Как можно воздействовать на агрессивного ребёнка в детском саду?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Как можно воздействовать на агрессивного ребёнка в детском саду?

Как можно воздействовать на агрессивного ребёнка в детском саду?

№ 1428 Статья “Как правильно вести себя с агрессивным ребёнком – дошкольником”

Как правильно вести себя с агрессивным ребёнком-дошкольником.

Составитель: воспитатель первой квалификации МБДОУ «Детский сад № 105» г. Рязани Терина Наталья Анатольевна.

Многолетняя работа в ДОУ позволила заострить внимание на частое проявление агрессии у детей в период дошкольного возраста в настоящее время. Что мешает продуктивной деятельности в режиме дня, и это натолкнуло на написание данной статьи.

Агрессия – это совершенно нормальное и весьма частое поведение развивающихся детей. Здоровые аспекты агрессии способствуют умению отстаивать свои интересы во взаимодействии с другими людьми, соперничеству в играх и успешности решения повседневных проблем. Вынужденные по мере взросления включаться в расширяющуюся социальную среду, дети, таким образом, получают опыт социального взаимодействия. Но так же агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

В дошкольном возрасте происходит физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее. Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается. Уже достаточно определенно выражает различные эмоции – радость, огорчение, жалость, страх, смущение.

В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится нелегко с ними: они не знают, как поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают.

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности.

Факторы, влияющие на формирование агрессивности у детей

  • Негативизм матери, отсутствие родительской любви
  • Терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым
  • Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, оскорбление)
  • Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость)
  • Несогласованность требований родителей: у ребёнка нет чётких норм поведения
  • Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний со стороны взрослого
  • Личностные особенности родителей: раздражительная мать, суровый отец, психопатии, психические заболевания
  • Родовые травмы
  • Врождённые физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребёнка
  • Средства массовой информации, в том числе телевидение

Определённое сочетание и взаимодействие этих факторов создают условия для развития агрессивности в детстве.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи).

Главные проблемы агрессивных детей, причем неоднородные, лежат в сфере отношений со сверстниками. Обследуя их, исследователи выявляют существенные индивидуальные различия, как в поведении, так и в психологических характеристиках. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы. Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия – это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа, в отличие от первой, не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение “лидера”. Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентир исключительно на собственные желания.

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому ребёнку – самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия – действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием.

В характеристиках выделенных групп, существуют различия как по форме проявления агрессивности, по мотивации поведения, так и по нарастанию мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) – от первой группы к третьей.

Так, в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников.

Во второй агрессивные действия более жесткие и устойчивые по форме.

В третьей группе преобладает мотивация “бескорыстного” причинения вреда сверстникам (агрессия как самоцель). Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Как вести себя родителям?

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей растерянность. Однако некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребёнка психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести. Ребёнку нужно оказать помощь.

Для этого очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы, поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже он будет испытывать гнев, зависть.

Родителям необходимо сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая собственный пример (заботы о других, помощи, сочувствия и т.д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессивность проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию вызовет их поведение на этот раз.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая понять детям, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия формирует у детей аналогичное поведение и способствует появлению в характере ребёнка таких черт характера, как злость, жестокость и упрямство. Важно научить ребёнка владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. У ребёнка всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями, объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за своё поведение.

Ребёнок может и должен выражать свои негативные эмоции, но делать это словами, а не с помощью кулаков. Надо сразу дать понять ребёнку, что агрессивное поведение не принесёт ему выгоды. Научите ребёнка говорить о своих чувствах, называть вещи своими именами: «я обиделся», «я рассердился» и т.д. Никогда не обзывайте ребёнка или других людей в его присутствии плохими словами – он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше агрессии будет с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе у ребёнка.

Учитывая психологический риск, связанный с применением телесных наказаний, психологи рекомендуют «Неагрессивные модели дисциплинарного воздействия».

  • Терпение.
  • Объяснение. Ребёнку следует объяснить, почему его поведение неправильно, объяснение должно быть кратким.
  • Отвлечение. Надо предложить ребёнку более интересное занятие, чем то, что ему хочется сейчас.
  • Неторопливость. Не надо поспешно наказывать ребёнка, поступок может повториться.
  • Награды. Лучше похвалить ребёнка за хорошее поведение. У него появится желание ещё раз услышать похвалу.

1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие./ Под ред. Н.М.Платоновой СПб : Речь, 2004

2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений /С.В. Ковалёв. – М.: Просвещение, 1996.

3. Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер, 2004

4.Репина Т.А. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции / Т.А. Репина, Т.О. Смолина. – М.: Гардарики, 1995. – 214с.46. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т.А. Репина. – М.: Академия, 1995

Читать еще:  Какие льготы у заслуженного работника здравоохранения рф

5. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2006.

Рекомендации воспитателю “Как правильно реагировать на детскую агрессию”
консультация

Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка, которая нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми и добиваться целей. И если ребенок не умеет ее выражать безопасно для окружающих, то она может перейти в насилие. Регулярные вспышки агрессии указывают на то, что ребенок, возможно, имеет психологические проблемы и ему требуется помощь психолога. Основная задача педагога в работе с такими детьми – научить адекватно проявлять свои чувства.

В этой памятке вы найдете несколько основных советов, как педагогу правильно реагировать на агрессию со стороны ребенка, а также методы, с помощью которых можно быстро остановить агрессивную вспышку ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_vospitatelyu_kak_pravilno_reagirovat_na_agressiyu.docx 20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога воспитателю

Как правильно реагировать на детскую агрессию

Совет 1. Найдите причину агрессии ребенка

  • Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики». Не требуйте одинаковых действий от всех детей – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать из большой коробки и т. д. Пусть склонные к агрессии дети выберут то, что у них получается.
  • Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала, Наташа!», «Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».
  • Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».

Совет 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее

  • Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».
  • Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».
  • Четко называйте, каких действий вы хотите сейчас от ребенка. Не говорите риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно, спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».
  • Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай»), а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).

Совет 3. Организуйте среду в группе таким образом, чтобы она поддерживала эмоциональное благополучие детей

  • Предоставляйте детям возможность больше играть. Чередуйте виды активности – двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную.
  • Меняйте интерьер группы или вносите в него изменения.
  • Помните, что жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Не пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом…».
  • Оборудуйте в группе место для уединения, научите детей им пользоваться.
  • Обеспечьте питьевой режим в группе, напоминайте детям вовремя о том, что пора попить.
  • Не нарушайте личные границы детей. Это воспринимается как насилие и ведет к ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».
  • Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе. Не отбирайте личные вещи ребенка. Признавайте право ребенка по-своему относиться к ситуации, не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда он проявляет чувства, не обесценивайте их, не говорите: «Что ты злишься из-за ерунды?». Если хотите выразить свое отношение, говорите о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».

Совет 4. Если дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с подражанием ему

  • Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.
  • Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье поведение вы хотите изменить.
  • Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре, общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).
  • Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе, не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».
  • Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгайтесь в их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их мнением, сравнивайте точки зрения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить.

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнут.

Данный материал предназначен для родителей дошкольников и воспитателей. В работе представлен материал о детской агрессии, рассматриваются причины возникновения и способы борьбы с ней, пред.

Данная статья будет интересна родителям и педагогам детей дошкольного возраста. В ней раскрываются основные причины истерик у ребенка и способы грамотного реагирования на них.

1. Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).

Агрессивное поведение ребенка в детском саду

Альфия Максимова
Агрессивное поведение ребенка в детском саду

Агрессивное поведение ребенка в детском саду.

Чаще всего агрессивное поведение проявляется у ребят в возрасте трех лет. Это, так называемый, кризисный период, о котором предупреждают детские психологи. Родителям может показаться, что ребенок стал злым, жадным, заносчивым. Они переживают по этому поводу.

В причинах детской агрессии нам и предстоит разобраться, равно как и выработать правильную тактику родительского поведения. Для начала только стоит определить, что мы будем понимать под словом «агрессия». В первую очередь агрессия будет означать агрессивные действия, совершаемые ребенком по отношению к другим людям. Это могут быть укусы, щипки, царапанья, попытки ударить и другие способы причинить им физическую боль. К агрессивным действиям можно отнести и намеренную порчу ребенком игрушек и других предметов в приступе злости и гнева. «Бранные» слова, которые произносит ребенок в адрес близких – «убью», «выброшу» и т. п., – это проявления вербальное (словесной) агрессии. Слова «злость» или «гнев» будем относить собственно к эмоциональному состоянию ребенка, переживаемым им отрицательным чувствам.

Что влияет на появление агрессии у детей?

Рассмотрим 2 группы факторов: внутренние и внешние.

Внутренние: особенности нервной системы, темперамент, личностные черты, которые сформировались.

Внешние: СМИ, воздействие социума, окружающих, влияние конкретной ситуации в семье (развод водителей, конфликт родителей, ругань и драки).

Причины детской агрессии

• Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.

• Некоторые негативные черты личности ребенка.

• Особенности сложившихся черт поведения, т. е. ребенка научили таким образом себя вести.

Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.

Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.

• Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.

• Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).

• Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).

Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

• Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.

• Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно, ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.

Агрессивные мысли, намерения,которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.

Как справляться с детской агрессией?

• Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».

• Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).

• Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т. е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его. У деток, которые легко возбуждаются, должен обязательно быть режим дня, на соблюдении которого нужно настаивать.

• Лишнюю энергию помогут снять теплая ванна с хвойным экстрактом, травяной чай с успокаивающим сбором трав (если нет противопоказаний по аллергии, ритуал с чтением книги перед сном, спокойный разговор о прошедшем дне.

• Нужно поработать с самооценкой ребенка. Если он постоянно слышит критику со стороны окружающих, это может стать его проблемой. Помогите малышу разобраться с самим собой.

Как нельзя наказывать?

Нельзя наказывать ребенка за агрессивное поведение молчанием, т. к. ему выдержать бойкот очень трудно. Для этого ему понадобится напряжение всех его психических сил.

Нельзя говорить «Я тебя больше не люблю». Лишение любви – это самое сильное наказание, его опасно применять к детям дошкольного возраста. Потому что оно подрывает основу основ, от чего зависит жизнь ребенка – это любовь родителей.

Нельзя кричать на ребенка, потому что крик он воспринимает как словесное битье. Один мальчик даже сказал «Мама меня бьет словами».

Нельзя чрезмерно наказывать, не соблюдая правило, что «поощрение при наказании должно быть больше, чем само наказание». Необходимо акцентировать хорошее в поведении ребенка и закреплять его. Но часто родители делают акцент на плохом в поведении малыша и поэтому закрепляют все плохое.

Нельзя длительно наказывать ребенка. Длительность должна быть соразмерна возрасту ребенка. Если ребенку 1 год – наказать его можно на 1 минуту, ребенку 5 лет – наказать на 5 минут.

Нельзя упрекать и вспоминать былые проступки ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.

Адаптация ребенка 2–3 лет в детском саду Адаптация ребенка 2-3 лет в детском саду. Иногда так случается, что радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью:.

Адаптация ребенка в детском саду Вот и наступил этот важный период в вашей жизни и жизни вашего ребенка -он идет в детский сад. И у родителей естественно появляется много.

Адаптация ребенка в детском саду Адаптация ребенка в детском саду» (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни.

Агрессивное поведение детей Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение,.

Фотоотчет «Первые дни ребенка в детском саду» Хочу поделиться с коллегами своим опытом по преодолению негативного отношения детей в период адаптации. Многие детки поначалу на удивление.

Консультация для родителей и воспитателей «Агрессивное поведение в дошкольном возрасте» Содержание: 1. Теоретическая часть Природа и структура агрессии 2. Практическая часть Игры и упражнения Ролевая гимнастика Этюды и игры.

Мамины слова программируют состояние и поведение ребенка Мамины слова программируют состояние и поведение ребенка ВИТАМИНЫ ЛЮБВИ (методика доктора Драпкина) Мамин заговор на счастье Слова, которые.

Консультация «Поведение ребенка — результат воспитания» Отец и мать — первые воспитатели своего ребенка. Их влияние на формирование детского поведения, личности в целом неоспоримо. Ребенок верит.

Статья «Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции» Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию.

Агрессивное поведение ребенка в детском саду

Агрессивность ребенка вызывает неудовольствие у взрослых. Действительно, неприятно, когда ребенок агрессивно себя ведет.

Мы уже говорили на тему того, что делать, если дети ссорятся, сегодня мы погорим об агрессивном поведении ребенка в детском саду.

Кризис «Я сам»

Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.

А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.

На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».

Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:

  • защита своей целостности и территории;
  • выход негативных эмоций и снятие напряжения;
  • отстаивает свои интересы и личное пространство;
  • целеустремленность;
  • показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».

Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).

В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:

  1. Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
  2. Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
  3. Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
  4. Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
  5. Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
  6. Формируются агрессивные привычки.
  7. Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
  8. Фрустрация.
  9. Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.

В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.

Агрессивное поведение детей – это способ неадекватного реагирования на конфликтную ситуацию с использованием агрессии для разрешения проблемы.

Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.

Что влияет на появление агрессии у детей

Рассмотрим 2 группы факторов: внутренние и внешние.

  • Внутренние: особенности нервной системы, темперамент, личностные черты, которые сформировались.
  • Внешние: СМИ, воздействие социума, окружающих, влияние конкретной ситуации в семье (развод водителей, конфликт родителей, ругань и драки).

Причины детской агрессии

  • Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
  • Некоторые негативные черты личности ребенка.
  • Особенности сложившихся черт поведения, т.е. ребенка научили таким образом себя вести.
  • Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
  • Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
  • Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
  • Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
  • Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
  • Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
  • Неразрешенные конфликты.

Особо предрасположены к агрессии:

  • Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
  • Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
  • Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.

Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

  • Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
  • Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
  • Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.

Какого ребенка можно назвать агрессивным?

Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.

  • На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
  • Как часто это повторяется?
  • Нападает он первым или нет?
  • В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?

Как справляться с детской агрессией

  • Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
  • Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
  • Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.

Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения. В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:

Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.

«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.

Что делать, если в вашем детсаду агрессивный ребенок держит в страхе детей и бьет воспитателя

Недавно «Руна» писала о странном инциденте в городском детском саду № 62. Руководство учреждения решило отчислять непослушных детей. Даже соответствующее допсоглашение составило. Но родители возмутились через СМИ, и все затихло. А прокуратура вдогонку напомнила заведующей, что это прямое нарушение закона.

Однако наши читатели рассказали, что в этом детсаду есть мальчик, с которым очень трудно совладать. Тумаки от него ежедневно получают все: и дети, и воспитатель. Единственная надежда была на допсоглашение, пусть и в обход закона.

— Кусает этот ребенок не только моего сына, но и других, еще срывает занятие и кричит так, что дети сидят, закрыв уши руками. Вчера этот же ребенок на прогулке валялся на земле, воспитатель стала его поднимать, и он начал махать ногами так, что уронил ее. Воспитатель вынуждена целый день «охранять» этого ребенка, — рассказала мама одного из детей.

А вот случай, который произошел в Петрозаводске несколько лет назад. Правда, его получилось разрешить благополучно.

— В детсадовскую группу, которую посещала моя дочь, определили мальчика по программе инклюзивного образования. Нас предупредили, что ребенок с особенностями развития и что совместное пребывание с нашими детьми должно ему помочь. Родители не возражали. Но к концу недели выяснилось, что в группе нет ни одного ребенка, которого этот мальчик еще не поколотил, — вспоминает петрозаводчанка Анна. — Причем дрался он всерьез: зло, ожесточенно, бил изо всех сил. Пришлось вызывать родителей и объяснять, что мы против пребывания их ребенка в нашей группе. Скорее всего, это незаконно, но лично у меня лишних детей в запасе нет. Кстати, родственники «проблемного» мальчика отнеслись к ситуации очень спокойно и без скандала забрали его из садика.

«Руна» решила выяснить, есть ли у родителей и детского сада хоть один шанс урегулировать подобную проблему правовым способом. Выяснилось, что существует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где сказано, что к дошкольникам не применяются дисциплинарные меры. Ни за нарушение устава детсада, ни за нарушение режима, ни за плохое поведение.

— Анализ норм федерального законодательства об образовании свидетельствует, что образовательная организация не имеет права отказать в допуске детей в детский сад, прекратить осуществлять деятельность по присмотру и уходу в отношении конкретного воспитанника, отчислить несовершеннолетнего из образовательной организации кроме как по основаниям, установленным действующим законодательством.

Есть только три пункта, по которым ребенку могут отказать в образовательных услугах, и все они прописаны в ст. 61 упомянутого закона. Во-первых, по инициативе родителей, то есть если они сами решают забрать чадо из детсада или школы. Во-вторых, при ликвидации учреждения. И в-третьих, если ребенку уже есть 15 лет и он натворил что-то серьезное. Тогда применяются меры дисциплинарного взыскания.

— Примерно полгода назад разбирала эту ситуацию по просьбе одной мамы, чей ребенок страдает от активности другого малыша. И знаете, не нашла реального механизма «борьбы» с такими детками. Как ни странно, но у всех равное право на посещение, пока нет меддиагноза. Смотрите: статья 10 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. По идее, поведение ребенка влечет за собой нарушение прав других детей и создает угрозу их здоровью. Исходя из этого, может быть выдано направление к психологу.

Кажется, помощь психолога остается единственным вариантом разрешить конфликт в детсаду, где появился маленький дебошир. Далеко не все родители соглашаются на консультации, некоторые сразу отрицают проблему, другие вступают в споры. В итоге страдают малыши. По мнению практикующего психолога, старшего преподавателя ПетрГУ Юлии Терюшковой, рядом с ребенком, пусть даже агрессивным и опасным для окружающих, всегда должен быть профессионал-педагог.

— Исправлять поведение ребенка в рамках детского сада — это длительный процесс. Спокойствие и грамотность педагога, ненавязчивая работа с родителями, организация безопасного пространства внутри группы детского сада. Тут должен присоединиться педагог-психолог, методист. Часто воспитатели категорично разговаривают с родителями трудного ребенка — это негативные оценки поведения и даже личности ребенка, постоянные замечания, часто неуравновешенные высказывания. Родителям тяжело принимать эту информацию и они начинаю выбирать лучшую защиту — нападение! Поэтому и тут нужна планомерная и грамотная работа воспитателя, гуманистический подход.

Психолог подтверждает, что зачастую бывает непросто успокоить других малышей в группе, когда один из них чересчур эмоционален или ведет себя агрессивно. Дети получают свой опыт общения, но к нему добавляется реакция воспитателя, когда педагог кричит на маленького дебошира, критикует его, наказывает. А происходит это обычно на глазах у всей группы. Однако специалист уверяет, от поведения взрослого многое зависит. Дети очень пластичны, если их правильно настроить и направить, они научатся сочувствовать и будут помогать, даже успокаивать друг друга.

— Воспитатель должен понимать особенности ребенка, наблюдать за особенностями проявления агрессии и неадекватных (по его мнению) реакций. Чаще всего, если мы исключаем случаи нарушенного развития, агрессия детей — это психологическая защита от разных фрустрируюших факторов. Если педагог заинтересован в помощи такому малышу, он увидит, как начинается и протекает приступ злости, поймет, как его можно купировать. Мы с вами знаем огромное количество примеров, когда смена сада, группы или воспитателя положительно влияли на психологическое развитие ребенка!

Последние слова подтверждаются реальными историями. У Севы (имя изменено) отношения со сверстниками не заладились, когда пошел третий год обучения в школе. Его тетя утверждает, что мальчик хоть и не самый усидчивый, но очень умный. И вот Севе на уроках было скучно.

— Вместо того, чтобы найти индивидуальные подход к ребенку и занимать его чем-то дополнительным, чтобы он не мешал учиться, классная руководительница настроила против него весь класс, накрутила родителей, что из-за него нет в классе дисциплины и что из-за него она не может никого ничему научить. И родители других детей начали требовать, чтобы моего племянника убрали из их класса, — рассказала тетя Севы. — Ну, у мамы сдали нервы, она забрали документы из хорошей школы и перевела ребенка в соседнюю, которая, конечно, имеет не самую лучшую репутацию, но выбора на тот момент не было. Там у него тоже были трудности с поведением, но таких проблем с учителем и классом больше не было. Отучившись несколько лет в этой школе, он поступил в одну из престижнейших школ нашего города, в которой сейчас демонстрирует очень хорошие успехи, в частности, на радость учебному заведению, очень успешно выступает на олимпиадах.

Понять родителей, которые беспокоятся о своем чаде, можно. Для них мир делится на родного ребенка и остальных. Поэтому первым делом взрослые превращаются в мало управляемых защитников. Однако поиск компромисса пойдет на пользу всем участникам конфликта. И тогда не придется подговаривать заведующую детсадом нарушать закон.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector