Как производится установка счётчиков, если есть задолженность?
Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?
Установка общедомового прибора учета: за чей счет?
До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.
После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.
Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. “Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.
Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).
При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
![]() ![]() ![]() |
Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”
“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.
Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?
До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.
Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.
Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).
Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).
Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.
Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.
Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?
Установка общедомового прибора учета: за чей счет?
До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.
После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.
Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. “Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.
Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).
При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
![]() ![]() ![]() |
Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”
“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.
Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?
До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.
Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.
Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).
Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).
Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.
Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.
Не опломбировали счётчик? Не платите!
В сегодняшней статье речь пойдёт о приборах, расположенных практически в каждом современном доме, в том числе, наверняка, и в вашем — о приборах учёта, или, попросту говоря, счётчиках. Именно на основании их показаний рассчитывается ваша задолженность по оплате потреблённой электроэнергии, горячей и холодной воды. Если прибор учёта отсутствует или неисправен, то задолженность рассчитывается по формулам исходя из средних тарифов на соответствующий коммунальный ресурс, без учёта фактического объёма потребления. Неисправным считается, в том числе, счётчик, не опломбированный и не введённый в эксплуатацию в установленном законом порядке. Проще говоря, если управляющая компания забыла опломбировать вам счётчик или целостность пломбы на нём была нарушена, вы имеете право вообще игнорировать показания такого счётчика и оплачивать потреблённые электричество и воду по средним тарифам. Ссылаться в суде на показания неопломбированного счётчика с целью взыскания с вас задолженности по оплате коммунальных услуг управляющая компания не вправе.
Разберём эту ситуацию на примере одного судебного дела из моей собственной практики (дело №2-6796/2015, рассматривалось Выборгским районным судом Санкт-Петербурга).
Гражданин Борисов (все фамилии в статье изменены) продал свою квартиру гражданке Ефремовой. Задолженность по оплате коммунальных услуг к моменту передачи квартиры была Борисовым полностью погашена. Однако, некоторое время спустя обнаружилось, что за квартирой числится-таки задолженность в сумме больше 90 тысяч рублей. Образовалась она потому, что Борисов всё это время ни разу не сдавал в ТСЖ показания счётчиков, а платил за потребляемые ресурсы по фиксированным средним тарифам. Ефремова, в свою очередь, приобретя квартиру и «считая себя законопослушным гражданином», вовремя предоставила в ТСЖ показания счётчиков, после чего автоматическая вычислительная система расчётного центра перерасчитала сумму задолженности, так как показания счётчиков ранее не сдавались. ТСЖ «Мурёнка» (название изменено) обратилось в суд с требованием о взыскании с Борисова суммы образовавшейся задолженности.
Вместе с тем, ТСЖ «Мурёнка» было известно, что счётчики в квартире не опломбированы — об этом был составлен соответствующий акт, но уже после того, как собственником квартиры стала Ефремова.
В своём иске ТСЖ ссылалось на пункт 52 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Постановление №307), согласно которому потребитель обязан использовать приборы учёта в целях учёта подаваемых ему коммунальных ресурсов. Согласно пункту 16 того же Постановления, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний квартирных приборов учёта.
Ответчик Борисов с иском не согласился и просил в иске полностью отказать, приведя в обоснование своей позиции пункт 31 того же Постановления, по смыслу которому, в случае неисправности индивидуального прибора учета или по истечении срока его поверки, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с фиксированными средними тарифами.
Кроме того, согласно пункту 81(12) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление №354) устанавливает, чтоприбор учета считается вышедшим из строя, в частности, в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.
Согласно пункту 55 Постановления 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также, пунктами 59-60 Постановления №354 установлено, что в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услугс применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (то есть, опять же по средним тарифам. — С.Ч.).
В соответствии с частью 9 той же статьи, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 той же статьи, данные организации обязаны предоставить собственникам жилых домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Никаких предложений об оснащении квартиры приборами учёта ответчику Борисову никогда не поступало.
Кроме того, согласно части з) пункта 31 Постановления №354, исполнитель (в данном случае — ТСЖ) обязан уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу.
Несмотря на то, что это было прямо предусмотрено законом, ТСЖ не уведомляло ответчика Борисова о необходимости снимать показания счётчиков, более того, направляло ему квитанции, в которых сумма задолженности была рассчитана, исходя из средних тарифов. Таким образом, ответчик правомерно считал себя обязанным оплачивать коммунальные услуги в том объёме, в каком этого от него требовало ТСЖ, и эту обязанность добросовестно выполнял.
В итоге, в иске было частично отказано — истец не смог доказать, что счётчики горячей и холодной воды действительно были опломбированы в спорный период. Как указал суд в своём решении, несмотря на то, что счётчики были переданы ответчику, опломбированы и приняты на коммерческий учёт они были позднее, уже когда собственницей квартиры стала гражданка Ефремова. Ответчиком за период его владения квартирой производилась оплата холодной и горячей воды в соответствии с установленными тарифами, и суд признал это правильным, так как счётчики холодной и горячей воды не были должным образом опломбированы и приняты на коммерческий учёт.
Таким образом, сумму задолженности получилось уменьшить практически вдвое.
ВАЖНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ от 19.06.2017 г.:
1) Уважаемые граждане! Все вопросы по статье прошу направлять на е-мэйл, он указан у меня в профиле. Не всегда имею возможность оперативно прочесть комментарий здесь, в блоге.
2) Законодательные акты, приводимые в данной статье, в 2016-2017 годах были изменены, вследствие чего статья нуждается в серьёзных обновлениях, которые непременно последуют чуть позднее.
Что делать, если просрочена поверка водосчетчика
Счетчики холодной и горячей воды выполняют контролирующую функцию в коммунальном хозяйстве. Каждый прибор снабжен сертификатом от производителя, который подтверждает его исправность. Эта информация действительна в период межповерочного интервала. Просрочка поверки счетчика воды означает, что аппарат автоматически переходит в разряд неисправных, а показатели не соответствуют реальности.
Зачем нужна поверка и как ее проводят
Поверка водосчетчиков как холодной, так и горячей воды проводится, чтобы выяснить, правильно ли начисляется плата за воду. При длительном использовании оборудования точность замеров может снижаться. Для выявления неисправностей аппарату надо пройти поверку.
Для этого существуют лаборатории, где приборы подсоединяются к специальному оборудованию. Сначала фиксируется объем проходящей воды. Затем высчитывается погрешность и сопоставляется с допустимым значением. Если эта величина в пределах нормы, то прибор разрешен к эксплуатации. Когда показатели выходят за пределы допуска, выдается документ о его замене.
Процедура проведения поверок реализуется двумя способами:
При демонтаже оборудование снимается и передается в учреждение для поверки. На этот период на место снятого счетчика временно устанавливается сгон тубы.
При поверке без демонтажа оборудования пишется заявление в организацию, оказывающую такие услуги. Указываются:
- ФИО;
- модель счетчика и номер;
- домашний адрес.
Компания должна быть лицензирована, а мастер обязан иметь лицензию при себе. После приемки прибора учета специалист выдает документы о поверке: акт и договор об услугах.
Как определить срок поверки водосчетчика
Каждый индивидуальный прибор учета на воду должен проходить поверку. Процедура относится к обязательной и контролируется законом. Оборудование устанавливается на холодную и горячую воду. Срок поверки счетчиков воды имеет свой межповерочный интервал:
- на холодную воду — 6 лет;
- на горячую – 4 года.
Уменьшенный интервал для счетчика горячей воды обоснован тем, что ему приходится работать в более агрессивной среде. Изменение температуры, ржавчина и накипь в трубах негативно влияют на детали аппарата. Некоторые из них изготовлены из полимерных материалов и не такие крепкие, как металлические. Например, крыльчатка. В процессе работы, сталкиваясь с металлическим частицами, находящимися в воде, и подвергаясь воздействию высокой температуры, она деформируется.
Все сроки поверки зафиксированы в документах (в паспорте), где говорится о том, что прибор исправен и поставлен на учет. В последние годы началось изготовление универсального оборудования. Для него межповерочный интервал установлен одинаковый – 6 лет. Оно может ставиться и на холодную, и на горячую воду.
Исключением являются некоторые счетчики иностранных производителей. Их межповерочный интервал достигает 10, а иногда и 15 лет.
Во время установки или замены прибора учета данные подаются в управляющую компанию. В них указывается дата проведения работы. Только после этого все показания считаются действительными. У таких компаний в архивах содержится вся информация об установленных счетчиках, и они сами подают сигнал владельцам о необходимости прохождения очередной поверки.
В домашних условиях процедура проверки занимает не более часа. Если прибор снимается и отдается в лабораторию, ожидание может затянуться на 2 недели.
Последствия просрочки
В случае если истек срок поверки счетчика воды, оборудование считается непригодным к использованию. Тогда оплата начнет начисляться из расчета объема израсходованной воды за последние полгода по среднемесячному тарифу. Так будет длиться 3 месяца, а потом расчеты начнут производиться по нормативам, которые значительно превышают показания счетчика.
Если не сделана поверка счетчиков воды вовремя, то не нужно впадать в панику. Не стоит сразу же устанавливать новое оборудование. Если хозяева пропустили время межпроверочного интервала, то чтобы избежать ответственности, необходимо, не теряя времени, подать заявление на вызов мастера. После окончания работы хозяину выпишут акт о том, что прибор готов к дальнейшей эксплуатации.
Часто возникает вопрос: чем грозит просрочка поверки счетчика воды? Судебная практика такова, что часто пользователю идут навстречу и его вопрос решается положительно. Происходит это при следующих обстоятельствах:
- Если после просрочки оплата производилась в полном объеме.
- Когда человек по объективным обстоятельствам не мог сдать счетчик на плановый контроль.
Штраф за просроченный водяной счетчик не начисляется. Связано это с тем, что закон не предусматривает санкций за такой вид нарушения. Однако счета вырастают в 3-4 раза. При обращении в компанию хозяин получает ответ, что это штрафы за не сданный на поверку счетчик. На самом деле, компания умышленно завышает показатели под видом штрафа за просрочку поверки счетчиков воды. Владельца обманывают, пользуясь тем, что объем воды в квитанции можно указать любой, что и влечет за собой увеличение суммы к оплате. Иногда суммы в квитанции просто огромные. При получении таких счетов необходимо сразу же идти и разбираться в правильности начислений.
Что делать, если поверка просрочена
Возникает вопрос, что делать, если истек срок поверки счетчика воды. Никакие учреждения не могут назначить перерасчет без акта об осмотре прибора. Все начисления, которые могут быть проведены в офисе, окажутся незаконными. Их легко опровергнуть в суде. Важно помнить, что если поверка воды просрочена, нужно сразу же писать заявление о внеплановой проверке.
Порядок действий такой:
- Сначала надо вызвать специалиста, который проводит осмотр прибора, снимает все контрольные показания и выписывает на основании этих данных акт. Предварительно у него проверяется наличие лицензии на проведение подобных работ.
- От управляющей компании или ТСЖ приглашается представитель, который фиксирует наличие пломб и снимает показания счетчика. Это очень важная информация. С ее помощью будет производиться начисление за период использования неучтенных ресурсов.
- Пишется заявление в управляющую компанию с просьбой перерасчета денег на основании приложенных документов, оформленных приглашенным специалистом.
- В случае отрицательных результатов следует обраться в суд. Обычно эта последняя инстанция идет навстречу потребителям.
Следует помнить, что штраф за несвоевременную поверку счетчика холодной воды (или горячей) не начисляются из-за отсутствия соответствующего закона.
Как рассчитать стоимость воды, если срок поверки истек
Когда межпроверочный период закончился и оказалось, что просрочена поверка счетчика воды, у поставщика есть все основания считать показания, снятые со счетчика, недействительными. Таким образом, если просрочен контроль оборудования, то оплата начисляется по средним нормативам потребления, что в несколько раз превышает стандартный расход.
Делая расчет оплаты по завышенным расценкам, хозяева хотят после проведения внеплановой поверки сделать перерасчет за предыдущий расчетный период. Поскольку была переплачена значительная сумма, у потребителей воды есть желание вернуть себе хотя бы часть денег.
Бывают случаи, когда поставщик воды отказывается сделать перерасчет, мотивируя это тем, что прибор исправный, поскольку только что прошел внеплановую поверку. Тогда возникают сложности, поскольку представитель компании формально прав и имеет основания для отказа.
Важно, чтобы хозяину была выдана на руки официальная бумага. Тогда есть возможность обратиться за перерасчетом в прокуратуру или в инспекцию, которая занимается жилищными вопросами.
Сложность заключается в том, что когда срок поверки счетчика истек, он считается неисправным, и расход воды рассчитывается по графе с завышенным тарифом. Компания обосновывает свой отказ тем, что контроль прибора следует проводить вовремя, и отказывается возвращать деньги.
ФЗ №102, которые регламентирует использование счетчиков, можно скачать ЗДЕСЬ.
Учитывая, что интервал поверки довольно длительный, у потребителей воды особых проблем с его соблюдением не возникает. Тем более что управляющие организации зачастую сами напоминают о том, что подходит срок. Однако на это рассчитывать не стоит. Сама процедура несложная. Главное — о ней помнить. Следует вовремя подавать заявление в соответствующие службы. Также требуется постоянно наблюдать за приборами, ведь любой механизм имеет свойство ломаться. Обнаружив нарушения в работе оборудования, надо быстрее сообщить мастеру о выявленных поломках.
Когда и как производится перерасчет за электроэнергию?
Всем владельцам частных домов, квартир и ЧП постоянно приходится оплачивать квитанции за расходуемую электроэнергию. Основанием для таких финансовых операций являются показания приборов учета, которые регулярно должны передаваться энергоснабжающей организации в установленном порядке.
В зависимости от заключенного договора количество израсходованной электроэнергии может фиксироваться управляющей компанией или товариществом жильцов, а данные по расходу электроэнергии должны заноситься в соответствующий журнал. Но, случаются ситуации, когда данные не сходятся и вам могут сделать перерасчет за электроэнергию.
Когда производится?
По той причине, что никто не обязан постоянно заботиться о своевременной передаче показаний, любой потребитель электроэнергии может столкнуться с такой ситуацией, когда данные на его счетчике не совпадают с указанными в квитанции. Это позволяет вам иначе распорядится потраченными средствами. Перерасчет платежей за израсходованную электроэнергию может инициироваться в таких ситуациях:
- Несвоевременная передача данных – является основной причиной, обуславливающей возможность перерасчета. Как правило, возникает в тех случаях, когда пользователь несвоевременно передал показания приборов учета, а размер платы ему выставили по общедомовому прибору или по усредненным значениям.
- Отсутствие информации о потребленной электроэнергии – происходит, когда потребитель не передает данные о израсходованных ресурсах. В такой ситуации энергоснабжающая организация будет самостоятельно начислять определенный объем, в соответствии с имеющимися у них усредненными данными. Разумеется, что эта величина не может в полной мере соответствовать фактическому потреблению. Поэтому после предоставления показаний, должен производиться перерасчет.
- Отсутствие владельца точки подключения электроэнергии, к примеру, во время его отъезда на какой-либо промежуток времени. Физически он не мог проследить за показанием электросчетчика, поэтому начисленная сумма будет происходить автоматически. А после предоставления таковых должен производиться перерасчет.
- Неверно внесенные показания – если потребление электроэнергии было зафиксировано с ошибкой, вы можете обратиться с просьбой о перерасчете. Согласно законодательства, жильцы могут присутствовать при этой процедуре и должны вносить свою отметку о правильности зафиксированных объемов потребления электроэнергии.
- Неисправность счетчика – если работа устройства сама по себе нарушилась или после замены вы обнаружили, что устройство насчитывает куда большие показания счетчика, чем были до его замены, тогда также необходимо произвести перерасчет.
После того, как энергоснабжающая организация произведет сравнение суммы платежей с поставленной электроэнергией, излишек, полученный в результате перерасчета, пойдет в счет оплаты за последующие месяцы. Но следует обратить внимание, что такая процедура не всегда решается в пользу потребителя. Так как по общедомовому счетчику поставщик может выставлять меньшую сумму для оплаты, чем владелец жилья фактически потратил. Тогда вы должны будете доплатить после перерасчета за электроэнергию за недовыставленные киловатты.
Как производится?
Если вы решили заняться перерасчетом стоимости затраченной вами электроэнергии, вам необходимо обратиться с официальным заявлением в соответствующую организацию, которая осуществляет начисление оплаты. Как правило, это УК, ТСЖ или ЖСК, также встречаются и другие поставщики электроэнергии, но это уже зависит от конкретного случая.
Как написать заявление о перерасчете коммунальных услуг?
Посмотрите на рисунок 2, в шапке заявления указывается должность и ФИО руководителя соответствующей организации, если они вам известны. В противном случае, можете написать «Руководителю и Наименование организации». Далее в шапке указывается от кого написано, пишите свое ФИО, адрес, можете также указать номер телефона, это значительно упростит обратную связь с вами.
Далее по тексту заявления о перерасчете:
- В графе перерасчета зачеркните все ненужные виды коммунальных платежей и оставьте только электроснабжение.
- Под ним укажите тот промежуток времени, за который хотите произвести перерасчет.
- Далее укажите причину, по которой организация, предоставляющая коммунальную услугу, должна произвести перерасчет. Варианты мы рассмотрели выше, но в тексте заявления лучше указывайте кратко. К примеру: отсутствие показаний, не проживание жильцов, неверно сняты показания, неисправен прибор учета, расчет платы по нормативам потребления не соответствует действительности (актуален для договорных потребителей).
- В графе основания для перерасчета вы прописываете соответствующий документ, который дает для этого основания. Помимо предложенных в описании графы, вы можете сослаться на Жилищный кодекс, Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах, Правила предоставления коммунальных услуг. Если у вас есть акт о неисправности счетчика, составленный уполномоченным на это специалистом, укажите его и обязательно приложите копию, как и для любого другого документа. Копию нормативных документов прикладывать не нужно.
Возможные трудности
Несмотря на законность процедуры, нередко пользователи сталкиваются с различными трудностями при попытке проведения перерасчета. Для этого рассмотрите наиболее часто встречающиеся ситуации:
- Не знаете сумму и объем за различные периоды – обратитесь к поставщику, по вашей просьбе он обязан предоставить вам расшифровку за любой период по месяцам. Такая информация поможет определиться, какая сумма задолженности и за что возникла.
- Вам отказывают проводить перерасчет – если отказ обосновывается, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд. Если письменного обоснования энергоснабжающая организация вам не предоставила, обязательно укажите такое требование в следующем заявлении.
- Несоответствие данных мотивируют съемом уполномоченного лица – если вы не присутствовали при этой процедуре, то можете требовать повторного съема. При этом вам предоставят журнал, в котором вы самостоятельно распишитесь о соответствии показаний индивидуального счетчика.
- Счетчик стал слишком много наматывать. Если вы считаете, что тот объем электроэнергии, который вам выставляют к оплате ежемесячно, не соответствует действительности, вы можете заказать контрольный замер или замену счетчика на другой.
Если поставщик, осуществляющий подачу электроэнергии, всячески уклоняется или игнорирует ваши попытки инициировать перерасчет, обратитесь в вышестоящий орган, осуществляющий надзор за его работой. При этом прикладывайте к письму копии собственных заявлений о перерасчете и ответов на них, если таковые имеются.