Как оградить ребенка от издевательств одноклассников?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Как оградить ребенка от издевательств одноклассников?

Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям

Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям

Это настоящая пытка – быть объектом нападок сверстников. Многие из нас знают об этом не понаслышке – кого-то дразнили в садике, у кого-то прятали вещи в младшей школе, а кто-то пострадал уже в подростковом возрасте. Вы давно выросли и стали мамой, и теперь вас приводит в ужас мысль о том, что вашего ребенка может ожидать та же участь.

Неважно из-за чего расстроен ребенок – у него отобрали игрушку, сверстник оказался встать с ним в пару, его не принимают в игру, подруга не пригласила на день рождения, приятель разбил ему нос, одноклассники дразнят… Ребенок переживает любое из этих происшествий болезненно, ему необходимы поддержка и совет родителей. Почему сверстники невзлюбили именно его? Как вести себя в такой ситуации родителям? Как предотвратить разочарование и боль самого дорогого человека? Нужно ли учить ли ребенка давать сдачи или самим защищать его? Может быть, насмешки и нападки сверстников – это неотъемлемая часть взросления, своего рода обряд посвящения, через который проходят все дети?

Почему-то принято считать, что родители поднимают слишком много шума вокруг этого явления – подумаешь, ребенка обижают, ничего страшного, дети сами разберутся. Но психологи предупреждают, что это очень опасное заблуждение.

Оказывается, даже в восемьдесят лет мы помним все издевательства и нападки, которым подвергались в раннем детстве, имена наших обидчиков и имя того, кто защищал нас. Отголоски боли, пережитой в детстве, мы чувствуем на протяжении всей жизни. К счастью, сегодня в нашем распоряжении есть информация, которая позволит прекратить издевательства и нападки сверстников, так почему бы ею не воспользоваться?

Как понять, обижают ли ребенка в школе или садике

Не ожидайте, что ребенок подойдет к вам и скажет: «Меня дразнят и обижают в школе, другие дети обзывают меня нехорошими словами и забирают мои вещи». Далеко не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Если он ничего сам не рассказывает – следует понаблюдать за ним.

Родителей должно насторожить любое изменение в поведении ребенка. Если ребенок ведет себя необычно (например, стал скрытным и задумчивым), возможно, это реакция на преследования сверстников.

Родителям следует присмотреться к ребенку, если он не хочет идти в детский сад или школу, избегает большого скопления людей, возвращается с занятий подавленным, плачет без очевидной причины и редко рассказывает о том, что происходит в детском саду (школе). Если это происходит часто, скорее всего, у него не складываются отношения со сверстниками, и родителям стоит вмешаться.

Кроме того, родители должны обратить внимание, нет ли на теле ребенка синяков, ссадин и царапин. Нередко дети, которые подвергаются унижениям и преследованиям, вредят себе. Членовредительство также может быть признаком совершенного над ребенком насилия. Если мальчик боится идти в туалет, это часто говорит о том, что в школе или садике его дразнят «голубым», смеются над его пенисом или издеваются как-то иначе. Так как из ванной есть всего один выход, это идеальное место, чтобы дразнить других детей, устраивать «темную». Когда мальчик целый день терпит и не идет в туалет, у него могут возникнуть серьезные заболевания желудочно-кишечного тракта. Понаблюдайте за ребенком: если, вернувшись домой из школы или садика, он сразу бежит в туалет, это может быть признаком преследования и издевательств сверстников или старших ребят.

Если ребенок ведет себя необычно – в чем бы это ни проявлялось – в первую очередь следует подумать о том, не обижают ли его другие дети в школе или садике. Даже если издевательства не сопровождаются физическим насилием, ребенок все равно получает сильнейшую травму, которая может повлиять на всю его дальнейшую жизнь, если родители (или другие взрослые) своевременно не вмешаются.

Что делать, если ребенок жалуется, что его обижают другие дети

Если ребенок жалуется, что другие дети его обижают, дразнят или не хотят с ним играть, дайте ему высказаться. Ни в коем случае не останавливайте его, не говорите: «Наверное, ты сам виноват, не могут же они приставать к тебе просто так». Это ошибка, которую совершают многие родители. Не думайте, что ребенок сам виноват в том, что его обижают, и уж тем более не пытайтесь внушить эту мысль ему. Издевательства редко имеют причину или логическое объяснение, и для ребенка неважно, почему его обижают – для него важно, что это происходит с ним.

Внимательно выслушайте ребенка, не осуждая его заранее за гипотетическое плохое поведение. Дайте ему выговориться. Не пытайтесь немедленно решить проблему или заявить, что никакой проблемы нет. Расспросите ребенка, что случилось, почему произошедшее так его зацепило и обидело. Постарайтесь как можно больше узнать об обидчике (или обидчиках) вашего сына или дочери: кто он, давно ли они знакомы, в каких они отношениях.

Не нужно спешить осуждать обидчика и восклицать: «Ах, какой это плохой мальчишка (девчонка)!», ведь вы знаете только одну версию событий. Скорее всего, ребенок не ждет от вас бурной реакции, негодования и ярости, не рассчитывает, что вы немедленно броситесь разбираться с его обидчиком. Ему просто нужно знать, что вы всегда его выслушаете и что его жизнь для вас важна. Когда ребенок закончит рассказ, вы можете сделать следующий шаг, в зависимости от того, требуется ли ваше вмешательство, или нет.

Если родители слишком бурно отреагируют на рассказ ребенка, начнут возмущаться или бросятся мстить обидчику, ребенок может стушеваться и уйти в себя. В большинстве случаев ребенок может справиться с обидчиками без вмешательства взрослых (родители не должны вмешиваться непосредственно, а только помочь советом), и если мама будет неотступно сопровождать его на детскую площадку или в садик, это едва ли поможет наладить отношения со сверстниками. И больше на его откровенность вам рассчитывать не придется.

К ак защитить ребенка от нападок и издевательств

Родители по-разному стараются защитить своих детей от нападок сверстников. Одни пытаются подготовить ребенка к жизни в коллективе, занимаясь его физическим развитием, приучая его к независимости и самостоятельности, другие лично встают на защиту своего чада. К сожалению, эти способы скорее усложняют, чем упрощают жизнь ребенка.

Родители должны подвести ребенка к правильному решению, подсказать ему, как лучше себя повести в проблемной ситуации. Спросите у него: «Как ты думаешь, что можно сказать и сделать, когда эта ситуация повторится? Как лучше поступить, чтобы это прекратилось?». Помогите ребенку увидеть последствия его слов и поступков; подскажите ему, что эту проблему он вполне может решить своими силами.

Например, если ребенок предложит ответить обидчику: «Оставь меня в покое, придурок», не стоит ему это запрещать или отговаривать. Просто спросите его: «Как ты думаешь, что произойдет, если ты так сделаешь?». Пусть ребенок самостоятельно придет к выводу, что обзывание только ухудшит ситуацию и приведет к эскалации конфликта.

Если ребенок пожмет плечами и скажет: «Тогда я просто убегу». Вы можете согласиться с ребенком – спасись от преследователей бегством можно раз-другой, но рано или поздно все равно придется посмотреть страхам в глаза, и разговор неизбежен.

Также очень важно спросить у ребенка, как бы он хотел, чтобы разрешилась эта ситуация? Чего он ожидает? Но не предлагайте свое решение (вы можете только задать направление мыслей) – ребенок сам должен найти выход. Он должен знать, что самостоятельно придумал, что нужно делать. Если предоставить ребенку возможность самому разбираться со своими проблемами, он научится более эффективно налаживать отношения со сверстниками. В некоторых случаях ребенку полезно пережить все стадии конфликта со сверстниками – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы, что избавит его от многих сложностей в будущем. Но важно не пропустить ситуацию, с которой ребенок не может справиться без вмешательства взрослых. Если ребенка не просто дразнят два-три одноклассника, а регулярно изводят всем классом (насмехаются над ним, прячут или портят его вещи, запугивают, толкают, бьют) без помощи взрослых ему не справиться.

Что делать, если ребенок не признается, что его обижают?

Самое главное, чтобы у ребенка было место, в котором он чувствовал себя в безопасности. Если вы видите, что с ребенком что-то не так, но он не хочет рассказать вам, что с ним происходит, не давите на него. Этим вы можете еще дальше его оттолкнуть – он будет думать, что даже дома не защищен от посягательств на его свободу. Возможно, вам стоит обратиться за помощью к человеку, которому ребенок доверяет, например, старшему брату или сестре, близкому другу или учителю. Откровенный разговор необходим, чтобы разобраться в сущности проблемы, но начать его должен ребенок.

Когда нужно обращаться за помощью в школу?

Когда конфликт с одноклассниками приобрел серьезный размах, с посещением школы лучше не затягивать. Если ребенок чаще раза в неделю приходит домой и жалуется, что его обижают, дразнят, портят вещи и унижают, подождите, пока закончатся уроки и дети разойдутся по домам, и отправляйтесь в школу. Обратитесь к классному руководителю или завучу. Этот вопрос лучше обсуждать не по телефону, а при личной встрече, о которой лучше предупредить.

Предупреждение родителям: как правило, учителя не подозревают о том, что происходит за пределами классной комнаты, и то, что ваш ребенок подвергается преследованию или является объектом насмешек, чаще всего оказывается для них полной неожиданностью. Дети достаточно умны, чтобы прилично вести себя в присутствии учителя. Не стоит немедленно обвинять классного руководителя в том, что он не справляется со своей работой, и требовать строгого наказания для обидчиков вашего ребенка. Скорее всего, дело вовсе не в равнодушии учителя, а в том, что дети научились хорошо притворяться.

Не ожидайте, что в школе вас встретят с раскрытыми объятиями, посочувствуют и скажут: «О, да, это все происходило на наших глазах». Скажите классному руководителю, что ребенок приходит домой и рассказывает, как его обижают. И подытожьте: «Вот как эта ситуация влияет на моего ребенка». Классному руководителю или учителю нужно это знать, ведь то, что очевидно для вас, может быть неочевидным для него. Попросите его впредь внимательнее следить за поведением учеников.

Вы также можете оставить учителю свой номер телефона и адрес электронной почты для обратной связи. Если нападки на ребенка не прекратились или переросли в травлю, вам нужно обратиться непосредственно к директору. Сразу приступайте к сути дела, скажите: «На прошлой неделе я говорила с классным руководителем, но моя дочь по-прежнему жалуется, что ее преследуют одноклассники. Что мы будем делать?»

Чтобы избежать проволочек, прямо спросите, когда он может разобраться с ситуацией, и когда вы сможете увидеться еще раз, чтобы обсудить результаты его вмешательства. Узнайте, что он собирается предпринять. Вернувшись домой, вы сможете успокоить ребенка, сказать, что до четверга (например) директор планирует поговорить с его обидчиками или вызвать в школу их родителей. Попросите учителей и директора сохранить ваш разговор в тайне – дети очень боятся огласки и того, что сверстники будет считать их «ябедами».

Что делать, когда ребенку угрожают физической расправой?

Если вы узнали, что вашему ребенку угрожают физической расправой, вы можете обратиться в милицию. Есть угроза – есть состав преступления. Но это уже крайние меры, к которым следует прибегать, когда больше ничто не помогает. Поэтому так важно вовремя вмешаться, чтобы дело не дошло до физического насилия, потому что это уже серьезно и отразится не только на дальнейшее жизни ребенка, но и на жизни его обидчиков.

Трудно убедить ребенка в том, что в школе ему ничто не угрожает, особенно, если угроза анонимна. Для ребенка, получившего анонимную угрозу, школа превращается в бесконечную пытку, ведь он каждую минуту ожидает нападения. Ребенок не может сосредоточиться на учебе, не может думать о контрольной по математике, если пытается понять, кто подбросил ему записку с угрозой избить. На этом этапе ситуация становится критической.

Вы можете обратиться к учителям, чтобы понять, что происходит в школе, но на их помощь не стоит особо рассчитывать. Родителям нужно будет принять трудное решение: если автор угроз так и не будет найден, не исключено, что ребенка придется перевести в другую школу.

Как ребенок может самостоятельно защититься от нападок сверстников?

Читать еще:  Какие статьи ограничивают деятельность коллекторов в части звонков должникам?

Разговаривая с ребенком о конфликтной ситуации, объясните ему, что агрессивное поведение – признак слабости и трусости. Задиры редко действуют в одиночку или нападают на нескольких ребят – они выбирают жертву, которая не может дать им отпор. Унижая и преследуя более слабого, они самоутверждаются за его счет.

Родители могут научить ребенка некоторым методам психологической защиты, которые помогут ему справиться с нападками сверстников. Например, научите его не поддаваться на провокации. Объясните ребенку, что он может и должен уметь отказать сверстнику, если ему неприятно или не хочется что-то делать. Если вы ожидаете, что ребенка будут дразнить из-за внешности или необычной фамилии, можете заранее обсудить это с ним. Подготовить ребенка к жизни в коллективе можно разыгрывая сценки, демонстрируя ему виды агрессии (обзывания, драки, отбирание вещей) и вынуждая ребенка защищаться. Это позволит ребенку отработать тактику поведения, подготовиться к нападению, подсказать наиболее приемлемые выходы из конфликта. И мальчикам, и девочкам полезно побороться с родителями: и побеждать, и терпеть поражение.

Научите ребенка менять тактику поведения. Разберите с ребенком типичный конфликт со сверстниками. Обычно ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме, каждое его действие предсказуемо – в этом особая радость для преследователей. Предложите ему в следующий раз на стандартные обстоятельства реагировать неожиданным для задиры образом, то, возможно, сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Возможно, они тоже попытаются изменить тактику поведения. Вмешательство взрослых будет необходимо, если обидчики перейдут к более серьезным действиям. Но главной и самой надежной защитой для ребенка является чувство собственного достоинства и уверенность в себе, а родительская любовь и поддержка – самые надежные союзники на этом пути.

Как защитить ребенка от травли одноклассников

Школа для ребенка – это новый мир, то место, где он в течение десяти лет проводит большую часть своего времени. И от атмосферы в классе, от взаимоотношений со сверстниками зависит вся будущая жизнь вашего чада – его характер, развитие способностей и отношение к окружающему миру. Именно атмосфера в школе, а даже не успеваемость и элитарность учебного заведения, является наиважнейшей вещью для ребенка.

Конфликты с соучениками, как показывает практика, стали насущной проблемой в детских коллективах всего мира. Психологи бьют тревогу – подростки, которые подвергаются коллективной травле одноклассников, не могут защитить себя, все чаще предпочитая либо смириться с несправедливостью, либо уйти из жизни.

В 1983 году на советские экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по одноименному роману Владимира Железникова. Картина поставила проблему, которая существовала всегда, но о которой в Советском Союзе не принято было говорить, – о травле, о самоутверждении группы одноклассников за счет систематического унижения отдельного человека и о запоздалом раскаянии. Но если тридцать лет назад это явление многим показалось страшным, вопиющим и исключительным, редкой подростковой болезнью, то сегодня буллинг (bullying — травля по-английски) становится насущной проблемой детских коллективов вплоть до младшей школы. Психологи ставят ее наравне с дедовщиной в армии, «опусканием» в тюрьме, моббингом на работе (травля сотрудниками), которые, по сути, есть проявления одного и того же феномена в разных контекстах.

Дети в период взросления становятся очень чувствительными к мнению окружающих, особенно – друзей и одноклассников. А если те начинают их преследовать по какому-либо поводу, все может обернуться трагедией. Примеров, к сожалению, можно привести много.

Жестокие игры

В одной из школ Ивано-Франковской области покончила с собой 12-летняя девочка. Родственники называют причину – школьница не нашла общего языка с одноклассниками, а учителя вовремя не прекратили систематическую травлю ребенка.

«Она в тот день пришла на каблуках, мы ей сказали, что рано еще такие туфли носить, ноги станут кривыми… А она ответила, что повесится», – рассказывает одноклассница погибшей девочки. Как оказалось, жертву часто подвергали насмешкам из-за ее одежды. Девочка оставила предсмертную записку, в которой попросила никому не рассказывать о ее поступке, простить ее и не устраивать никаких поминок. Она объяснила, что ей надоели насмешки над ее внешним видом, поэтому она и решила уйти из жизни.

Другая трагедия произошла в одном из сел Красноармейского района Житомирской области. Восьмиклассника Андрея учительница обвинила в воровстве мобильного телефона. Одноклассники организовали «вору» бойкот. Вскоре подростка обнаружили повесившимся в хозяйственной постройке возле дома. Учительница потом нашла свой телефон, однако школьник об этом уже не узнал. В другом селе, в Николаевской области, семиклассница повесилась из-за насмешек школьников, которые заподозрили у девочки педикулез. А 13-летняя Наташа выбросилась из окна после издевательств сверстников – девочка, являвшаяся в классе авторитетом, выбрала Наталью объектом для насмешек, и к ее «забаве» подключился весь класс.

Эта проблема охватила весь мир. Особенно она актуальна для Японии – в 2007 году Министерство образования впервые официально признало, что по меньшей мере в 45 процентах случаев самоубийств школьников причиной становится именно травля в школе. В Великобритании большой резонанс вызвало самоубийство 12-летнего Брэдли Вайзмана. В новой школе его буквально затравили за манеру разговора – сверстникам не нравилось, что Брэдли разговаривал, по их мнению, слишком вежливо. Бесконечные издевательства закончились тем, что мальчика обнаружили мертвым в петле в собственной комнате.

В Америке к бурной дискуссии чиновников привели сразу три громких случая. 15-летняя Фиби, переехавшая в штат Массачусетс из Ирландии, не понравилась новым одноклассникам. Ее дразнили, обзывали, запирали в шкафах, прятали ее вещи. Ирландский акцент и католическая вера еще больше отделяли Фиби от ровесников, а ее красота и способности вызывали явное раздражение девочек в классе. А когда на Фиби обратил внимание самый популярный мальчик в школе, проходу ей и вовсе не стало. Травля перенеслась и в Интернет – Фиби ежедневно получала десятки смс и электронных писем, в которых ее всячески унижали и советовали убираться обратно в Ирландию. Девочку глубоко задевали оскорбления, однако она не поделилась с матерью своей проблемой, а сама с ней справиться не смогла – после очередной сцены Фиби повесилась в чулане.

В штате Мичиган трагедия произошла с 14-летней Самантой Келли. Она обвинила главного школьного плейбоя в изнасиловании, после чего соученики устроили ей травлю – они считали, что Саманта сама спровоцировала 18-летнего парня. После месяца этой пытки девочка покончила с собой.

Повесился в сарае и 13-летний Джон Кармайкл из Техаса. Невысокого светловолосого мальчика в очках одноклассники обзывали геем и коротышкой, всячески издевались. Некоторые из мучителей Джона пришли проводить его в последний путь. «Все, что я тогда говорил и делал, теперь терзает меня, – признался его ровесник Крис. – Я бы хотел повернуть время вспять. Но сегодня, когда Джона уже нет с нами, ничего не изменить».

Эти истории превратились в событие национального масштаба. Выяснилось, что администрация школ знала о преследованиях детей, были возбуждены уголовные дела. Однако, по мнению прокуроров, персонал школы не имел достаточного представления о сути вражды между подростками. В каждом случае вышло так, что виноватых в трагедии нет.

Вина учителя?

От травли в школе не застрахован практически никто. Часто жертва выбирается совершенно случайно. Задира (а такой есть в каждом классе) «зондирует» коллектив, отпуская шутки в адрес то одного, то другого ученика. Тот, чья реакция будет самой заметной и болезненной, и займет место белой вороны. Вес, очки, веснушки, национальная принадлежность, дикция, заболевание, неблагозвучная фамилия – поводом для насмешек может стать что угодно. «Я безумно стеснялась своих роговых очков, — вспоминает о школьных годах актриса Ольга Сумская. — Меня дразнили «батискафом», были постоянные издевки, подколки. Я плакала по углам, но ни родителей, ни учителей в свои проблемы не посвящала. А когда это стало немыслимым, сняла очки. Это обернулось новой проблемой. Все считали, что я очень гордая, ни с кем не здороваюсь. А я просто никого не видела вокруг. У меня был набор стеклышек, которые я подставляла, как пенсне, на уроках, чтобы что-то увидеть. Только в институте, когда появились линзы, я посмотрела на мир другими глазами».

Как видим, дети пытаются справляться с проблемой самостоятельно. А ведь в первую очередь именно учитель должен видеть травлю, разбираться в ее причинах и пресекать. Именно он должен создавать психологический климат в классе, работать с обидчиками, выяснять (лучше со школьным психологом), зачем они это делают: для самоутверждения, для сведения счетов, от скуки, ради удовольствия? — и искать приемлемые способы решения. Однако учителя в массе своей считают, что никаких рычагов воздействия на учеников у них нет, а дети, мол, нынче пошли жестокие. К тому же, часто учитель может заметить не зачатки агрессии, а только уже «разбушевавшуюся войну». Если один ребенок колотит другого, кто виноват? Конечно, тот, кто первый набросился с кулаками. А то, что это – уже проявление отчаяния, до которого довели ребенка насмешки, – останется за кадром. Вполне возможно, что как раз жертвой-то и был тот, кто кинулся в драку. Обидчики очень изворотливы – и они делают все, чтобы наказан был другой.

Что могут сделать родители

Остаются родители, чья задача – помочь ребенку. Конечно же, лучше предотвратить травлю, чем потом справляться с ее последствиями. Если у малыша есть та или иная особенность, например проблемы с дикцией, обязательно предупредите об этом педагога и обратитесь к логопеду.

Следите за тем, чтобы ребенок не выделялся внешним видом (скажем, его спортивная форма должна соответствовать общим требованиям). Не нужно делать из ребенка готовую жертву. «Каждую осень у нас в школе с десяток случаев, когда мамы заставляют мальчиков 2—4-х классов ходить в колготках, иногда еще и розовых, в цветочек. Переодеваются на физкультуру — весь класс потешается, — рассказывает психолог Евгения Пайсон. — «Не все ли тебе равно, — говорят родители. — Не обращай внимания». Но родители должны понимать: у детей начинается стадия социализации, когда мнение ровесников важнее мнения взрослых. Надо представлять правила поведения в коллективе и не вынуждать ребенка идти поперек».

Очень важно поддерживать самооценку ребенка. Не унижать его, не изводить критикой, не вешать ярлыков. У маленького человека не должно быть комплекса жертвы – ощущения, что он заслужил плохое обращение с ним. Детей с нормальной самооценкой травить неинтересно: они не ведутся. Травят обычно тех, у кого какая-то явная инакость сочетается с острой реакцией на оскорбление.

Кроме того, нужно обязательно спрашивать, как у ребенка дела в школе. Причем, эти «дела» должны касаться не только оценок, но и его отношений с одноклассниками. Аккуратно расспрашивайте его о школьной жизни, ведь травля может быть не только открытая, но и пассивная – например, нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде или просто игнорирование.

Если конфликт уже случился – оцените его масштабы. Если это проблема между двумя детьми – лучше дать ребенку возможность самому разобраться и научиться отстаивать свои интересы. Некоторые родители по любому поводу мчатся в школу – разбираться с обидчиками. Но это неправильно – потому что если до этого конфликт у ребенка был только с одним человеком, то теперь на него, как на ябеду, может ополчиться весь класс.

Но вместе с тем, родители не должны оставаться безмолвными свидетелями. Как ни странно, многие считают, что пройти через травлю – это укрепить характер, обрести навыки самообороны, подготовиться к взрослой жизни, где никто тебя не защитит, кроме тебя самого. Или же учат «врезать» обидчику. Иногда это действительно помогает восстановить справедливость и завоевать уважение, но решение это не универсальное. Ведь степень угрозы может быть разной: в одном случае достаточно игнорировать агрессора, в других надо спасаться бегством. Задача семьи — не в том, чтобы любой ценой научить подрастающего человека утверждать свою правоту кулаками.

Вместе с ребенком придумайте остроумные или равнодушные ответы на насмешки. Евгения Пайсон приводит такой пример из практики: «Девочку дразнили “рыжая-ржавая”: шептали вслед, писали на доске. Она бросалась в драку, рыдала, стирала слова, они появлялись вновь. Как только девочка научилась отвечать, что она и так модно рыжая, а другим придется за деньги краситься — за пару недель все стихло, а потом и совсем ушло».

В особо сложных случаях нужно привлекать к проблеме учителей и школьных психологов. Давить на жалость обидчиков не стоит – попытки объяснить им, что жертве плохо, призыв проявить сочувствие лишь укрепляют агрессоров в позиции сильного, который хочет — казнит, а хочет — милует. К тому же, это еще более унижает жертву, демонстрирует ее беспомощность. Очные ставки и принудительные извинения с фигой в кармане тоже не нужны. Говорить надо с родителями обидчиков, причем, посредством школы. Контролируйте себя, не угрожайте, не пытайтесь мстить. Когда за месть берутся папы пострадавших, это иногда кончается судебными приговорами за нанесение телесных повреждений несовершеннолетним.

Читать еще:  Возможно ли отстранение от должности?

Если же травля переходит от тычков и кличек к избиениям — решения переходят в уголовную плоскость. Берите справку у врача и психолога, можно еще по пути в травмпункт зайти к школьной медсестре или завучу и продемонстрировать побои. Копию справки прилагают к заявлению на имя директора школы. Такое же заявление подают в милицию. Если в милиции отказываются принять заявление — жалуйтесь в вышестоящую организацию. Британцы и американцы, поднаторевшие в судебных тяжбах, рекомендуют сохранять свидетельства, которыми можно доказать травлю: дневник ребенка, распечатки электронных писем и смс с оскорблениями и угрозами, медицинские справки – все это нужно хранить. И не бойтесь доводить дело до суда: безнаказанность — лучшая почва для насилия.

Помогите защитить детей от жестокости одноклассника!

Под обращением в редакцию всего три подписи, а на встречу с корреспондентом « СП» пришло более полутора десятка родителей и учителей. Разумеется, в первую очередь обсуждался вопрос: что же такого мог натворить двенадцатилетний мальчуган, чтобы всполошилось немалое число людей?

Первым высказал свои претензии Иван Васильевич. По его словам, Саша, будучи еще в четвертом классе, сломал его сыну Сергею руку. Милиция на сей факт отреагировала вяло: мол, обидчик несовершеннолетний, а потому уголовной ответственности не подлежит. В суд обращаться не стали: мама Саши – Алена Ивановна – пообещала, что в пятый класс ее сын пойдет в другую школу.

Обещать одно, а выполнить обещание – совсем другое. Саша остался в прежнем коллективе, и уже осенью 2007-го нанес Сергею такой мощный удар в переносицу, что мальчика госпитализировали с сотрясением мозга. Реакция РОВД была прежней. Поэтому, дабы обезопасить своих детей от малолетнего хулигана, Иван Васильевич решил перевести их в иное образовательное учреждение. Сергей воспринял эту весть как избавление от « дедовщины». А вот дочь-первоклашка получила серьезную психологическую травму. Месяца два приходила домой в слезах: дескать, я так по прежней учительнице и подружкам скучаю.

Другому мальчику Саша ткнул шариковой ручкой в ухо. Хорошо, в ушную раковину попал, а если бы в барабанную перепонку? А Пете малолетний « дед» почти насквозь проткнул кисть руки. Всего лишь за то, что не дал списать самостоятельную работу.

Достается и девочкам: например, папа двенадцатилетней Марии говорит, что дочь почти каждый день приходит домой заплаканная: тычки, удары, оскорбления, угрозы. А виновник все тот же. Получается, что нет в классе, состоящем из двадцати семи человек, ни одного ребенка, который не пострадал бы от малолетнего агрессора.

В защиту выступила только мама Светы. Да и то с помощью фактов в прошедшем времени. Дескать, ее дочь ходила с Сашей в один детский сад. Мальчик был замечательный, о младших детишках очень заботился. В первом классе девчонкам портфели помогал нести, зонтом их от дождя прикрывал. А потом хлопчика словно подменили: мог девчонку головой о парту без всякой причины ударить, другим – по спине настучать. Позвонила его маме – Алене Ивановне: мол, если сама не справляешься, мужа попроси вмешаться. Саша в истерику: только папе не говорите, я больше не буду. Полгода никого не обижал. Потом все сначала.

По всему выходит, папу агрессивный пятиклассник не только уважает, но и побаивается. Он у него военный, прапорщик. Орденом награжден, грамотой Верховного главнокомандующего, настоящих бойцов в элитной части воспитывает. Только вот за службой времени для воспитания сына почти не остается: повторюсь, ни на одно родительское собрание не пришел. Вот и решила директор школы – Татьяна Ивановна, чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему, обратиться к командиру части, где служит папа сорванца. Так, мол, и так: школа и семья должны быть едины в воспитании подрастающего поколения. Отцу просто необходимо научить сына миролюбию. Помогите.

Ответ пришел довольно быстро. Помимо уже указанных заслуг прапорщика, отмечалось, что « вы сами до конца не разобрались в ситуации и пытаетесь возложить всю ответственность только на мальчика, хотя за все происходящее в первую очередь отвечает руководство школы».

К сожалению, с самим прапорщиком ни встретиться, ни поговорить по телефону не удалось: в части, куда я позвонил, его разыскать не сумели. Жена – Алена Ивановна – обещала, что Михаил Сергеевич сам со мной свяжется, но обещания не сдержала. Зато сказала мне много чего. По ее словам, Саша первым никого не трогает, лишь « дает сдачи», что ее ребенка в этой школе « травят и оскорбляют». Мол, она не уверена в профессионализме психолога и социального педагога (потому и запретила Саше с ними общаться), сомневается в мастерстве учителей школы. И ежели с сыном что случится, то все получат по полной программе – « я знаю куда обращаться».

Да, Алена Ивановна уже много куда обращалась. Дважды звонила на « горячую линию» губернатора края. Причем один раз якобы по поручению родителей того самого пятого класса. Рассказывала о « безобразиях», которые творятся в школе, хотя другие папы и мамы ее на то не уполномочивали. « Пробилась» во время предвыборной президентской кампании в приемную Дмитрия Медведева: там такие же обвинения. В образовательное учреждение зачастили различные комиссии. Педагогический коллектив лихорадит. Директору школы, начальнику районного отдела образования пришлось давать пространные пояснения, оправдываться. В чем?

Присутствовал я и на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), где в адрес учителей было высказано несколько претензий: мол, психолог и социальный педагог, классный руководитель слабо организовали педагогическое сопровождение обучения Саши, у них нет четких, выверенных планов. Так-то оно так, но педагогическое сопровождение предусматривает обратную связь с семьей школьника. А как эту связь поддерживать, если папа в образовательном учреждении, как уже было сказано, ни разу не появился, а мама запрещает сыну общаться с учителями, при возникновении конфликтов неизменно становится на его сторону?

Как результат, мальчик уверовал в свою безнаказанность, все вопросы предпочитает решать с помощью кулаков. На заседании КДН был приведен такой пример: не так давно Саша беспричинно набросился на одного из семиклассников. Учителям с большим трудом удалось утихомирить буяна, который сыпал площадной бранью, яростно бил руками и ногами. Небольшой нюанс: когда схватка закончилась, Саша заявил, что он ничего не помнит. Такой вот тревожный сигнал. Вот почему мама вынуждена была согласиться с рекомендацией комиссии обследовать сына у медиков-специалистов.

Впрочем, предположения о причинах не совсем адекватного поведения ребенка сразу после общения с ним и его мамой вы-сказал начальник отдела образования района. По его мнению, у мальчика плоховато со зрительной памятью, он с большим трудом адаптируется в пятом классе, где значительно возросло количество изучаемых предметов и число учителей. Отсюда заметное отставание от сверстников, сознание собственной ущербности. Как следствие – попытки самоутвердиться с помощью физической силы. Сноровка имеется: рослый парнишка довольно успешно занимается в одной из городских секций дзюдо. А в качестве « макивар» ученик использует своих одноклассников.

Заседание комиссии длилось около часа. Каких-либо радикальных мер предложено не было. Учителям рекомендовали улучшить индивидуальную работу с трудным мальчиком, организовать с ним дополнительные занятия. Маме (помимо того, что указали на необходимость медицинского обследования сына) посоветовали более критично оценивать его поведение. Разрешили (с согласия директора школы) бывать на уроках. Без какого-либо вмешательства в педагогический процесс.

Представителей родительского комитета, присутствовавших на заседании КДН, такое решение несколько разочаровало: им надоела « дедовщина» в пятом классе, надоело встречать из школы своих « раненых» ребятишек. Пятеро пап и мам обдумывают возможность перевода своих детей в другие школы города. И их можно понять: если родители Саши будут по-прежнему попустительствовать агрессивному поведению сына, где гарантии, что избиения не продолжатся и не закончатся трагедией?

Наказать хулигана весьма проблематично. Привлечь к уголовной ответственности несовершеннолетнего нельзя. Исключить из школы можно только после достижения пятнадцатилетнего возраста. Тупиковое положение получается?

И не только в этом образовательном учреждении. Знаю педагогический коллектив в Шпаковском районе, где ситуация очень похожая. Там не только учителя, но и участковый инспектор с многолетним стажем от такого же саши почти рыдают. Милиционер говорит, что ему с матерым рецидивистом проще справиться.

Между тем радикальное решение есть: его четко сформулировала на том же заседании КДН женщина в офицерской форме. Оказывается, за хулиганские деяния и прочие преступления несовершеннолетних детей ответственность (вплоть до уголовной) несут родители. Только обращаться надо не в милицию, а в суд. Если за решетку не упрячут, то уж материальный и моральный вред точно придется возмещать.

Такие вот перспективы. Стоит ли доводить дело до крайностей?

Как защитить своего ребенка от травли в школе? Удачный опыт московской мамы

Наталья Цымбаленко: Самое важное, что я поняла в этой ситуации – во многом это моя вина: я долго не вмешивалась, слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться».
Забегая вперед – на конец января у нас в классе нет проблем с буллингом. Нет, потому что в ситуацию вмешались родители. Ну, то есть я. Это анонс финалочки, а сейчас сам рассказ и своеобразная памятка для тех, чьи дети попадают в аналогичные ситуации.

Мой сын после младшей школы поступил в гимназию (на тот момент). Дети разные, кто-то активный, кто-то стеснительный – обычное дело. Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые, стали цепляться к «некрутым».

Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин – «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына – Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок – «некрутой».

Но, как я теперь (изучив множество литературы на тему буллинга) знаю, повод может быть абсолютно любой и, даже убрав якобы причину травли, буллинг не прекратится.

Какие есть способы решения конфликтных ситуаций в 11-12 лет? Он и несколько таких же мальчишек стали просить помощи у классного руководителя. Реакция? Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дите «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».

Я верю педагогу, не вмешиваюсь. НО – нанимаю сыну персонального тренера по фехтованию/мечевому и рукопашному бою.

И, знаете ли – сработало в части убрать боязнь конфликтов. Драться Петр теперь не боится и может. От него понемногу отстали. А от остальных «некрутых» нет.
И мало того, осенью прошлого года его лучший друг, с которым он сдружился на теме «некрутости» попадает в ситуацию уже денежного развода со стороны «крутых» одноклассников.

До этого в анамнезе класса у остальных «некрутых» одноклассников уже были истории с отъемом вещей (учебники, портфели прятали – и вроде как это не разбой, а шутка); порчей вещей; подкладыванию бутылки с мочой в портфель; стягиванию штанов в раздевалке, фотографированию и выкладыванию в соцсети. Классная все также не видела проблем. Ну, максимум проводила беседы на тему «давайте жить дружно».

И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым – ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что ее сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги говорит еще прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп».

Ну, в общем ситуация великолепна. А тут еще один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра, веселясь на тему того, что сын стал «качаться». И «Остапа понесло».

Действия

1. Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребенка из школы. В итоге нас стало трое – три мамы, которые были готовы писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала все факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит.)) И села писать заявление.

Читать еще:  Прописка к отцу несовершеннолетнего без согласия отца

Факта, к которым я могла предъявить конкретные доказательства, осталось два.

– Переписка участников истории с вейпом и эккаунт одноклассника, где было видно, что он состоит в группах, торгующих вейпами, и, более того, сам их продает.

– Фотожабы на Петю и скрины с эккаунта, где эти фотографии были размещены.

2. Попросила классную о встрече с директором школы и родителями учеников, травящих других одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством, отказывается от класса и т. д. Родители «святых детей» стали там же возмущаться уже в мой адрес и требовать линчевать за то, что довела классную.

3. Встречу с директором не назначили. Классная утверждала, что та очень занята. Но позовет психолога и соцработника. Ок. Мы (три мамы и мой муж) пришли. С настроем, что это для проформы.

Был отдельный трэш!)) Родители кричали уже на меня, хватали мои вещи со стола, переходили на личности. Лейтмотивом звучала миллион раз повторяющаяся фраза «Вы не докажете!».

Я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду запускать его официально. Представители школы делали круглые глаза и говорили – какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится. А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!».

Я честно посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придет по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в ее стенах торгуют курительными веществами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

4. Утром я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте. И тут оказалось самое интересное – она была не в курсе. Ни собрания с родителями, ни ситуации в классе.

Ок, я это предвидела. Поэтому и позвонила.)) Сказала, что принесу заявление. Назначили время – когда.

5. Мое прекрасное произведение – заявление на 20-ти с лишним страницах я отправила по «е-мылу» на адрес школы, на адрес председателя Управляющего совета школы, отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Записала номера входящих.

6. Написала пост в соцсетях. Получила много дельных советов. Но и безнадежных историй тоже. Решила, что надо таки идти до конца. Даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдем предварительно «раздав всем сестрам по серьгам», а не с культивированным чувством виктимного отношения к жизни. Еще раз напишу, что это все мы проговорили с сыном. Он не хотел уходить из школы из-за Миши.

7. Написала маме ученика, рисующего фотожабы, что хочу встретиться до того, как подам на них в суд. Была послана со словами «Встретимся в суде!».

8. Восемь – восемь (!) человек встречалось со мной и мужем (ну, ладно, мама Миши тоже была) в кабинете директора. Помимо представителей школы, были еще председатель управляющего совета и представитель департамента образования. Школа включилась. Ну, сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: «А вы не хотите забрать своего сына?!».

Я честно запретила даже предлагать мне такие советы – этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. «Не надо памятку!» – взмолилась школа.)))
9. Здесь отдаю должное школе, процесс пошел – в классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Отдельно по двум фактам встречались с родителями, инспектором по делам несовершеннолетних (прекрасная девушка!!) и нами.

Деньги в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учет. Бормотали: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд», – это на фотожабы. На мой вопрос маме – понимает ли мама, что если я говорю, что пойду в суд, то это значит, я туда пойду, а не просто сотрясаю воздух, – кивали и угукали. И надо же – никто не хамил.))
10. Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут». А что мы пойдем прекрасным бюрократическим путем писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одергивают желающих рисовать фотожабы, не достают окружающих. Ну, красота же? ))

11. Уже в этом году мне звонили из управы и сказали, что готовят ответ на мое заявление со списком проведенных мероприятий; звонил представитель депробра узнать, довольна ли я ситуацией в классе.

12. Поживем увидим, что будет дальше…

И вывод – ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной. Поэтому – подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру.

Мне нравится нейтралитет. А на сколько его хватит – посмотрим. Главный мой меседж всем был таков: «Я не приходила в школу все эти три года – сделайте так, чтобы я и дальше не приходила!» 😉

Отвечу здесь на два самых частых вопроса:

1. Как сын и его друг чувствуют себя сейчас и как отреагировали на мое вмешательство?

Отвечаю: С мальчишками мы все обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более, что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали, как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрет». Но школу мы решили не пропускать.

Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А еще я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это все всерьез. И успокоился. Я дала Пете прочитать этот пост и спросила, что написать. Он сказал, что все ок. Общаются они с одноклассниками из описанной истории спокойно, и максимум та и эта сторона уточняют друг у друга задания. А представители школы регулярно уточняют у него – как дела в классе.

2. А если бы не было факта про вейп, чтобы я тогда делала?

Отвечаю: Я бы подавала в суд по фактам фотожаб («о защите чести и достоинства»). Начала бы ходить к директору и инспекцию по делам несовершеннолетних. Кстати! Наша молодая и красивая инспектор так и рекомендовала делать – не дожидаясь «увесистых» фактов обращаться к ним. Писала бы в департамент образования.

Мне очень грустно от того, что эта тема оказалась такой востребованной. Мне бы очень хотелось, чтобы мой опыт никому НЕ пригодился. И спасибо всем вам за поддержку. »

Смотрите также бесплатный онлайн-практикум «Ванька-встанька: как помочь ребёнку справиться с опасностью?» (ведет психолог Руфина Ширшова)
Смотрите также открытый урок с Еленой Вроно «Выход есть»

Школьные драки: как защитить ребенка от обидчиков

Школьные драки – это тот самый случай, когда проблема лежит вроде бы в правовом поле, но попытка уладить дело по закону может закончиться плохо. Родители, сына или дочь которых избивают и унижают, вроде бы правы в намерении защитить свое чадо, но их абсолютно правомерные действия и требования часто влекут за собой не разрешение, а усугубление конфликта. Как обезопасить ребенка, которого обижают в школе, и наказать хулиганов? На эти вопросы ответит юрист Анна Тарасенкова.

Учителя в ответе

Иногда для того, чтобы прекратить издевательства над ребенком со стороны сверстников, достаточно родительского обращения к классному руководителю, школьной администрации или к родителям обидчиков. Завуч и директор школы постараются быстро урегулировать конфликт, так как хотят, чтобы процесс обучения был плодотворным, спокойным и безопасным.

Но дело не только в личной заинтересованности школьного руководства, предотвратить конфликт или устранить его последствия предписывает закон – «Любое образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, а также соблюдать права и свободы обучающихся» (п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Напомним, что «достоинство личности охраняется государством, ничто, в том числе возраст, не может быть основанием для его умаления, а также никто, ни при каких обстоятельствах не должен подвергаться насилию или унижающему человеческое достоинство обращению» (ст. 12 Конституции).

«Именно школа, как образовательная организация, отвечает за жизнь и здоровье обучающихся» (п. 7 ст. 28 закона об образовании). Лицо, которое имело возможность оказать помощь ребенку и было обязано заботиться о нем (либо само поставило его в опасное для жизни или здоровья состояние), согласно статье 125 Уголовного кодекса, может быть признано преступником. И, можете поверить, наказание в данном случае не исчерпывается выговором или укоризненным покачиванием головой.

Таким образом, именно школа несет ответственность, если имеет место единовременное и (или) систематическое причинение вреда здоровью школьника. Соответственно, педагоги должны приложить все усилия для того, чтобы предотвратить, разрешить и не допускать в дальнейшем конфликтные ситуации.

Если же по доброй воле сотрудники школы не предпринимают никаких мер по урегулированию детских конфликтов, то приходится действовать родителям.

Первое, что необходимо осуществить, – обратиться к классному руководителю и директору школы. Рекомендуем для начала обратиться устно, а потом уже, если реакции нет, то в письменной форме (копию обращения стоит направить в Управление образования и (или) в полицию).

Хорошо, если в школе действует совет профилактики – комиссия, в которую входят педагоги, психологи, представители администрации школы, инспектор по делам несовершеннолетних и социальный педагог. На совет вызывают ребенка и родителей, проводят беседы. Если принятые меры не дают результатов, то дело может быть передано в комиссию по делам несовершеннолетних, что для несовершеннолетнего может означать постановку на учет в полиции.

В любом случае совершения общественно-опасного деяния (избиение, издевательства, кражи, шантаж и т. д.) к делу необходимо подключать правоохранительные органы. Это не шутки и безобидные шалости, а, строго говоря, преступление.

Можно и нужно обращаться в инспекцию по делам несовершеннолетних, в районное отделение полиции, в том числе и с заявлением с просьбой провести профилактическую работу в отношении как самого «трудного» ребенка, так и членов его семьи.

Аналогичным образом надо обращаться в полицию, если противоправное деяние совершено за пределами школы. Следует настаивать не только на проведении проверки и принятии мер по данному факту, но и ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, в том числе родителей несовершеннолетнего. Так, в отношении родителей юного правонарушителя могут быть применены меры вплоть до привлечения их к ответственности за ненадлежащее воспитание ребенка.

Было бы ошибкой думать, что возраст может стать индульгенцией – ничего подобного. Если вред причинен ребенком до 14 лет (малолетним), то нанесенный ущерб возмещают его родители (усыновители, опекуны), если не докажут, что вред возник не по их вине.

Если же вред причинен на территории школы (детсада, санатория, больницы и т. д.) или под присмотром няни, то ответственность несет либо организация, либо конкретное лицо – опять-таки, если невозможно доказать, что вред возник не по вине воспитателя, учителя или няни, осуществляющих надзор за детьми.

За причинение вреда несовершеннолетний, достигший 14 лет, отвечает самостоятельно. Но, если достаточных финансовых средств у него нет, то вред возмещается полностью или в недостающей части родителями (усыновителями, попечителем) несовершеннолетнего.

Совет напоследок: если ситуация кажется вам безнадежной, и вы приняли решение перевести ребенка в другую школу, то ни в коем случае не указывайте в заявлении, что делаете это «в связи с переездом» или «по семейным обстоятельствам». Укажите достоверную причину: «в связи с тем, что условия в данной школе не отвечают требованиям безопасности и создают угрозу психическому и физическому здоровью ребенка». Это подтолкнет руководство образовательного учреждения к действиям по предотвращению конфликтных ситуаций среди детей.

Кстати, чтобы все у вашего ребенка было в школе хорошо, приходите на «Рамблер. Семью» на наш суперпроект «Снова в школу». Тут вы сможете полностью подготовить ребенка к школе и даже купить ему все для нее необходимое!
Нажмите на картинку – получите результат:

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector