Как призвать к ответственности служащих супермаркета?
Ответственность государственных служащих.
Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к. соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» – «г» п. 3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка(ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.
В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.
В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.
Административная ответственностьгосударственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Под должностным лицомв КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Уголовная ответственностьпредусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.
Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.
Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9189 –
Охранники магазина превысили полномочия, из-за них меня осудили.
Решил пойти в гипермаркет. Встретил там знакомого. Ходили по магазину, набрал продуктов домой: шоколадки, йогурты, пакеты и т.п.
У кассы знакомого задержали, меня тоже попросили с ним пройти. Я отказался, ушел обратно в торговый зал.
Охранник схватил меня за куртку и в грубом тоне матом попросил пройти с ним.
Я отказался. Он начал силой тянуть менять. Тут подошел еще охранник и тоже схватил меня и они начали тащить меня и толкать, и из-за этого я упал. Когда лежал на спине, то меня схватили за горло и придерживали. Дальше я встал и тут подошел еще 3-й охранник и вцепился за меня. Я сопротивлялся, и тут подошел еще 4-й охранник. Они в грубом тоне просили пойти с ними, я отказывался. Сказал, что пройду после того, как куплю еще что-нибудь. Попросил их со мной пойти. Они отказались.
Потом, я согласился пройти с ними, т.к. позориться перед народом было стыдно, т.к. меня толкали туда-сюда.
Знакомый до нашей встречи оказывается забрал 4 киндера и попался на этом, и из-за этого меня вместе с ним позвали на досмотр.
В комнате досмотра мне угрожали расправой дубинкой, т.к. отказывался слушаться их.
Некоторую часть диалога успел снять на видео.
Охранник который превысил свои полномочия сказал, что я не в праве заходить в магазин, если у меня есть чек на продукты. Сказал, что я обязан все класть в ячейку.
Когда спросил его имя, то он не сказал и сразу же снял бейджик.
Меня попросили достать мол ворованное из карманов куртки.
Я все достал. Я был пуст.
Попросили все с рюкзака достать. Все продукты были оплачены, которые я забирал в этом магазине.
У меня были в большом кармане пачка презервативов.
Они не были куплены с этого магазина.
Охранники сказали, что я забрал у них.
Я попросил доказать. Ничего не было доказано.
Приехала охранная организация. (Хочу заметить, что охрана в этом гипермаркете не с охранной организации, а просто ребята в костюмах)
Дальше была вызвана полиция. Меня оформили. Отвезли к участковому. Там я написал заявление на охранников.
Потом отвезли в обезьянник, утром отвезли дальше на суд. Суд обвинил меня виновным и назначил штраф 1к.
Честно сказать, я в шоке.
Хочу оспорить наказание, потребовать увольнение охранников, потребовать оплату химчистки одежды и моральный ущерб, но законов не знаю и пока не понимаю как все сделать, ибо явно так вести они себя не имеют право! Прошу помочь, если кому-то не жалко времени
Здравствуйте! Оспорить решение суда и привлечь к ответственности служащих охраны – это два разныхдействия.
Чтобы оспорить решение суда необходимо подать апелляционную жалобу в вышестоящий суд в течение 30 дней. Чтобы помочь Вам составить жалобу – надо видеть решение суда и материалы по делу.
Чтобы привлечь к ответственности охранников Вам следует написать заявление в полицию с просьбой возбудить уголовное дело по ст.203 УК РФ, указать на обстоятельства дела, желательно иметь видеозаписи из магазина и свидетельские показания. В общем порядке жтим должны заниматься следственные органы в рамках проверки по Вашему заявлению. Также Вам следует обратиться к руководству супермаркета с жалобой на сотрудников охраны с копией документа о принятии у Вас заявления в полицию на действия охранников. Они в свою очередь также проведут служебную проверку. Если дело будет возбуждено, то в его рамках Вы вправе требовать компенсации причиненного Вам морального ущерба.
“Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
УК РФ, Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Материальная ответственность директора магазина
1.1. Если политикой компании предусмотрена сквозная мат. ответственность руководителя за свой персонал, то вполне возможно. Это дает лишнюю ответственность директору магазина за подчиненных. Но это нельзя назвать незаконным.
2.1. Тут все зависит от того какие у него претензии и чем он может их подтвердить.
3.1. Вы сами подписали договор о материальной ответственности вы его читали я его не видел что в этом договоре сказано про просрочку.
4.1. Нет, не можете нести материальную ответственность. Поскольку инвентризация без вас проводилась. Оснований нет. Удачи Вам и всего хорошего.
5.1. Подали на меня заявление в полицию. Что делать?
Если Вы ничего не брали, то волноваться не стоит. Это они должны доказывать вашу вину, а не вы свою невиновность.
5.2. Ирина, тут уже нашла коса на камень. Предупредите, что идете в прокуратуру писать заявление об узаконении Вашего трудоустройства с записью в трудовую книжку. А недостачу пусть доказывают. Кстати суд тоже может это узаконить.
С любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого наилучшего!
6.1. Могут ли удерживать недосдачу с меня одной, т.к. я являюсь директором, но при этом договора полной материальной ответственности есть у всех сотрудников? Если недостача превышает среднемесячный заработок, то ее не имеют право взыскивать без вашего согласия. Если вы не давали письменного согласия погасить недостачу, то ее взыскивают в судебном порядке.
7.1. Ирина, добрый день.
Чтобы Вам помочь, нужно разбираться в причинах возникновения недостачи и оценивать наличие вашей вины в ее возникновении – с учетом Ваших должностных обязанностей и условий договора о полной материальной ответственности.
7.2. Надо видеть ваш трудовой договор и договор о материальной ответственности, чтобы квалифицированно ответить на ваш вопрос. Успешно решить Ваш вопрос можно только с юридической помощью. Всегда рад Вам помочь!
7.3. Нужно жаловаться в прокуратуру, Согласно ФЗ РФ №59-ФЗ жалоба пишется в произвольной форме (своими словами), или заказывайте в личку юристу, подается по почте либо вручается лично.
7.4. Чтобы “повесить” любую сумму – нужно сначала доказать вину. Удержания из зарплаты без решения суда в данной ситуации не законны. Если ьудут удерживать обращайтесь с жалобой в трудовую инспекцию.
8.1. Модете обратиться в суд. Пишите жалобу в трудоинспекцию..
8.2. Пишите жалобу в трудовую инспекцию и жалобу на прокурора в вышестоящую прокуратуру.
8.3. Обратитесь с жалобой в трудовую инспекцию.
9.1. Обратитесь в гострудинспекцию
10.1. Вы и без ухода можете не выплачивать, если ревизия необоснована.
11.1. Ответ зависит от того, что написано в вашей должностной инструкции и трудовом договоре, являетесь ли материально ответственным лицом и заключен ли с вами договор о материальной ответственности.
12.1. А что же Вы до передачи денег не проверили за что платите? Необходимо смотреть расписку,и обязательно оформите и вручить письменную претензию продавцу, от ее содержания много зависит, поручите проведение переговорам специалисту ,возможно Вы решите свой вопрос без суда
13.1. Да, он может это сделать.
13.2. Наталья.
.
Это уже дело вашего бывшего работодателя и его юриста или юристов.
Но Вы должны знать на всякий случай как “Таблицу умножения” положения статей 247, 248, 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
.
Знать свои права и обязанности – это хорошо. Но лучше уметь ими
пользоваться на практике с ПОЛЬЗОЙ для себя, а не наоборот.
В этом может помочь разобраться конкретный юрист с ссылками на
нормативные акты при наличии полной и нужной информации по
юридическому вопросу и (или) копий относимых документов.
.
Удачи Вам
14.1. Нет.Максимум 6 месяцев.
14.2. Абсолютно никакой.
15.1. Можете обратиться в трудовую инспекцию .
“Статья 278. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям:
1) в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;”
17.1. А зачем писали расписку?
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном ТК РФ.
Обращайтесь с заявлением в полицию.
Для более точного ответа необходимо изучать обстоятельства дела, имеющиеся документы.
18.1. а в чем проблема. Опечатываете в присутствии понятых помещение, пишите заявление о прекращении ответственности и далее уходите, НО, до этого, ВЫ, БЫЛИ ОБЯЗАНЫ, НЕОДНОКРАТНО ОБРАЩАТЬСЯ К РУКОВоДСТВУ, что, скорее всего, Вы не делали. Вот в чем проблема, если я ее правильно понимаю. Теперь сидите и ждите. Извините, но кто за Вас думать должен? или определять момент обращения за помощью?
19.1. Да, в таком случае имеете полное право
19.2. Необходимо знакомиться с трудовым договором!
19.3. Имеете право-Вам не обеспечены условия для хранения ценностей
19.4. договор о полной материальной ответственности подписывается с теми сотрудниками, которые работают с материальными и денежными ценностями, принадлежащими фирме.
Если в ваши должностные обязанности входит работа с мат. ценностями (например, работа с кассовым аппаратом), то вы должны подписать договор о мат. ответственности.
20.1. Да, можно, если докажете факт хищения ден средств.
20.2. Можно, на основнии ст. 160 Уголовного кодекса РФ “Присвоение и растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному”.
21.1. договор о СПД и договор аренды – разные вещи. Что в вашем договоре указано, то вы и должны делать. если в договоре есть порок, вы можете его оспорить в суде.
22.1. Нет, это неправильно.
Вы можете только подписать акт приёмки товара но никак не расписку на денежную сумму.
Если это обязательное условие – то лучше там не работать.
23.1. Почитайте про мат.ответственность в ТК РФ, и примите решение сами. Содержание “бумаги” тоже очень хорошо изучите.
23.2. Алексей Сергеевич! такую материальную ответственность могут нести только лица, непосредственно хранящие и обслуживающие такие ценности.
Пусть запишут в договоре, что все Ваши мате ценности запираются в сейф, а ключ только у вас. Тогда подписывайте
24.1. Вашей вины здесь нет, поэтому Вы не несете за это ответственности.
25.1. При указанных обстоятельствах нет. Нужна Ваша прямая вина в недостаче
26.1. если вы приняты грузчиком сборщиком то вправе не подписывать данные договоры , попросите ваши должностные обязанности, где там есть что вы несете материальную ответственность ? за случайную порчу товара может быть .
27.1. Если требует подписать договор, то требуйте и трудовой договор тогда подписать, но с сегодняшней даты а не задним числом.
28.1. Могут, если Вы были согласны с результами ревизии, сличительной ведомостью.
29.1. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном ТК РФ.
30.1. Елена, Вы можете ссылаться на нарушения при проведении инвентаризации. Вы, как материально-ответственное лицо, должны были присутствовать при проведении инвентаризации, дать объяснения и пр. Поскольку при увольнении инвентаризация не проводилась, то взыскать с Вас недостачу, которую установили после увольнения работника, мне представляется делом не перспективным.
30.2. Елена.
Проводить инвентаризацию обязаны в присутствии Вас. Иначе ее легко можно признать в суде недействительной.
Материальная ответственность государственных служащих
Согласно части 7 статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу, причиненных действием, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов согласно статье 16 ГК РФ осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как следует из содержания статьи 1069 ГК РФ вред, который причинен гражданину либо юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации либо казны муниципального образования.
За действия своих должностных лиц несет ответственность перед гражданином или юридическим лицом непосредственно государственный орган или орган местного самоуправления. А сами должностные лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена только дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих (далее по тексту – Закон №79-ФЗ). Но так как служебный контракт, заключаемый с гражданским служащим, является специфической разновидностью трудового договора, то на гражданского служащего распространяются также нормы трудового законодательства, регулирующие материальную ответственность. Государственный орган, возместив ущерб физическому либо юридическому лицу, причиненный его работником при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право взыскать в порядке регресса сумму причиненного ущерба со своего работника.
Увольнение государственного гражданского служащего со службы не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.
Материальная ответственность государственного гражданского служащего наступает за вред, который он причинил своими действиями при исполнении трудовых обязанностей организации. Возмещение ущерба производиться либо по требованию администрации этого органа, либо в судебном порядке. Государственные гражданские служащие несут, как правило, ограниченную материальную ответственность, предусмотренную нормами статьи 238 ТК РФ. К полной материальной ответственности их можно привлечь только по решению суда.
Ответственность за вред, причиненный государственным гражданским служащим не при исполнении трудовых обязанностей, он будет нести в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Право на обжалование решения представителя нанимателя (работодателя) о привлечении государственного гражданского служащего к материальной ответственности и сроки обжалования, предусмотренные ТК РФ, рассмотрены в разделе 2.2.4.
В статье 37 Закона №79-ФЗ рассмотрены основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, в числе которых имеются такие как:
подпункт «г» пункта 3 статьи 37 – «совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях»;
пункт 4 части 1 статьи 37 – «совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя»;
пункт 5 части 1 статьи 37 – «принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа».
Увольнение по основаниям, предусмотренным подпунктом «г» пункта 3 статьи 37, пункт 5 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ, являются согласно части 1 статьи 57 этого Закона мерами дисциплинарного взыскания. Однако привлечение работника к дисциплинарной ответственности не мешает привлечь того же работника к ответственности материальной в порядке, предусмотренном ТК РФ. Как уже было сказано раньше в части 6 статьи 248 ТК РФ: возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.
Некоторые категории государственных служащих несут ответственность на основании других нормативных актов. Так, например, вопрос о материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ими ущерба регламентируется Федеральным законом от 12 июля 1999 года №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ).
Необходимо отметить, что ТК РФ согласно части 8 статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
– военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
– члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).
Следовательно, положения ТК РФ о материальная ответственности не распространяются на военнослужащих, если только они не относятся к вышеуказанным категориям.
Действие Закона №161-ФЗ распространяется на военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Согласно статьи 3 этого Закона военнослужащие могут нести материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Военнослужащие, причинившие ущерб не во время несения службы будут нести материальную ответственность в рамках гражданского законодательства. При этом согласно пункту 4 статьи 3 Закона №161-ФЗ военнослужащие, причинившие ущерб, могут быть привлечены к материальной ответственности в течение 3 лет со дня обнаружения ущерба.
Не могут быть привлечены к этому виду ответственности военнослужащие, причинившие ущерб в результате выполнения приказа командира (начальника) и в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Законом №161-ФЗ установлены 2 вида материальной ответственности военнослужащих – полная и ограниченная.
Определение размера причиненного ущерба, а также порядок его возмещения предусмотрен нормами указанного Закона.
Более подробно с вопросами, касающимися оснований для привлечения к материальной ответственности работников организации, включая директора и должностных лиц организации, порядок привлечения к такой ответственности, а также порядок взыскания причиненного ущерба Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Материальная ответственность ».
Материальная ответственность государственных служащих
Согласно части 7 статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу, причиненных действием, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов согласно статье 16 ГК РФ осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как следует из содержания статьи 1069 ГК РФ вред, который причинен гражданину либо юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации либо казны муниципального образования.
За действия своих должностных лиц несет ответственность перед гражданином или юридическим лицом непосредственно государственный орган или орган местного самоуправления. А сами должностные лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена только дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих (далее по тексту – Закон №79-ФЗ). Но так как служебный контракт, заключаемый с гражданским служащим, является специфической разновидностью трудового договора, то на гражданского служащего распространяются также нормы трудового законодательства, регулирующие материальную ответственность. Государственный орган, возместив ущерб физическому либо юридическому лицу, причиненный его работником при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право взыскать в порядке регресса сумму причиненного ущерба со своего работника.
Увольнение государственного гражданского служащего со службы не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.
Материальная ответственность государственного гражданского служащего наступает за вред, который он причинил своими действиями при исполнении трудовых обязанностей организации. Возмещение ущерба производиться либо по требованию администрации этого органа, либо в судебном порядке. Государственные гражданские служащие несут, как правило, ограниченную материальную ответственность, предусмотренную нормами статьи 238 ТК РФ. К полной материальной ответственности их можно привлечь только по решению суда.
Ответственность за вред, причиненный государственным гражданским служащим не при исполнении трудовых обязанностей, он будет нести в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Право на обжалование решения представителя нанимателя (работодателя) о привлечении государственного гражданского служащего к материальной ответственности и сроки обжалования, предусмотренные ТК РФ, рассмотрены в разделе 2.2.4.
В статье 37 Закона №79-ФЗ рассмотрены основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, в числе которых имеются такие как:
подпункт «г» пункта 3 статьи 37 – «совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях»;
пункт 4 части 1 статьи 37 – «совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя»;
пункт 5 части 1 статьи 37 – «принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа».
Увольнение по основаниям, предусмотренным подпунктом «г» пункта 3 статьи 37, пункт 5 части 1 статьи 37 Закона №79-ФЗ, являются согласно части 1 статьи 57 этого Закона мерами дисциплинарного взыскания. Однако привлечение работника к дисциплинарной ответственности не мешает привлечь того же работника к ответственности материальной в порядке, предусмотренном ТК РФ. Как уже было сказано раньше в части 6 статьи 248 ТК РФ: возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.
Некоторые категории государственных служащих несут ответственность на основании других нормативных актов. Так, например, вопрос о материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ими ущерба регламентируется Федеральным законом от 12 июля 1999 года №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ).
Необходимо отметить, что ТК РФ согласно части 8 статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
– военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
– члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).
Следовательно, положения ТК РФ о материальная ответственности не распространяются на военнослужащих, если только они не относятся к вышеуказанным категориям.
Действие Закона №161-ФЗ распространяется на военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Согласно статьи 3 этого Закона военнослужащие могут нести материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Военнослужащие, причинившие ущерб не во время несения службы будут нести материальную ответственность в рамках гражданского законодательства. При этом согласно пункту 4 статьи 3 Закона №161-ФЗ военнослужащие, причинившие ущерб, могут быть привлечены к материальной ответственности в течение 3 лет со дня обнаружения ущерба.
Не могут быть привлечены к этому виду ответственности военнослужащие, причинившие ущерб в результате выполнения приказа командира (начальника) и в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Законом №161-ФЗ установлены 2 вида материальной ответственности военнослужащих – полная и ограниченная.
Определение размера причиненного ущерба, а также порядок его возмещения предусмотрен нормами указанного Закона.
Более подробно с вопросами, касающимися оснований для привлечения к материальной ответственности работников организации, включая директора и должностных лиц организации, порядок привлечения к такой ответственности, а также порядок взыскания причиненного ущерба Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Материальная ответственность ».