Как оформить не коммерческое объединение и благотворительный фонд?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Как оформить не коммерческое объединение и благотворительный фонд?

Пошаговая инструкция регистрации фонда на 2019 год

Под фондом принято понимать систему идей и ресурсов, используемую для достижения определенных целей некоммерческого характера. В РФ фондом принято считать некоммерческую организацию, которая учреждена силами граждан и юридических лиц на базе имущественных взносов. Она обычно преследует общественно-полезные, социально-культурные, образовательные, благотворительные цели.

В статье будут рассмотрены виды фондов, существующих в настоящее время, их характеристики, а также пошаговая инструкция создания и регистрации.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Фонд представляет распространенную организационно-правовую форму некоммерческих организаций, которая учреждена посредством объединения имущественных взносов. В сравнении с другими формами НКО фонд имеет большое количество особенностей:

  1. Основание происходит на членстве, так что за участниками не закрепляется обязательство по принятию участия в деятельности фонда, но право на управление его делами также отсутствует.
  2. Данная организация выступает в качестве полноправного собственника входящего в состав имущества, а учредители не несут ответственность по долговым обязательствам.
  3. Если фонд будет ликвидирован, имущество, сохранившееся вследствие погашения долгов, не подлежит распределению между учредителями и членами.
  4. Данная НКО имеет ограниченную правоспособность. В связи с этим имеется право на осуществление только той деятельности, которая соответствует целям ее формирования. Они прописываются в уставе.
  5. За фондом не закреплено право на принятие участия в товариществах, а его создатели не могут быть органами государственной власти и местного самоуправления.
  6. Имущественная работа фонда должна производиться публично. Чтобы обеспечить надзор за соответствием нормам и положениям, формируется соответствующий попечительский совет, а также контрольно-ревизионный отдел.
  7. Члены организации занимаются исполнением своих непосредственных обязанностей на общественных началах, добровольно и не получают за это вознаграждение.

Виды и особенности

На практике существует несколько разновидностей фондов. Стоит рассмотреть их особенности и характеристики по отдельности.

Благотворительный

Благотворительный фонд – это НКО. Он учрежден за счет объединения нескольких взносов имущественного характера. Цель его создания и существования – ведение благотворительной деятельности.

В качестве регламента по порядку регистрации и ведения деятельности выступает устав. Существует два варианта получения средств на деятельности организации:

  • поиск спонсора в лице мецената (государства или организации);
  • самостоятельный заработок.

Нельзя принимать участие в благотворительных фондах структурам государственной власти, местного самоуправления, предприятиям государственного и муниципального значения. Благотворительные фонды не вправе принимать участие в хозяйственных обществах наряду с иными юридическими лицами.

В качестве регламента в отношении деятельности этой организации выступает ФЗ №135 от 11 августа 1995 года. Обязательным является формирование попечительского совета в лице контролирующей структуры.

Цель ее формирования – надзор за деятельностью организации и использованием ее средств. Попечительский совет, созданный в рамках фонда, имеет право на обращение в судебные инстанции, заявив о необходимости ликвидации предприятия.

Как устроен типичный благотворительный фонд? Ответ на вопрос — ниже на видео.

Общественный

Это одна из разновидностей НКО, не предусматривающих членство. Цель создания состоит в формировании имущества и его последующего применения для общественных целей.

  1. Обеспечение социальной поддержки граждан и их защиты, а также совершенствование имеющегося материального положения малообеспеченных слоев населения.
  2. Проведение социальной реабилитации безработных лиц и граждан с инвалидностью, которые в силу обстоятельств не в состоянии действовать самостоятельно.
  3. Подготовка граждан к преодолению результатов бедствий стихийного характера, катастроф экологического, промышленного типа.
  4. Оказание всесторонней помощи и поддержки лицам, пострадавшим по причине репрессий, терактов, природных факторов.
  5. Содействие совершенствованию мира и дружбе между различными народностями.
  6. Трактовка понятия института семьи и его укрепление в обществе.
  7. Содействие в ходе получения образования и просвещения граждан в научной, культурной, социальной сфере.
  8. Поддержание стандартов и принципов здравоохранения, агитация по здоровому образу жизни.
  9. Пропаганда спорта.
  10. Защита окружающей среды и исторических объектов.

Некоммерческая организация

Это НКО, и она не предполагает членства и учреждается физическими, юридическими лицами на базе взносов, совершенных в добровольном порядке. Создание может производиться в целях оказания всесторонних услуг, связанных с образованием, культурой, здравоохранением, наукой, спортом.

В качестве регламента в данном направлении выступает ФЗ №7 от 12 января 1996 года. В соответствии с ним некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность и достигать целей, для которых она формировалась. Однако распределение прибыли между учредителями не происходит.

Право на имущество у учредителей не сохраняется, как и ответственность по обязательствам. Организаторы не имеют никаких привилегий по сравнению с участниками НКО и могут применять ее услуги равноправно с другими лицами на аналогичных условиях.

Надзор и контроль деятельности осуществляется в порядке, который прописан в учредительной документации. В качестве высшего коллегиального управленческого органа выступает общее учредительское собрание, совет или правление.

Учреждение

Под учреждением принято понимать НКО, которая была сформирована собственниками в целях решения управленческих и социальных задач. Она может спонсироваться организатором полностью или частично.

Собственником может быть юридическое или физическое лицо, а также образование муниципального значения, государственное учреждение. Есть вероятность участия нескольких собственников. В качестве базового учредительного документа выступает устав, утверждением которого занимается собственник.

Учреждение несет прямую и непосредственную ответственность по обязательствам, которые пребывают в его распоряжении. Если денежных средств в наличии для решения задач недостаточно, и погасить ими долги невозможно, они взыскиваются с участием собственника организации.

Наряду с этим учредитель имеет право наделить учреждение правом осуществления коммерческой деятельности. Полученные от нее доходы подлежат обязательному учету на балансе и являются средствами хозяйственной деятельности.

Нежилой

Нежилой фонд представляет комплекс помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное понятие приведено в ст. 7.24 КоАП РФ.

В законе сказано, что нежилой фонд включает здания, постройки, сооружения и отдельные помещения, включая встроено-пристроенные территории, которые не признаны жилыми и не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому фонду.

К учету нежилого фонда принято относить первичную техническую инвентаризацию, которая проводится силами органа технического учета и БТИ.

Пошаговая инструкция регистрации

Пошаговая инструкция прохождения регистрационной процедуры включает следующее:

  1. Подготовка требуемого набора документов.
  2. Уплата государственной пошлины.
  3. Нотариальное подтверждение заявления.
  4. Подача документации в Министерство юстиции по месту жительства и регистрации.
  5. Ожидание принятия решения регистрирующим органом.
  6. Выдача бумаг, выступающих в качестве официального подтверждения прохождения процедуры официального оформления.

Средняя продолжительность регистрации составляет месяц. Размер пошлины, которая взимается за его прохождение, равен 4000 руб. Документы, обязательные к подаче, следующие:

  • заявление, составленное в соответствии с формой РН0001, включающее сведения о ФИО, адресе, коде деятельности, составленное в двух экземплярах;
  • учредительные документы (устав), подаваемые в количестве трех штук, с наименованием фонда, целями его организации и деятельности, адресе, сведениями об управляющих структурах;
  • протокол о создании организации, он необходим в случае, если количество учредителей – два и более, если учредитель один, оформляется единоличное решение;
  • копия свидетельства о праве собственности / гарантийного письма;
  • сведения о лицах, являющихся учредителями фирмы, в частности, об ИНН, ОГРН, названиях, адресах, контактных данных;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в оригинальном и отксерокопированном варианте.

Все документы должны быть тщательно прошиты и пронумерованы, а также подписаны лицом, выступающим в качестве заявителя. Документы может подавать, в том числе, доверенное лицо. Общая длительность процедуры регистрации равна 30 дням.

Сложности и возможные риски

Регистрация фонда представляет длительный и кропотливый процесс. В связи с этим не каждый учредитель сможет выполнить эту задачу грамотно. Дело в том, что регистрация проводится в Министерстве Юстиции, которое на регулярной основе меняет регламент.

Если в документации допущены ошибки, и она не соответствует нормативу, Минюст может отказать. Немаловажную роль играет завышение требований к юридическому адресу фонда.

Таким образом, фонды представлены в нескольких видах. Регистрация предполагает строгое соблюдение пошагового алгоритма действий, соблюдая который можно избежать ошибок и недочетов.

О регистрации некоммерческой организации в виде фонда — ниже на видео.

Благотворительная помощь некоммерческой организации: оформление, бухгалтерский и налоговый учет

ООО (общая система налогообложения) планирует оказать благотворительную помощь автономной некоммерческой организации (детскому реабилитационному центру) – передать безвозмездно строительные материалы. Какие документы необходимо оформить для проведения такой сделки? Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете оказание такой благотворительной помощи?

Благотворительная деятельность регулируется положениями Гражданского кодекса (ГК РФ), Федеральным законом от 11.08.95 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Закон N 135-ФЗ), иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Закона N 135-ФЗ).

Благотворительная помощь оказывается только на цели, перечисленные в Законе N 135-ФЗ, и только некоммерческим организациям.

Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”).

Таким образом, если организация передает безвозмездно имущество другой организации, которая является некоммерческой, на цели, определенные Законом N 135-ФЗ, то такая помощь будет являться благотворительной.

Документальное оформление благотворительной помощи

Оказание благотворительной помощи, по сути, является дарением (безвозмездной передачей).

Правила оформления договора дарения установлены в главе 32 ГК РФ. По договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность.

Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случае, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб. (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

Списание строительных материалов, передаваемых безвозмездно в рамках оказания благотворительной помощи, осуществляется в рамках утвержденного в организации порядка документооборота на основании тех же первичных документов, что и в рамках реализации, осуществляемой на возмездной основе.

Согласно п. 120 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, выбытие материалов оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону, на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных.

При перевозке грузов автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная.

Поэтому отгрузочными документами в рассматриваемой ситуации могут быть:

– накладная на отпуск материалов на сторону, утвержденная постановлением Госкомстата России от 31.10.1997 N 71а, либо товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. N 132;

– товарно-транспортная накладная по форме 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78.

По мнению арбитражных судей, достаточным документальным оформлением являются письма с просьбой об оказании благотворительной помощи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2005 N А56-11300/2005).

Читать еще:  Где я могу узнать, существует ли данный банк?

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Доходы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ.

При этом любая безвозмездная передача имущества у передающей стороны в целях главы 25 НК РФ не образует дохода, поскольку согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, а при безвозмездной передаче организация не получает никакой экономической выгоды.

В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей (смотрите также письма Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40, УФНС России г. Москвы от 15.11.2005 N 20-12/85449, от 11.10.2005 N 20-12/74851, от 30.06.2004 N 26-12/43525).

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России, при рассмотрении вопроса стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе, за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено прежде всего на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, осуществляя благотворительную деятельность и производя дарения, решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.

Поэтому Минфин России не поддерживает предложение об освобождении от налогообложения части прибыли, направляемой на цели дарения, в форме возмещения части налога на прибыль (письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42).

НДС

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе. Об этом сказано в ст. 39 НК РФ.

Таким образом, безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) признается объектом обложения по НДС. При этом налоговая база по НДС определяется как стоимость указанного имущества, исчисленная исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Принципы определения рыночной цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения приведены в ст. 40 НК РФ.

Однако согласно пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по передаче товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.

Таким образом, передавая строительные материалы детскому реабилитационному центру для ремонта помещений центра, можно воспользоваться льготой по НДС.
Передача товаров (работ, услуг), указанных в пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы (смотрите письма УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126825, от 02.08.2005 N 19-11/55153, от 30.06.2005 N 20-12/46404):

– договора (контракта) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;

– копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

– актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру. При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп “Без налога (НДС)” (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС по приобретенным материалам вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не принимаются (письмо Минфина России от 03.08.2009 N 03-07-07/60).

В случае, если в налоговом периоде доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство, то налогоплательщик вправе не применять в этом налоговом периоде вышеперечисленные нормы п. 4 ст. 170 НК РФ. При этом все суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ (абзац девятый п. 4 ст. 170 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком, в частности, в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, не облагаемых НДС.

При передаче материалы перестают использоваться организацией в облагаемых НДС операциях, поэтому НДС по таким материалам следует восстановить в налоговом периоде их передаче реабилитационному центру.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Восстановленная сумма при передаче материалов в рамках благотворительной деятельности, по нашему мнению, не может быть учтена для целей налогообложения прибыли в составе расходов на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

В то же время считаем, что норма, содержащаяся в абзаце третьем пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, к ситуации, когда НДС восстанавливается в случае передачи имущества в благотворительных целях, применяться не может.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 17 ПБУ 10/99 “Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99) расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие, иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

При этом в п. 12 ПБУ 10/99 прямо указано, что расходы, связанные с благотворительной деятельностью, являются прочими расходами.

Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее – План счетов), в бухгалтерском учете организации прочие расходы отражаются с использованием счета 91 “Прочие доходы и расходы”.

Признаются такие расходы в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99).

В бухгалтерском учете операции по безвозмездной передаче материалов отражаются следующим образом:

Дебет 19 Кредит 68, субсчет “Расчеты по НДС”
– отражено восстановление НДС по передаваемым материалам;

Дебет 91, субсчет 91-2 “Прочие расходы” Кредит 10
– материалы переданы получателю благотворительной помощи;

Дебет 91, субсчет 91-2 “Прочие расходы” Кредит 19
– сумма “входного” НДС включена в прочие расходы.

Применение ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”.

Поскольку в целях налогообложения прибыли расход в виде стоимости передаваемых материалов не признается, а в целях бухгалтерского учета относится к прочим расходам, то в учете организации возникает постоянная разница.

Согласно ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций” (далее – ПБУ 18/02) величина, определяемая как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату, является постоянным налоговым обязательством (ПНО), под которым понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налога на прибыль в отчетном периоде.

ПНО отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 “Прибыли и убытки” в корреспонденции с кредитом счета 68 “Расчеты по налогам и сборам” (п. 7 ПБУ 18/02, План счетов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бойко Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

9 сентября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как зарегистрировать фонд

Сегодня поговорим о том, как зарегистрировать фонд. Отмечу, что фонды являются некоммерческими организациями, а потому на них распространяется ФЗ «О некоммерческих организациях».

Отличие фонда от других некоммерческих организаций:

Фонд – это объединение имущества граждан и (или) юридических лиц, а не объединение граждан и (или) ЮЛ. Фонды создаются для достижения общественно полезных целей.

Ст. 118 ГК РФ не содержит определенного ограничения к составу учредителей. Так, учредителем фонда может стать и физическое, и юридическое лицо, также коммерческая либо некоммерческая организация.

Что такое фонд:

  • это некоммерческая организация;
  • не является членской организацией;
  • учредителями могут быть как физические, так и юридические лица;
  • создается на основе добровольных имущественных взносов;
  • преследует общественно полезные цели. Например, социальные, благотворительные, культурные или иные.

Фонд подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” с учетом установленного Законом №7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Создается некоммерческая организация по решению учредителей (учредителя).

Возможны следующие варианты создания фонда:

1. Учредителей несколько – проводится собрание учредителей, на котором принимается решение об учреждении фонда, а также утверждается устав фонда (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Читать еще:  Как получить гражданство рожденному в России?

2. Учредитель один – решение об учреждении фонда и утверждении устава принимается единолично учредителем (абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Государственную регистрацию некоммерческих организаций осуществляет Минюст РФ в соответствии с Федеральным законом “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ. Хотя, если быть точнее, регистрация тут “двухступенчатая”, так как сначала документы подаются в территориальный орган Минюста РФ, а уже оттуда для регистрации и внесения в ЕГРЮЛ они пересылаются в рег. орган ФНС. Потому-то все документы подаются в двух экземплярах.

В Москве регистрация фондов происходит в Московском отделеним Минюста по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского д. 13, к. 1.

Необходимые документы при регистрации фонда:

1) Заявление по форме Р11001 – подписывается уполномоченным лицом (заявителем), с указанием его ФИО, места жительства и контактного телефона. Подается в двух экземплярах, один заверяется нотариально, второй – прошивается и заверяется учредителем.

Чтобы правильно заполнить форму Р11001, образец ищите по ссылке. Также вы можете скачать устав НКО.

2) Учредительные документы некоммерческой организации (3 экземпляра);

Учредительный документ фонда – это его устав.

Согласно ст. 118 ГК РФ, устав фонда помимо сведений, которые указаны в пункте 2 статьи 52 ГК РФ, должен также содержать следующие сведения:

  • наименование фонда, причем в названии должно содержаться слово «фонд»;
  • цели, для которых он создан;
  • об управляющих органах фонда, в том числе о попечительском совете, в функциях которого – осуществление надзора за деятельностью фонда;
  • о порядке назначения на управляющие должности и порядке освобождения от них;
  • о месте нахождения фонда;
  • о последствиях для имущества фонда при ликвидации последнего.

3) Решение учредителей (учредителя) о создании фонда, также в двух экземплярах.

Оно оформляется следующим образом:

  • учредителей несколько – по форме протокола собрания учредителей;
  • учредитель один – по форме решения единственного учредителя.

4) Документ об уплате государственной пошлины (оригинал плюс копия);

5) Сведения об учредителях, оформляются в виде списка, указываются:

  • Для физ. лица: ФИО, адрес регистрации, телефон;
  • Для юр. лица: полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес места нахождения, телефон.

6) Если в наименовании некоммерческой организации используются имя гражданина, символика, защищенная законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования, тогда потребуются документы, подтверждающие правомочия на их использование;

7) Если учредителем является иностранный гражданин, потребуется выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной документ, равный по юридической силе и подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица.

Стоит отметить, что уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления иных документов.

После того как процесс регистрации будет завершен, вам останется открыть расчетный счет. Во внебюджетных фондах постановка на учет теперь идет автоматически.

Сам процесс регистрации не так уж сложен, главное – внимательно подойти к подготовке документов. И несмотря на то, что закон запрещает фондам заниматься деятельностью, направленной на извлечение прибыли, такая деятельность все же возможна, если она подразумевает некоммерческую цель (например, проведение различных благотворительных акций по сбору финансовых средств).

Бухгалтерский учет НКО – Взносы в НКО

Добровольные взносы и пожертвования – это отдельный вид поступлений НКО, характерный именно для этой организационно правовой формы. В статье 251 Налогового кодекса РФ, определено, что они не подлежат налогообложению. Другими словами, поступления добровольных взносов и пожертвований не являются налогооблагаемой базой. Путаницу вносит большое количество отдельных видов этих поступлений. Даже по сути одинаковое поступление в АНО и Ассоциации звучит по разному .

Ниже Я опишу все подвиды этого поступления.
И зачем производят такие оплаты в НКО.

Но сейчас, рассмотрим признаки по которым можно определить, что поступление относится к добровольному взносу и пожертвованию:

  • Оно не является выручкой, на его основании не предоставляются акт выполненных работ, товарные накладные, УПД (универсальный передаточный документ), счет-фактура и другие документы характерные для выручки.

Важно! Часто плательщик – юридическое лицо, само не понимает, какой перевод совершает. Сначала руководитель производит платеж, а потом требует акт выполненных работ, т.к. бухгалтеру надо “закрыть” сумму и должен быть подтверждающий документ. Не должен! Юридические лица производят оплаты добровольных взносов и пожертвований в НКО за счет чистой прибыли, после оплаты своих налогов. Закрывающий или подтверждающий документ, не обязателен, достаточно платежного поручения с корректным основанием. Учесть в себестоимости такие расходы юридические лица не могут. Это одна из причин, почему сами НКО с таких поступлений уже налоги не платят. Грубо говоря, такие средства попадают в НКО от:

-физических лиц, с доходов которых взимается НДФЛ.

-юридических лиц после уплаты налога на прибыль.

  • Учет таких средств ведется на бухгалтерском счете 86 “Целевые поступления”. Название счета отражает суть этого вида поступлений. НКО получает финансирование не за что-то, а на что-то. Что именно, определено в уставе некоммерческой организации и в большинстве случаев это социально-ориентированные целим. К ним относится спорт, наука, права граждан, благотворительность, культура, искусство, и.т.д.
  • Суть этого вида поступлений близка к доверительному управлению капитала, физические и юридические лица предоставляют НКО свои средства, чтобы оно их использовало в обозначенном уставе направлении.

Важно! Направление использования средств в НКО не направлено на интересы плательщика или учредителей НКО, это запрещено, МИНЮСТ преследует такие действия. Направление интересов НКО лежит строго в социально-ориентированном направлении, согласно федеральному закону №7 о некоммерческих организациях.

Виды добровольных взносов и поступлений.

Я начну с общих определений и самых простых.
Важно! Налоговые органы и МИНЮСТ первично определяют вид поступления по основанию платежного поручения, это очень важно. Все поступления с некорректным основанием признаются налогооблагаемой базой и потом надо будет в рамках проверки доказывать обратное. Во время отреагировать и отстоять свою позицию сложно. Намного проще не допускать ошибок с основаниями платежей.
Отвечу сразу на вопрос, как это происходит. Налоговая или МИНЮСТ имеют онлайн доступ на просмотр банковских счетов. В теневом режиме они постоянно проверяют структуру движения средств и по основаниям могут примерно определить, что относится к выручке, а что к добровольным взносам и пожертвованиям. Если анализ показывает грубое несоответствие с предоставленной бухгалтерской и налоговой отчетностью, гос.органы инициирую проверку организации.
Исключение составляют благотворительные фонды, в рамках закона о благотворительной деятельности, все поступления, по умолчанию, признаются пожертвованиями. Только прямое коммерческое основание сформирует им налоговую базу.
Важно! Данные риски напрямую зависят от компетенции бухгалтера НКО, применение стандартных правил учета в коммерческих организациях приведут к доначислению огромного количества налогов, штрафов и пеней.
Теперь рассмотрим каждый вид поступления и пример корректного основания.

Взнос на уставную деятельность.

Это самое общее основание, если не знаете как определить поступление, применяйте его.
По нему вносителем может быть любое физическое или юридическое лицо. Оно применимо к любой форме НКО. Вноситель полностью доверяет НКО использование средств, в рамках её устава. После оплаты никаких закрывающих документов предоставлять вносителю не требуется.
Основание платежа: ” Добровольный взнос на развитие уставных целей некоммерческой организации. сумма . НДС не облагается”.
Обычно так платят мелкие суммы при большом доверии к НКО.

Взнос на мероприятие.

НКО публикует на сайте, листовках или любым доступным способом программу мероприятия. Которая обычно состоит из описания целей/проблемы, как они будут достигнуты/решены, необходимое количество средств. Обязательно указывается идентификатор мероприятия.
Примеры основания платежа:
Взнос на проведение некоммерческого мероприятия No131 “Очистка парка Измайлово”, согласно уставным целям НКО.
Общий отчет по проведенному мероприятию, как правило, фактическая смета расходов публикуется на сайте или другом доступном месте, чтобы все вносители средств могли с ним ознакомиться. Публикация отчета не обязательна, но очень рекомендуема. Её отсутствие говорит о непрозрачности использования средств, появляется статус высокорискованной деятельности, что значительно повышает риск проведения проверок государственными органами и падения уровня доверия со стороны вносителей .

Целевое финансирование.

Прямое целевое финансирование, одним или ограниченным списком плательщиков.
Суть данной формы, что еще до предоставления финансирования обе стороны обсуждают все условия его предоставления и использования. Закрепляют их в договоре целевого финансирования. Этот договор может называться по-разному, например:
• Договор благотворительной помощи
• Договор финансирования некоммерческого мероприятия
• Договор пожертвования
• Договор оказания помощи НКО
• Другие
Но все эти договора являются разной интерпретацией договора целевого финансирования и содержат следующее описание:
• Указание плательщика целевого финансирования.
• Описание предмета договора, на какие именно цели предоставляется финансирование, в рамках уставных целей НКО.
• График финансирования
• Смета расходов для реализации предмета договора
• Описание условий подтверждения целевого использования средств: платежными документами, актами, товарными накладными и.т.д.
• Форма акта о целевом использовании полученных средств
Важно! “Акт о целевом использовании полученных средств” нельзя принять к себестоимости, не путайте его с “Актом оказанных услуг”.

Гранты.

Также относятся к целевым поступлениям, очень похожи на целевое финансирование, но регламент работы с этим финансированием строже и часто происходит через ЭЦП на интернет площадках.
Подробно гранты описаны в отдельной статье: Гранты НКО.

Описанные виды поступлений могут быть в любых формах НКО. Но есть дополнительные виды поступлений, характерные только для отдельных видов НКО. Опишу основные формы НКО и их особенные поступления.

Поступления в Благотворительные Фонды.

Пожертвования. Отличительная черта БФ, любые поступления, даже без указания плательщика и основания платежа признаются пожертвованием. Это позволяет благотворительным фондам принимать “обезличенные” платежи или собирать средства просто в коробку.

Поступления в НКО основанные на членстве.

НКО основанные на членстве: Общественные организации, Ассоциации, Союзы.

Обязательные членские взносы. Являются обязательным условием для членов организации, основанной на членстве. Первично, размер и сроки оплаты членских взносов регламентируются ежегодным собранием. Также может быть создано положение о членстве подробно регламентирующее права и обязанности членов НКО.
Отдельно, можно сказать, что в этих организациях существуют еще два основания для поступления:
Добровольный членский взнос. Когда член организации инициативно вносит на уставную деятельность дополнительные средства.
Добровольный взнос третьих лиц. То же самое, что и обычный взнос на уставную деятельность, но с уточнением, что внес его не член организации.

Важно! Все добровольные взносы и пожертвования не являются выручкой НКО. Если Вы принимаете их наличными в кассу, применять ККМ (Кассовый аппарат) не нужно.

Я перечислил основные, но не все виды некоммерческих поступлений в НКО. Если, что-то упустил, укажите в комментариях.

Читать еще:  Замена бытовой техники по горантии

Нам предлагают финансирование НКО как якобы большую преференцию в разных направлениях. Хочу спросить у Вас, как у профессионалов, есть ли какая-либо выгода коммерческой организации от финансирования НКО? Налоговые преференции или что-то еще. мы в этом теряемся

Добрый день, Алексей!
Нет, для коммерческих организаций, к сожалению, не предусмотрены льготы если они осуществляют добровольные взносы и пожертвования.

Как без ККМ принимать добровольные взносы в наличной форме от ИП – члена ассоциации?

Добрый день, Виталий! Если у Вас не СРО, то ИП не может быть членом ассоциации. Правильно на расчетный счет организации, но если нет возможности можете выдать приходный кассовый ордер.

Здравствуйте. Извините так и не понял ответа в рамках нашего вопроса. Какое то предприятие перечислило денежные средства с назначением платежа: на Лечение Сашеньке Измайловой. У нас нет программы по сбору средств данной девочке, вообще мы ее не знаем, мы отправляем 100 писем рассылкой предприятия их тоже получает сотнями. У нас программа по сбору средств на детскую площадку для приюта. Вопрос можем мы эти средства потратить по своей программе на покупку например песка или досок для песочницы. А если нет то куда их можно потратить, или на что согласно уставной деятельности. Спасибо.

Ответ: Добрый день. Использование данных денежных средств будет признано не целевым.

Александр, не написали про поступления в НКО, которые НЕ основанные на членстве.

Добрый день, Александр!
Во всех НКО добровольные взносы и пожертвования не облагаются налогами.
пп. 10.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ:
Средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее в целях настоящей статьи – структурные подразделения (отделения), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности.

Регистрация фонда: пошаговая инструкция в 2020 году

Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей. Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.

В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.

Фонд имеет право:

  • открывать представительства на всей территории России;
  • иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
  • иметь счета в банках;
  • участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.

Фонд в обязательном порядке должен:

  • вести собственную смету и баланс;
  • иметь уставную печать с полным наименованием;
  • вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
  • предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Для фонда характерно:

  • отсутствие членства;
  • отсутствие уставного капитала;
  • добровольные имущественные взносы;
  • ежегодное предоставление отчетов об использовании своего имущества;
  • осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей прописанным в уставе целям;
  • отсутствие возможности реорганизации (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4 ст. 123.17 ГК РФ).

Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.

В зависимости от целей создания фонды могут быть следующих направленностей:

  • культурной;
  • социальной;
  • благотворительной;
  • образовательной.

Виды и особенности

Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.

Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.

Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:

  1. Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
  2. Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
  3. Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
  4. Инвестируют средства фонда в ценные бумаги и др.

Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.

Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:

  • запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
  • от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.

Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.

Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:

  1. Заявления по форме №РН0001.
  2. Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
  3. Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.

Общественный фонд, в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.

Другие характерные особенности:

  • не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
  • участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
  • возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
  • юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса регистрации юридического лица).

Типы фондов по территориальному признаку:

  • международного уровня (в иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
  • общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
  • межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
  • регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
  • местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).

Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.

Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.

Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.

Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.

Учредительные документы фонда:

  • устав;
  • учредительный договор.

Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.

Порядок регистрации и необходимые документы

Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:

  1. Подготовка, заполнение и подписание требуемых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Нотариальная заверка заявления о регистрации.
  4. Подача пакета документов в местный уполномоченный орган Министерства юстиции.
  5. Принятие решения органом регистрации.
  6. Выдача документов, являющихся официальным подтверждением о государственной регистрации.

Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.

Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:

  1. Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, код ОКВЭД в заявлении указывается 65.23.
  2. Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  3. Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  4. Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — ОГРН, ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  5. Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины.

Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.

Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.

Сложности

Зарегистрировать фонд — процесс сложный и долгий, и не каждый сможет успешно выполнить эту задачу. Основная сложность заключается в том, что регистрацию НКО осуществляет Министерство Юстиции, которое регулярно меняет регламент. По статистике, большинство отказов происходят из-за несоответствия подаваемых документом установленным нормативам или ошибок, допущенных при оформлении документов.

Кроме того, повышенные требования предъявляются и к юридическому адресу регистрируемого фонда, а этому не всегда уделяется должное внимание. Несмотря на все сложности, ежегодно в нашей стране регистрируется большое количество фондов и некоммерческих организаций, и единственная возможность избежать отказа — тщательно проверять документы на соответствие установленным Министерством Юстиции нормативам.

Дополнительную информацию по регистрации фонда можно узнать в данном видео.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector