей от эмоционального насилия. Сюда относятся не только поступки педагога, но и его слова и даже манера говорить. Повышение голоса воспитателем при работе с детьми, едкие замечания в адрес ребенка и его родителей, близких, постоянная критика, угрозы и их применение, намеренная изоляция ребенка в саду, лишение его права на прогулку, участие в детском празднике и т.п. Все это – нарушение закона!

Как быть, если вы подозреваете, но не уверены в нарушении прав ребенка?

Если вы собираете утром в сад здорового улыбчивого ребенка, а забираете домой молчаливого и угрюмого, это повод задуматься. Хорошо, если ребенок говорит и может рассказать о своих проблемах, а если нет? Как узнать наверняка, происходит ли в саду что-то из ряда вон выходящее или налицо тяжелая адаптация сына иди дочери к детскому саду?

Идеальным выходом из ситуации будет наблюдение за тем, как проходят прогулки в детском саду. Естественно, лучше всего делать это незаметно для глаз воспитателя и своего ребенка. Попросите оценить атмосферу прогулок добрую подругу или знакомую, доверенное лицо семьи или сделайте это сами. На что обращать внимание?

Как воспитатель общается со своими воспитанниками – вежливо и корректно, практически на равных или используя при этом повышение голоса? Воспитатель всю прогулку находится в окружении детей и присматривает за ними или отвлекается на разговоры с коллегами? Он организовывает игры с участием детей или предоставляет им возможность самим себя развлекать? Как в целом ведут себя дети: тихо сидят, или проявляют по отношению друг к другу агрессию?

Обратите внимание, что последний вопрос едва ли не самый важный. Ответив на него, вы можете сделать далеко идущие выводы. Например, если дети проявляют агрессию, а воспитатель не корректирует такое поведение или делает это в недостаточной мере, это чревато возникновением драк и может говорить о том, что дети копируют поведение взрослого. Агрессия идет или с семьи, или с детского сада.

Инструкция по выживанию: как защитить детей от жестоких воспитателей

Скандал в московском детсаду, где воспитательница избила шестилетнего мальчика за отказ лечь спать, заставил родителей малышей забить тревогу и вспомнить свои детсадовские страшилки про тихий час. Многие взрослые, которые ходили в садик в 70-е и 80-е, помнят, как воспитатели не выпускали их в туалет, ставили возле кровати босиком или накрывали одеялом с головой тех, кто не хотел или не мог заснуть. Тогда это казалось нормой, родителям из страха почти никто не жаловался, но сейчас ситуация изменилась. Как уберечь своего ребенка от физических и психологических травм в детском саду, РИАМО рассказали эксперты.

Жестокие воспитатели

В апреле 2017 года Следственный комитет РФ начал проверку по факту нанесения телесных повреждений мальчику в детском саду на северо-западе Москвы, которого воспитательница ударила за отказ ложиться спать во время тихого часа. Воспитательницу уволили. В причинах ее агрессивного поведения разбираются следователи.

Случаи жестокого обращения с детьми в детском саду происходят регулярно. И нет никакой гарантии, что дошкольный педагог не переступит запретную черту, применяя свои методы «укрощения» ребенка.

Например, в Красноярском крае воспитательницы детского сада наказывали непослушных воспитанников уколами канцелярских кнопок. В Оренбурге педагог не пускала провинившегося малыша в туалет и кричала, чем довела до нервного тика. А в Череповце шестилетку поставили в угол и забыли про него. В результате, ребенок вылез в окно и отправился домой в одних шортах.

Психологи уверены: научить ребенка противостоять взрослой агрессии невозможно, ведь это может еще сильнее спровоцировать взрослого. Чему нужно учить ребенка – так это обращаться за помощью к родителям. К сожалению, сегодня родители все меньше времени уделяют детям, и малыши вынуждены справляться с проблемами самостоятельно.

Критика не работает

На проблемы в детском саду укажут изменения в эмоциональном состоянии ребенка, отмечает психолог. Например, дефицит доверия и открытости к взрослым, отсутствие аппетита, желания играть, разговаривать, радоваться. Все это – тревожные звоночки для родителей.

«Не нужно ругать и критиковать малыша за то, что он не кушает и не слушается, а узнать, что случилось. Ведь если на физическую или психическую травму в садике накладывается еще и критика от мамы и папы, у ребенка появляется недоверие ко всему миру. Формируется позиция, что мир опасен», – поясняет Величкин.

По словам психолога, часто, когда ребенок не смог постоять за себя, родители начинают ругать его за слабость и мягкотелость, особенно это касается мальчиков. Он призывает родителей занять позицию поддерживающего, а не критикующего.

«Мужчины почему-то считают, что воспитание мальчика происходит через унижение. Но ни к чему хорошему это не приводит – лишь сильнее травмирует детскую психику», – предупреждает специалист.

По его мнению, любая травма приводит к комплексам и другим внутренним проблемам у ребенка. Он постепенно закрывается, создавая оболочку между собой и внешним миром. Именно такие психосоматические проблемы, как кожные высыпания и лишний вес, зачастую являются следствием агрессии в детстве.

Помогите ребенку

По словам эксперта, в большинстве случаев ребенок подвергается насилию неслучайно. Чаще всего он копирует негативные примеры поведения своих родителей. Так, если папа или мама сами подвергались насилию, это отражается в их поведении. А ребенок, в свою очередь, копирует эту позицию, что мир опасный, и начинает жить в ощущении зажатости и давления.

Любая негативная ситуация в садике вызывает еще большую травму.

«90% проблем у ребенка – это проблемы родителей. Поэтому, если вы хотите помочь, не нужно менять ребенка – нужно менять себя», – отмечает психолог.

Кроме того, по его словам, очень важно, начиная с 3 – 4-х лет, давать ребенку возможность самостоятельно принимать решения.

Когда родители принимают решения за ребенка, он вырастает абсолютно безответственным к своей жизни. Его ударили или толкнули, а ему все равно. Ведь мама не объяснила, как отвечать в таких ситуациях», – объясняет Величкин.

Читать еще:  Порядок начисления отпуска

Психолог призывает родителей дать детям возможность взрослеть и принимать самостоятельные решения, иначе, и в 20 и в 30 лет они будут оставаться беспомощными детьми.

Безопасный детский сад — как защитить ребенка от произвола воспитателей.

Опубликовано: сегодня в 17:41

Отправляя ребенка в детский сад родители хотят быть уверены в том, что их чадо будет в полной безопасности: накормлен, напоен, тепло одет и окружен заботой профессиональных педагогов и воспитателей. Хочется верить, что в большинстве случаев так и происходит. Однако только в 2014 году достоянием общественности стало несколько историй о жестоком обращении с детьми в садах, когда воспитатели вместо того, чтобы заботиться о детях, пока их родители работают избивали и унижали беспомощных малышей.

О том, как защитить ребенка и наказать воспитателей-садистов, читайте в правовой инструкции 9111.ru.

От таскания за волосы до избиения мухобойкой

2014 год выдался богатым на скандалы в дошкольных учебных учреждениях, заставивший лишний раз задуматься о безопасности детей, присмотр за которыми родители доверяют государству.

Так, в Татарстане начато расследование по факту жестокого обращения с ребенком в одном из детских садов. По версии следствия, мать четырехлетнего мальчика обнаружила у него на голове вырванный волосы и сообщила об этом факте руководству дошкольного учреждения, виновная воспитательница была найдена, но дело ограничилось извинениями. Однако после этого издевательства над ребенком не прекратились, и родители уже пожаловались в правоохранительные органы. В ходе проверки выяснилось, что воспитательница таскала мальчика за волосы, потому что он медленно ел. По факту случившегося возбуждено уголовное дело по статье 156 ук РФ «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», максимальное наказание по которой предполагает лишение свободы на срок до трех лет.

В Краснодарском крае воспитательницу обвинили в том, что она била детей мухобойкой, запирала в шкафу и выводила гулять не на детскую площадку, а на хозяйственный двор, где в том числе стояли и мусорные бачки. После таких прогулок дети возвращались с ушибами и ссадинами. По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье 156 УК РФ. Суд оштрафовал воспитательницу детсада и запретил ей заниматься деятельностью, связанной с воспитанием детей на срок полтора года.

В Приморском крае против воспитательницы детского сада также возбудили уголовное дело по статье 156 УК РФ за то, что она связала двухлетнего ребенка по рукам и ногам, так как он не хотел спать во время тихого часа. В таком состоянии его обнаружила мать, которая неожиданно рано пришла забирать ребенка домой.

В делах с издевательствами над малолетними детьми в детских садах наиболее трудным является сбор доказательств, ведь жертвами воспитателей-садистов часто становятся малыши, которые еще даже не могут говорить. Поэтому юристы советуют фиксировать все травмы и синяки, которые ребенок получил в детском саду. Это можно сделать в травмпункте. Если ребенок один-два раза пришел с синяком, то это еще можно списать на случайность, если ребенок травмируется регулярно, то это уже может говорить о том, что его либо бьют, либо за детьми совсем не следят. Кроме того, могут быть и характерные травмы.

«Здравствуйте! Как правильно написать жалобу на воспитателя детского сада? Воспитатель ударил ребёнка по попе за то, что она капризничает и плачет, на коже остался след от ладони», — с таким вопросам к юристам 9111.ru обратилась Ирина из Красноярска.

В случае, если у родителей возникают веские основания подозревать персонал детсада в плохом обращении с детьми, стоит написать жалобу на имя заведующей дошкольного учреждения. Такая жалоба пишется в свободной форме. К ней можно приложить справку из травмпункта о полученной травме или заключение детского психолого, если речь идет о психологической травме (например, ребенок панически боится идти в детсад). Лучше, если под жалобой подпишутся и другие родители, тогда у руководства ДОУ будет меньше поводов думать, что это всего лишь фантазии ребенка или его родителей. По результатам такой проверки, если будут установлены нарушения, на виновных сотрудников могут быть надожены служебные взыскания. Особенно провинившихся могут даже уволить по статье 336 ТК РФ в соответствии с которой дополнительным основанием прекращения Трудового договора с педагогическим работником может быть «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника». Руководство ДОУ в большинстве случаев, если речь идет о насилии над детьми, не заинтересовано в том, чтобы информация ушла в вышестоящие инстанции и тем более правоохранительные органы и прессу, поэтому будет стараться максимально «замять» скандал.

В зависимости от результатов проверки можно будет принимать решение о дальнейших шагах: например, обращаться в жалобой в районный департамент образования, прокуратуру или полицию.

Юрист 9111.ru http://www.9111.ru/links/out/?http://urist1758254.9111.ru/:

— Если ребёнок подвергся насилию, то после заявления в полицию будет собрана медико-педагогическая экспертиза, на которой будет выясняться, как именно ребёнок пострадал, если на нём нет следов травм, то травма будет рассматриваться первоначально как моральная, если в ходе экспертизы будет установлено, что ребёнок подвергся физическому насилию, будет составлен соответствующий документ.

Прецеденты наказаний педагогов по статьям: 115 УК РФ.«Умышленное причинение легкого вреда здоровью», 116 Ук Рф «Побои», 117 Ук Рф «Истязание», 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности», а также по ряду статей за психическое насилие существуют как уголовные, так и дисциплинарные.

Кроме того, если в детском саду ребенок получил повреждение, даже если речь идет не о насилии, а о несчастном случае, то в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1073) родители могут потребовать с ДОУ компенсации затрат на лечение и Возмещение морального вреда.

Если у родителей возникают подозрения в том, что в детском саду с ребенком обращаются неподобающим образом, но прямых доказательств этому нет, а проверка по заявлению родителей ничего не выявила, то можно потребовать от руководства ДОУ установить в помещении детского сада и на прилегающей территории видеокамеры. Руководство ДОУ не обязано это делать, однако пойдет на встречу родителям, если сотрудникам действительно нечего скрывать. Важно знать, что такое видеонаблюдение не должно быть скрытым — об установке камер должна предупреждать специальная табличка. Запрещено вести видеонаблюдение в местах, где дети могут находиться без одежды. В случае судебного разбирательства эти видеозаписи могут служить доказательством.

На сайте 9111.ru есть также немало вопросов и от воспитателей детских садов, которые столкнулись с проблемами на работе из-за давления родителей, которое не всегда оправданно.

«Мама одного из мальчиков написала на меня заявление в милицию о том, что два месяца назад ее сын ударился головой о подоконник, и у него была царапина. Такой случай был, я сразу отвела мальчика к медсестре, и ему была оказана помощь (царапину обработали и сделали об этом запись в журнале). Я была в детской комнате милиции, куда передали ее заявление. Расследование показало, что свои служебные обязанности я полностью выполнила. Беседа инспектора с матерью ребенка показала, что мать претензий ко мне не имеет. Однако через неделю мать заявила, что эта царапина может повлиять на зрение ребенка. Я хочу подать в суд на мать о клевете, чтобы в будущем обезопасить себя. Как мне правильнее поступить?» — спрашивает Анна из Москвы.

«Я воспитатель детского сада. Сегодня на меня и на сад в целом (моя фамилия фигурирует в тексте обвинений) пришла жалоба, которая подписана несуществующим лицом (т.е. будто родитель, но у нас таких нет). В жалобе указано все, что только можно придумать, что в детском саду работают пьяницы, сброд и жёны наркоманов. Что лично я детей не пускаю в туалет, бью, не даю играть, а поборы в группе от 2-4 тыс. рублей. Вынуждена писать объяснительную, но понятия не имею, как. Отстранили от работы в группе, перевели временно в другую. Родители детей из моей группы составили письмо в мою защиту. А я не понимаю, как мне действовать, и неужели вот так просто по анонимному заявлению можно убрать человека?» — пишет Ирина из Москвы.

Читать еще:  Обжаловать где можно в каком суде?

Действительно, бывают случаи, когда руководству ДОУ проще уволить воспитателя, чем разбираться в правдивости выдвинутых обвинений. В таком случае у уволенного сотрудника, если он считает, что его права были нарушены, есть возможность через суд восстановиться на работе, как это сделала воспитатель детского сада в Костромской области, которую уволили по требованию одного из родителей за то, что она якобы кричала на детей. На суде выяснилось, что документы при увольнении женщины были оформлены с нарушениями — не была указана причина. Присутствовавшие на заседании родители отказались от обвинений против воспитателя. Суд восстановил женщину в прежней должности и постановил взыскать в ее пользу утраченную зарплату и компенсацию морального вреда.

Родители должны не только заботиться о безопасности своих детей, но и понимать всю ответственность, которую они берут на себя, обвиняя воспитателей и педагогов в серьезных преступлениях. Чтобы добросовестные сотрудники ДОУ, профессионально выполняющие свои обязанности, не пострадали, такие обвинения не должны быть голословными, их нужно подкреплять доказательствами: свидетельскими показаниями, аудио- и видеозаписями, показаниями экспертов, справками из медицинских учреждений и т. д. В большинстве случаев такие доказательства смогут собрать только родители, а не правоохранительные органы, на которых эта обязанность возложена законом.

Консультация для воспитателей по защите прав ребёнка и правовому воспитанию
статья по теме

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.

Скачать:

Вложение Размер
6.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей
по защите прав ребёнка и правовому воспитанию

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.

Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:

  1. разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка
  2. создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка
  3. содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами
  4. оказание международной помощи через Детский фонд ООН

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:

  1. Декларация прав ребёнка (1959)
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  1. воспитание
  2. развитие
  3. защиту
  4. активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).

Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

  1. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  2. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
  3. воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  4. подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  5. воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).

Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector