Как мне правильно решить данные задачи?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Как мне правильно решить данные задачи?

Как правильно ставить задачи, чтобы сотрудники их выполняли

Многие считают, что эффективные менеджеры только и делают, что отдают распоряжения своим подчиненным. Однако не это показатель эффективности. Приказы — метод управления для чрезвычайных ситуаций, а настоящие менеджеры не приказывают, а направляют и мотивируют сотрудников, помогая им определить лучший путь решения задач. В этом им помогают открытые вопросы.

Приказы предполагают, что вы говорите конкретному человеку что он должен сделать: «Отправьте мне этот файл», «Распланируйте бюджет» т.д. Поступая так, вы не позволяете человеку даже подумать, как лучше подойти к выполнению задачи. Все, что он может сделать, — это четко следовать вашим инструкциям. Таким образом, вы подавляете творческое и критическое мышление подчиненного.

Вместо того, чтобы давать распоряжения, эффективные менеджеры указывают направление и делятся инструкциями. Они говорят сотрудникам, какой результат хотят видеть, и дают им возможность проявить себя.

Лучше обсуждать проблему, а не приказывать

Отдавать сотрудникам приказы — не самый эффективный подход. Гораздо продуктивнее использовать другую методику — описать объем работы или задачу, которая должна быть решена, выслушать идеи и обсудить результат. Большинство людей нужно в определенной степени контролировать, чтобы они не отклонялись от намеченной цели. Соответственно, задача руководителя состоит в том, чтобы правильно описать эту конечную цель. При этом на вопрос «Как именно осуществлять задуманное», сотрудник отвечает сам — это стимулирует интерес к задаче и подпитывает творческое мышление.

Когда вы рассказываете сотруднику о том, что вы ожидаете от него получить, вы предоставляете ему свободу действий — он волен сам решать, как лучше выполнить задачу. И хотя его идеи не всегда могут соответствовать вашему представлению о лучшем методе решения задачи, важно признавать тот факт, что это нормально. Любая работа может иметь несколько эффективных методов реализации. Возможно, именно ваш сотрудник предложит лучший метод.

Задачи нужно подавать в формате проблем. То есть важно описать основную проблему, которая будет решена благодаря выполнению той или иной работы. Если это возможно, опишите цели работы. И только затем задайте вопрос: «Как вы планируете решать эту задачу?».

Дополнительно не лишним будет задать следующие открытые вопросы:

  • Какие подходы можно, на ваш взгляд, применить для выполнения этой задачи?
  • Какой из подходов вам ближе?
  • Каковы преимущества этого подхода?
  • Какие потенциальные риски могут возникнуть?
  • Какая помощь вам понадобится от меня или других коллег?

Подобные вопросы расширяют возможности сотрудников. Вместо того, чтобы требовать от них соответствия вашим представлениям, вы подталкиваете их шире мыслить, анализировать задачу и оценивать риски. Кроме того, ваша готовность позволить им выбрать один подход из предложенных показывает, что вы доверяете им в принятии решений.

Важно фиксировать конкретные результаты

Все приказы, как правило, становятся понятны при описании задачи, а вот желаемые результаты, если они не проговариваются, создают почву для различных интерпретаций. Поэтому, когда вы ставите задачи, вам нужно четко определять результаты, которые вы ожидаете увидеть.

Например, вы можете обратиться к работнику с такой просьбой: «Мне бы хотелось, чтобы вы просмотрели данные за прошлый месяц». А можете сформулировать ее точнее: «Пожалуйста, посмотрите данные за прошлый месяц. В идеале я хочу услышать от вас рекомендации относительно того, какие действия мы должны предпринимать дальше. Команде менеджеров нужны идеи по инвестициям в новые проекты, и ваше участие в этом вопросе очень важно. Встреча состоится в четверг, поэтому, если вы сможете проанализировать данные до вторника, у нас будет время на то, чтобы обсудить с вами выводы и рекомендации во время нашей еженедельной встречи в среду утром. Спасибо!».

Определяя задачу, всегда делайте акцент на следующих деталях:

  • Что вы просите.
  • Контекст задачи.
  • Предполагаемые результаты.
  • Сроки или при необходимости конкретная дата выполнения.
  • Ваша оценка усилий человека.

7 коммуникационных правил при постановке задач

  • Не забывайте о контексте, когда ставите задачу. Люди делают все возможное, когда понимают важность задачи в контексте бизнес-цели.
  • Будьте конкретными.Обозначьте, в какой момент задача может считаться выполненной, используйте любые стандарты качества.
  • Обращайтесь к сотруднику уважительно.Важен и тон, и слова, которые вы скажете — они должны восприниматься позитивно. От этого будет зависеть отношение сотрудника к делу.
  • Дайте сотруднику возможность задавать вопросы. Этот подход способствует укреплению связи между сотрудником и руководителем и повышает вероятность успешного результата.
  • Доверяйте своему сотруднику.Боритесь с микроменеджментом и постоянным стремлением контролировать все процессы. Тот, кто правильно ставит задачи, доверяет людям.
  • Укрепляйте доверие. Благодарите или давайте позитивную обратную связь, когда работа выполняется должным образом.
  • Давайте конструктивную обратную связь.Если задача выполняется ненадлежащим образом, то критиковать работу сотрудника нужно по делу, четко и обоснованно.

Какие ошибки совершают руководители при поставке задач

На самом деле таких ошибок не так много, как может показаться. Всего достаточно выделить пять важных деталей, на которые не обращают должного внимания руководители.

1. Вы думаете, что подчиненные должны догадаться о том, что вы имеете в виду

Одна из ключевых ошибок руководителей — они уверены в том, что подчиненные догадываются о деталях задач, которые они перед ними ставят. В то время как обязательное условие для правильного выполнения задания — это четкая инструкция по любым вопросам. Вам потребуется всего несколько секунд, чтобы объяснить детали, зато это предотвратит ошибки и конфликты.

2. Вы заменяете конкретные дедлайны словами «быстро», «скоро», «не так срочно».

Смысл, который вы вкладываете в слово «скоро», может сильно отличаться от того, что вкладывают в него ваши коллеги. Вы можете думать, что «скоро» подразумевает «в течение двух часов», а ваши сотрудники, которым вы не уточнили временные рамки, будут уверены, что у них есть на задачу несколько дней. Такие недопонимания могут иметь серьезные последствия для любого бизнеса.

3. Вы не считаете нужным приводить примеры.

Примеры особенно полезны в том случае, если сотрудник ранее не выполнял подобные задачи. Они хорошо дополнят инструкцию, которую вы даете, внесут ясность и помогут сформировать более четкое представление о том, чего вы хотите получить на выходе.

Например, если вы просите сотрудника разработать опрос удовлетворенности клиентов по новому продукту, то вы можете отправить им примеры других опросов, которые использовались ранее.

4. Вы не предлагаете альтернативные варианты.

При постановке задачи стоит предусмотреть несколько альтернативных вариантов на случай, если предпочтительный для вас вариант нельзя реализовать по объективным причинам.

Пример постановки задачи с альтернативными вариантами: «Я хочу, чтобы встреча с финансовым директором состоялась 20-го числа текущего месяца. Если он не сможет встретиться 20-го числа, то можно рассмотреть вариант после обеда 26-го. Либо мы можем встретиться в этот день с аналитиком».

Предоставляя альтернативы, вы даете возможность сотрудникам выполнять работу спокойно, но с возможностью постоянной перепроверки. Это сэкономит вам время, потому что сотрудникам не нужно будет постоянно вас дергать с вопросами и уточнениями.

5. Вы не проверяете, понял ли сотрудник задачу.

Прежде чем вы отпустите сотрудника, убедитесь в том, что он понял задачу и результаты, которые от него ожидают. Вы можете поинтересоваться, остались ли у него вопросы к вам. Проблема заключается лишь в том, что слишком часто сотрудники автоматически говорят «нет». Либо они могут ошибочно думать, что понимают задачу, либо могут стесняться переспросить. Поэтому лучше самим убедиться в том, что они услышали то, что вы сказали.

Дополнительные открытые вопросы, которые проверяют правильное понимание задачи:

  • Где вы будете доставать информацию для выполнения задачи?
  • Какой метод будете использовать?
  • Нужна ли помощь для завершения проекта?

Избегайте таких закрытых вопросов, как «Вам всё понятно?». Это закрытые вопрос: они не приглашают сотрудника к диалогу и не позволяют убедиться в том, действительно ли поставленная задача ему понятна.

Правильная постановка задач сотрудникам для эффективного выполнения

Почему важна постановка задач сотрудникам

Как в правильно поставленном вопросе есть половина ответа, так и в правильной постановке задач подчиненным присутствует половина решения.

Организация любого процесса строится на постановке и выполнении задач. Когда деятельность спонтанна и хаотична, результат может быть достигнут, но либо краткосрочный, либо некачественный, либо вообще практически не значимый.

В экстренных ситуациях молниеносная реакция и действия по обстановке оказываются самым эффективным средством. Но даже в подобных обстоятельствах зачастую остаётся время на координацию. А если так, то им лучше воспользоваться, потому что спланированные действия лучше необдуманных. Тем более, это актуально при групповом решении задач.

Разрозненные действия группы людей могут нанести ущерб процессу. В то же время, командная работа способна усилить эффект от трудозатрат каждого участника.

Постановка задач организует не только коллективный труд, но и деятельность конкретного человека. Сбросить вес после зимы — это только цель. А вот для того чтобы её достичь, следует поставить задачу регулярно делать физические упражнения и соблюдать меру в питании.

Итак, персональной мотивации посвятим отдельный материал, а здесь уделим внимание именно вопросу о том, как ставить задачи в коллективной работе.

Как правильно ставить задачи

Эффективная постановка задач — это не примитивное составление чек-листа . Она состоит из нескольких компонент:

  • Грамотное распределение ролей;
  • Конкретизация действия и результата;
  • Назначение ответственных;
  • Ограничение по срокам;
  • Использование инструментов трекинга.

Распределение ролей

Прежде чем ставить задачи, необходимо определиться с ролями, которые исполняют все участники коллектива.

Идеальный процесс подбора команды для выполнения стратегического плана выглядит следующим образом:

  • Первоочередная задача руководителя — сформулировать полный перечень компетенций, необходимых для реализации проекта.
  • Согласно компетенциям описывается структура отдела или всей команды, функционал и обязанности каждого участника.
  • Руководитель набирает специалистов, наиболее точно подходящих для выполнения обязанностей на описанных позициях.
  • Учитывая компетентность, сильные и слабые стороны всех подчинённых, руководитель формулирует тактические и стратегические задачи, назначает исполнителей.
Читать еще:  Как потребовать заработную плату, если трудоустройство было неофициальное?

К сожалению, на практике далеко не всегда руководитель наделён полномочиями по подбору персонала и корректировке состава подопечного ему коллектива. Поэтому во многих случаях приведённый план организации командной работы оказывается весьма ограниченным.

Тем не менее, необходимо по максимуму использовать все доступные возможности по распределению ролей в коллективе. Во-первых, следует начать с оценки навыков каждого подчинённого. После этого — построить такую структуру ответственности и коммуникаций, при которой существующий состав специалистов покажет наибольшую эффективность.

Каждый должен ясно понимать свою роль в общем деле, границы возможностей и ответственности. Расстановка игроков на поле поможет:

  • Исключить пересечение обязанностей разных сотрудников, при котором одна и та же работа по недосмотру будет выполняться дважды или трижды.
  • Исключить простаивающие без исполнителя задачи.

Конкретизация действия и результата

Далее следует упаковать стратегию или цели на ближайшую перспективу в набор конкретных действий, выполняя которые ваши сотрудники достигнут намеченного результата.

Ошибка руководителей заключается в том, что многие привыкли использовать абстрактные формулировки. Например, задачи они ставят в форме наименования — в именительном падеже.

— Отгрузка керамогранита.

Такие формулировки не подталкивают к действию, ассоциируются с пассивной констатацией. Вместе с тем, в данной постановке нет деталей, которые помогут разобраться в том, как приступить к задаче и какой результат получить.

— Отгрузить 2 тонны керамогранита 60х60 на склад в Одинцово, отзвониться в офис и отметиться в ведомости.

Здесь, как видно, процесс расписан намного подробнее. Вместо ничего не значащего «наименования» задачи, ровным счётом ничего не сообщающего сотруднику, подобная развёрнутая формулировка даёт инструкцию к действию.

Это может показаться элементарным или не заслуживающим внимания, но смена существительных на глаголы в формулировке задачи:

  • Гораздо сильнее ассоциируется с действием;
  • Помогает сориентироваться и начать решать задачу;
  • Придаёт мотивации.

Назначение ответственных

Сформулированная задача немедленно адресуется конкретному исполнителю.

Как уже было обозначено ранее, сами задачи во многом проистекают из возможностей и компетенций коллектива. В связи с этим каждая задача отчасти ставится под заранее определённых исполнителей и немедленно им адресуется.

Назначая тех ответственных, которые по-вашему лучше других справятся с порученным, вы обеспечиваете наилучший возможный результат работы.

Наличие ответственных позволяет всегда держать процесс под контролем. Вы точно знаете, какой сотрудник в данный момент занят той или иной задачей. Это позволяет в любой момент запросить статус, внести корректировки, дать обратную связь.

По окончании выполнения работ подчинённый предоставляет готовые материалы, качество которых — исключительно его зона ответственности. Таким образом, при наличии недочётов всегда ясно, кому направлять вопросы и замечания.

Ограничение по срокам

Не менее важны ограниченные сроки выполнения задания.

Если сроки не установлены, исполнителю может показаться, что они не ограничены, а потому можно совершенно спокойно предаваться прокрастинации.

Чтобы исключить неразбериху и простой в работе, сразу после назначения ответственных необходимо ставить дедлайны. Даже если невозможно точно оценить масштаб работ, следует назначить промежуточную контрольную точку. Вплоть до этой даты сотрудник должен сделать максимум возможного в рамках выполнения поставленной задачи.

В день сдачи промежуточного результата вы вместе с подчинённым должны:

  • Оценить темп работы;
  • Обсудить и решить возникшие вопросы, предложения;
  • Назначить примерные сроки полного завершения выполнения задачи.

Трекинг задач

Чтобы не только ставить задачи, но и получать качественный результат, необходимо владеть инструментами, которые позволяют контролировать ход работ и все нюансы процесса.

Вместо того, чтобы пытаться по памяти восстанавливать все задачи и их аспекты, лучше изначально документировать эту информацию.

Но не все инструменты улучшают наглядность процессов и вашу производительность как контролёра.

Например, обычный блокнот может показаться подходящим решением, но на самом деле вы, скорее, запутаетесь, фиксируя ход работ ручкой на бумаге. Обычно при трекинге задач необходимо намного больше места, чем может предоставить стандартная страница записной книжки, а постоянная корректировка и добавление статусов в ней вовсе невозможны.

Лучше применять электронные инструменты — тем более, что сейчас мы всегда имеем под рукой гаджет, но нередко не способны найти ручку. Все программные решения имеют адаптированные мобильные версии и приложения, поэтому полный набор данных по задачам всегда доступен в смартфоне, на планшете и на персональном компьютере.

В зависимости от масштаба проекта, может применяться программное обеспечение различной мощности.

  • Для одиночных исполнителей, стартапов и небольших отделов рабочим вариантом станут: Google Docs, Trello, Basecamp, Wunderlist, Slack.
  • Крупные проекты, требующие серьёзных затрат человеко-часов, используют: JIRA, Redmine, недавно вышедший Яндекс.Трекер. В отдельных случаях используются CRM , если решаемая проблема шире простой постановки и контроля задач.

Интеграции Calltouch

  • Быстрая настройка без путанных инструкций
  • CRM-системы, рекламные площадки и другие сервисы
  • Webhooks и API для безопасной передачи событий
  • Автоматическая передача данных от показов и бюджетов до сделок и ROI

Корпоративные решения, безусловно, следует внедрять с должной осмотрительностью и после тщательного анализа пула ресурсов компании. Обычно для подобного привлекают интеграторов, чья специализация — именно установка систем трекинга процессов.

Для начала можно опробовать простые решения из первого пункта. Иногда могут подойти даже боты для Telegram и Slack, но только в случае небольшого объёма исполнителей и конкретики по задачам. Бот сможет фиксировать информацию, оповещать и уведомлять участников команды об обновлениях в статусах.

Решения из коробки — Trello, Basecamp, Wunderlist — обладают продуманным интерфейсом и продвинутым функционалом. В них предусмотрена категоризация задач, наглядная система статусов, удобное перетаскивание задач между этапами, комментарии, исполнители и оповещения. Они отлично подходят для стандартных задач с линейной этапностью.

Тем, кому необходимо пространство для творчества ввиду не очевидной логики процесса, не вписывающегося в рамки таск-трекеров, подойдёт Google Spreadsheets. В онлайн-таблицах вы сможете выстраивать свою собственную структуру этапов, комментариев и взаимосвязей, наиболее точно отвечающую потребностям проекта.

Как научить ребенка решать задачи по математике 1-4 класс? ‍♀️

Практически в любой сфере жизни нужны навыки измерений, определений, расчетов, и сделать это без знания математики крайне сложно. Начиная с первых уроков арифметики, следует донести эту мысль малышам, чтобы они понимали – задача не живет только на страницах учебника, она входит в повседневную жизнь и влияет на нее.

Способов, как правильно научить ребенка решать и понимать задачи по математике, существует несколько, элементы каждого из них можно применять не только во 2 и 3 классе, но даже в старшем возрасте. Формировать такие навыки необходимо, они во многом повлияют на дальнейшие успехи в учебе.

Как научить решать задачи по математике ребенка 1-4 классов

Поскольку знакомство с математикой начинается в начальной школе, то и приобретение навыка справляться с такими головоломками происходит в данный период.

Для чего необходим навык

Важно понимать, что научившись справляться с математическими заданиями в начальной школе, ребенок сможет успешно овладеть химией, физикой, астрономией и другими предметами в старших классах. Родители просто обязаны помочь своему чаду с математикой в первых классах, поскольку данный вид занятий напрямую связан с четким логическим мышлением, способностью анализировать, делать выводы.

Общий алгоритм обучения

Следует придерживаться такой последовательности шагов, чтобы научить детей правильно выполнять математические задания:

  1. Внимательное чтение условий и разложение заданий на этапы: условие, вопрос, решение, ответ.
  2. Составление плана для выяснения неизвестного. Для маленьких хорошо применять рисунки-схемы на данном этапе, приводить примеры из личного опыта, которые аналогичны условию задачи, для лучшего ее восприятия.

Также уместно использование простеньких сценариев, которые позволяют детям «быть внутри задания».

  • Акцент на тексте головоломки и поиск ответа в нем. Важно научить тому, что в математике нет лишних фраз, все они важны и используются для нахождения ответа, который заложен в формулировку предложений.
  • Практика и еще раз практика. Для того, чтобы дети успешно овладели навыками сложения, вычитания, умножения, им необходимо довести эти действия до автоматизма.
  • Распространенные ошибки в решении задач

    Главные ошибки в процессе поиска ответа следующие:

    • беглое чтение условия задачи, которое не позволяет определить, какой именно ответ нужен;
    • неправильное понимание последовательности действий, особенно при поиске нескольких неизвестных;
    • некорректный ответ может быть формальным, когда перепутаны единицы измерения или же неправильно вычисленным.

    Особенности решения задач в 1 классе

    На начальном этапе используются так называемые «текстовые» задания, которые знакомят малышей в 1 классе с арифметикой и проблематикой поиска неизвестных данных. Для таких заданий характерно:

    • описание простых сюжетов в задании, которые понятны и знакомы ребенку;
    • решение таких головоломок помогает осознать важность математических знаний;
    • формирование ключевых умений: выделение условия и вопроса, установление зависимости между понятиями и данными, построение логической цепочки решения, проверка результата.

    Первыми задачами, с которыми знакомятся дети в школе, являются варианты на сложение и вычитание.

    Для того, чтобы научить первоклашек таким понятиям как «условие», «ответ», «неизвестное» следует использовать такие методы:

    • дополнительные, наводящие вопросы по условиям;
    • составление схем-рисунков условий;
    • перевод текста в схематическую модель;
    • объяснение значений фраз в условии задания;
    • выбор варианта решения, исходя из схемы;
    • обозначение в схеме известных и неизвестных разными способами.

    Успешное получение навыков в решении простых задач поможет освоить математическую дисциплину в последующих этапах обучения.

    Что делать, если ребенок не понимает задачи по математике во 2 классе

    В математике второго года обучения также основными остаются текстовые задачи, которые требуют найти неизвестное при наличии двух известных чисел. Если ребенок не понимает, как следует работать с задачами по математике во 2 классе, то не следует паниковать и критиковать его. Еще вполне можно наверстать то, что упущено. Рекомендовано пройтись по основам данной проблемы и разобраться с ней:

    • убеждаемся, что малыш усвоил знаки «+», «-», «=» и понимает, как они действуют;
    • учим составлять краткую запись условий;

    При последовательной работе и выполнении подобных заданий, дети начинают запоминать их и понимают причинно-следственные связи между действиями и результатами, что в конечном итоге и требуется для работы с арифметикой.

    Специфика обучению решения математических задач в 3 классе

    Важной возрастной особенностью третьеклассника является активное развитие мыслительных процессов, что позволяет усваивать большие объемы информации и понимать сложные действия. Особенностями обучения решению арифметических заданий на данном этапе можно назвать следующие:

    • изменения поставленных вопросов в заданиях, которые требуют отличать простые и сложные головоломки и самостоятельно выбирать пути их решения;
    • поиск нескольких путей решения, демонстрация понимания различных действий, единиц измерения, необходимых для нахождения ответа;

    Как просто решать задачи в 4 классе

    В это период очень важно закрепить навыки работы с задачами разной степени сложности, чтобы применять их в дальнейшем. В 4 классе следует развивать не только автоматизацию процесса решения математических заданий, но и стимулировать интерес к ним разными способами:

    • изменение условий, предполагающее нахождение нескольких способов решения;
    • модификация числовых данных и единиц измерения;
    • использование кратких схем и чертежей вместо текстовых условий;
    • обнаружение ошибок в уже решенной задаче;
    • замена цифр на буквы.

    Математические задачи в 4 классе

    Только используя различные альтернативные варианты обучения можно подвести ребенка к простому алгоритму, применяемому к любой задаче:

    1. Ознакомление с условием.
    2. Определение неизвестных и способы их поиска.
    3. Анализ и вычисление.
    4. Ответ на главный вопрос.
    5. Проверка корректности найденного числового значения.
    6. Оформление задания письменно.

    Если учителю и родителям удалось привести ученика к данному алгоритму работы с математическими головоломками, то он сможет успешно решать простые и сложные задачи.

    Как учить ребенка решать задачи, если математика ему трудно дается

    Доказано, что школьный курс математики способен освоить любой школьник, у которого нормально развита логика и работают мыслительные процессы. Зачастую родители предпочитают считать, что если ребенку трудно дается математика, то у него просто гуманитарный склад ума и эта дисциплина ему не нужна.

    • акцентировать внимание на смысле фраз, а не числах;
    • учить малыша отличать главную и второстепенную информацию;
    • использовать рисование схем, моделей решения;
    • применять цветовую гамму для создания контраста известных и неизвестных величин;
    • описывать вместо условий задания ситуации, знакомые ребенку в его жизненном опыте;
    • привлекать внимание к возможности применить знание математических действий и правил в реальной жизни;
    • использовать образы и условных героев-помощников.

    Только индивидуальный и креативный подход в обучении поможет школьнику, который испытывает трудности с арифметикой, перебороть свои страхи и научиться решать различные задания.

    Как научить ребенка решать логические задачи по математике

    Такая разновидность заданий дает возможность развивать логику детей и позволяет им обретать навыки нестандартного мышления. Постановка логических задач часто предполагает изобретение особого способа их решения, но все же существуют некоторые разработанные методы их решения, которым и следует обучить школьников:

    • метод рассуждений;
    • таблицы истинности;
    • метод блок-схем;
    • средства алгебры высказываний;
    • графический метод;
    • математический бильярд.

    При использовании рассуждений важно разделить условие задания на маленькие фрагменты и сделать последовательные выводы из каждого из них, таким образом ребенок приходит к ответу. Данный вариант решения можно также применять, начиная с конца условия, что тоже приводит к решению, но другим путем.

    Применение таблиц истины дает возможность разделить все данные в тексте задачи на истинные и ложные, сравнить их наглядным образом и сделать соответствующие умозаключения о варианте ответа.

    Для успешного овладения навыками решения математических головоломок детям требуется разный подход и приемы в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

    Задачи с недостающими и лишними данными. Отличие задачи от задания

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    2. Задание на проверку правильности составления задач

    Итак, задачи состоят из следующих логических частей:

    1. Условие – это то, что известно в задаче;

    2. Вопрос – это то, что надо найти;

    3. Схема – краткая запись содержания задачи;

    4. Выражение и его значение;

    5. Решение задачи;

    6. Ответ – значение составленного выражения.

    3. Задача №1 с ошибочным вопросом

    Задание 1:

    Незнайка придумал свои математические задачи. Нужно проверить, можно ли эти тексты назвать задачами.

    «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?»

    В этой задаче есть условие: «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду». Есть вопрос: «Сколько лягушек прыгнуло в воду?».

    Однако, в этом тексте ошибка. Число лягушек, прыгнувших в воду, есть в условии – «одна». То есть в вопросе просят узнать то, что известно.

    Уберем ошибочный вопрос и изменим вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное.

    «Сколько лягушек осталось на кочке?». В результате получилась задача:

    «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?».

    Решение:

    Сделаем краткую запись задачи с помощью схемы:

    На схеме видно, что надо найти часть. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. Запишем выражение и найдем его значение:

    Ответ: 3 лягушки остались на кочке.

    4. Задача №2 с нереальным условием

    «Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом. Сколько пачек соли осталось?»

    В этой задаче есть условие: «Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом». Есть вопрос: «Сколько пачек соли осталось?». Значит, это задача.

    Но в этой задаче нереальное условие: за обедом съели 2 пачки соли. Это невозможно, поэтому нет смысла решать эту задачу.

    5. Задача №3 без вопроса

    «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика».

    В этом тексте есть условие: «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика», – но нет вопроса.

    Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос: «Сколько всего мячиков у мальчиков?»

    Теперь получилась задача: «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько всего мячиков у мальчиков?».

    Решение: Сделаем краткую запись этой задачи с помощью схемы.

    На схеме видно, что надо найти целое. Для этого надо сложить части. Запишем и найдем значение выражения:

    Ответ: У мальчиков всего 5 мячиков.

    6. Задача №4 без условия

    «Сколько стоят 2 матрешки?»

    В этом тексте есть вопрос: «Сколько стоят 2 матрешки?». Однако, в этом тексте нет условия.

    Для того чтобы сделать задачу из этого текста, добавим к вопросу условие: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля».

    В результате получим задачу: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля. Сколько стоят 2 матрешки?»

    Решение: Сделаем краткую запись этой задачи с помощью схемы.

    Для того, чтобы найти целое, надо сложить его части. Запишем и найдем значение выражения:

    Ответ: 2 матрешки стоят 9 рублей.

    7. Задача №5 с лишними данными

    «Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?»

    В этом тексте есть условие: «Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши». Есть вопрос: «Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?».

    В условии задачи говорится, что Карлсон съел не только фрукты, но и другие продукты, что является лишними данными. При решении задачи их использовать не надо, поэтому эти данные нужно убрать.

    В результате получится следующее условие: «Карлсон съел на завтрак 2 ананаса и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?».

    Решение: Сделаем краткую запись содержания задачи с помощью схемы.

    На схеме видно, что надо найти целое. Для этого надо сложить части. Запишем и найдем значение выражения:

    Ответ: Карлсон съел 6 фруктов.

    8. Задача №6 с неуместным вопросом

    «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?»

    В этом тексте есть условие: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой». Есть вопрос: «Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?».

    Однако условие задачи не связано с вопросом, значит, его нужно изменить. В результате получим задачу: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько всего мешков крупы перебрала Золушка?».

    Решение: Для того чтобы ответить на вопрос задачи, составим схему, потом выражение и найдем его значение.

    Сложим части целого, чтобы записать и найти значение выражения:

    Ответ: Золушка перебрала 7 мешков крупы.

    9. Подведение итогов

    Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разными видами задач, а именно: с задачами с нереальными условиями, с неполными и лишними данными. В ходе урока мы разобрали разные способы преобразования таких задач с целью их дальнейшего решения.

    Список литературы

    1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
    2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
    3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М7: Русское слово, 2012.
    Читать еще:  Омск допуск к работе с газовым оборудованием

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Социальная сеть работников образования (Источник).
    2. Социальная сеть работников образования (Источник).
    3. Открытый урок (Источник).

    Домашнее задание

    1. Проверить, можно ли приведенные ниже тексты назвать задачами. После проверки исправить условие так, чтобы получилась правильно составленная задача, и решить ее.

    «В автобусе ехало 36 человек. Сколько человек осталось в автобусе после того, как на остановке вышли 39 человек?»

    «На столе лежало 7 груш, 3 розы, 5 яблок и 4 гвоздики. Сколько цветов лежало на столе?»

    «Чтобы украсить класс, ребята принесли 5 ваз с цветами и еще 3 гвоздики. Сколько всего цветов принесли ребята?»

    «В ларек привезли ящики с яблоками. Сколько продали ящиков, если осталось 9 ящиков?»

    2. Решить задачи на повторение:

    1. На верхней полке было 5 книг, а на нижней – на 4 книги больше. Сколько книг было на нижней полке?

    2. Брату 13 лет, а сестра – на 4 года моложе. Сколько лет сестре?

    3. У Дениса 19 марок, а у Алеши – на 3 марки меньше. Сколько марок у Алеши?

    4. Дима нашел 10 белых грибов, а Сережа – на 3 гриба больше. Сколько грибов нашел Сережа?

    5. В нашем подъезде 20 квартир, а в соседнем – на 2 квартиры меньше, чем в нашем. Сколько квартир в соседнем подъезде?

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ

    Рассмотрим план действий, который поможет понять как решать задачи.

      • 1. Внимательно прочитай задачу.
      • 2. Сделай краткую запись условия или чертёж.
      • 3. Объясни, что означает каждое число.
      • 4. Повтори вопрос задачи. Подумай, можно ли сразу на него ответить. Каких данных для решения тебе не хватает? Как их найти?
      • 5. Составь план решения задачи.
      • 6. Реши задачу.
      • 7. Проверь решение. Запиши ответ.

      ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ

      Простые задачи решаются одним действием.

      Составные задачи решаются двумя и более действиями, разными способами.

      У Иры 3 куклы, что в 2 раза меньше, чем у Светы. Сколько кукол у обеих девочек?

      • по действиям с пояснениями

      1) 3 • 2 = б (к.) — у Светы

      2) 3 + 6 = 9 (к.) — у обеих девочек

      • по действиям с вопросами

      1. Сколько кукол у Светы? 3-2 = б(к.)

      2. Сколько кукол у обеих девочек? 3 + 6 = 9 (к.)

      Ответ: у обеих девочек 9 кукол.

      ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

      первое второе сумма

      Чтобы найти сумму, надо сложить слагаемые

      У балалайки 3 струны, а у контрабаса — 4. Сколько всего струн у этих музыкальных инструментов?

      Решение: 3 + 4 = 7 (с.) Ответ: у этих музыкальных инструментов 7 струн.

      У Кати 3 книги, что на 2 книги меньше, чем у Иры. Сколько всего книг у девочек?

      Решение: 1)3 + 2 = 5 (к.)-у Иры 2) 3 + 5 = 8 (к.) — всего Ответ: всего у девочек 8 книг.

      уменьшаемое вычитаемое разность

      Чтобы найти разность, надо из уменьшаемого вычесть вычитаемое

      У кошки родилось 6 котят. Четырёх котят отдали. Сколько котят осталось?

      Решение: 6-4 = 2 (к.) Ответ: осталось 2 котёнка.

      У Маши было 4 конфеты. Бабушка дала ей ещё 8 конфет. После обеда девочка съела 3 конфеты. Сколько конфет осталось у Маши?

      1) 4 + 8 = 12 (к.) — было у Маши до обеда

      2) 12 — 3 = 9 (к.) — осталось после обеда Ответ: у Маши осталось 9 конфет.

      ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО

      уменьшаемое вычитаемое разность

      Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое

      Когда Вася решил 15 примеров, ему осталось решить ещё 11 при меров. Сколько всего примеров нужно решить Васе?

      Решение: 15+ 11 = 26 (п.) Ответ: Васе нужно решить 26 примеров.

      Мама решила связать новый шарф. Каждый день в течение неде ли она вязала по 20 см. Какой длины должен получиться шарф, если ей осталось связать ещё 10 см?

      1. 20 • 7 = 140 (см) — мама связала за неделю

      2. 140 + 10 = 150 (см) — длина шарфа Ответ: шарф должен получиться длиной 150 см.

      ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО И СЛАГАЕМОГО

      Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность

      Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое

      В журнале 45 страниц, а в книге 155 страниц. На сколько страниц в книге больше, чем журнале?

      Решение: 155-45 = 110 (стр.) Ответ: в книге на 110 страниц больше.

      Катя собрала 12 больших ромашек и 7 маленьких. Несколько ромашек она подарила бабушке, и у девочки осталось 10. Сколько ромашек Катя подарила бабушке?

      1. 12 + 7 = 19 (ром.) — собрала Катя

      2. 19 — 10 = 9 (ром.) — подарила бабушке Ответ: 9 ромашек Катя подарила бабушке.

      ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УИЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ

      Увеличить на… значит прибавить к числу несколько единиц

      5 увеличить на 2 = 5 + 2

      Уменьшить на значит вычесть из числа несколько единиц

      5 уменьшить на 2 = 5 — 2

      Новорождённый котёнок весит 100 г, а трёхнедельный — на 200 г больше. Сколько весит трёхнедельный котёнок?

      Решение: 100 + 200 = 300 (г) Ответ: трёхнедельный котёнок весит 300 г.

      Петя купил 15 шоколадок, а Юра на 3 шоколадки меньше. Сколько шоколадок купил Юра?

      Решение: 15-3 = 12 (ш.) Ответ: Юра купил 12 шоколадок

      ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

      первый множитель второй множитель произведение

      Чтобы найти произведение, надо перемножить множители

      У котёнка 4 лапы. Сколько лап у пятерых котят?

      Решение: 4 • 5 = 20 (л.) Ответ: у пятерых котят 20 лап.

      С первого куста смородины собрали 3 кг ягод, со второго — 4 кг, а с третьего — в 2 раза больше, чем с первого и со второго вместе. Сколько килограммов смородины собрали с третьего куста?

      1. 3 + 4 = 7 (кг) — собрали с двух кустов

      2. 7 • 2 = 14 (кг) —собрали с третьего куста Ответ: с третьего куста собрали 14 кг смородины.

      ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТНОГО

      делимое делитель частное

      Чтобы найти частное, надо делимое разделить на делитель

      У мамы было 10 мандаринов. Она раздала двум дочкам мандарины поровну. Сколько мандаринов получила каждая девочка?

      Решение: 10 : 2 = 5 (м.) Ответ: каждая девочка получила 5 мандаринов.

      Бабушка сварила варенье: 9 литров малинового и б литров клубничного. Всё варенье она разлила в трёхлитровые банки. Сколько банок с вареньем получилось?

      1. 9 + б = 15 (л) — всего варенья сварила бабушка

      2. 15 : 3 = 5 (б) — всего банок Ответ: получилось 5 банок с вареньем.

      Задачи на нахождение неизвестного делимого

      делимое делитель частное

      Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель

      За 2 дня учительнице надо проверить тетради учеников. Она со бирается проверять по 14 тетрадей вдень. Сколько всего тетрадей надо проверить?

      Решение: 14 • 2 = 28 (т.) Ответ: всего надо проверить 28 тетрадей.

      Переводчик в течение недели переводил по 6 страниц в день. Ему осталось перевести ещё 4 страницы. Сколько всего страниц он перевёл?

      1. 6 * 7 = 42 (стр.) — перевёл за неделю

      2. 42 + 4 = 46 (стр.) — всего

      Ответ: 46 страниц перевёл переводчик.

      ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ДЕЛИТЕЛЯ И МНОЖИТЕЛЯ

      Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное

      Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

      Витя собирает марки. Папа подарил ему 20 марок, а дедушка — 15 марок. Все марки Витя разложил в альбом, на 5 страниц поровну. Сколько марок на каждой странице?

      1. 20 + 15 = 35 (м.) — всего у Вити

      2. 35 : 5 = 7 (м.) — на каждой странице Ответ: на каждой странице по 7 марок.

      ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ И МЕНЬШЕНИЕ

      Увеличить в… раз значит умножить число

      3 увеличить в 2 раза =3-2

      Уменьшить в… раз значит разделить число

      6 уменьшить в 2 раза = 6:2

      Маме 30 лет, а бабушка — в 2 раза старше. Сколько лет бабушке?

      Решение: 30 • 2 = 60 (л.) Ответ: бабушке 60 лет.

      Масса белого медведя 900 кг, а масса медведицы — в 3 раза меньше. Какова масса медведицы?

      Решение: 900 : 3 = 300 (кг) Ответ: масса медведицы 300 кг.

      ЗАДАЧИ НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ

      Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее

      * На сколько 10 больше, чем 5? 10 — 5 = 5; 10 больше, чем 5, на 5

      * На сколько 10 меньше, чем 15? 15 — 10 = 5; 10 меньше, чем 15, на 5

      В классе 15 мальчиков и 12 девочек. 22 человека посещают школу, а остальные болеют. На сколько меньше болеющих учеников, чем посещающих школу?

      1. 15 + 12 = 27 (чел.) — учатся в классе

      2. 27 — 22 = 5 (чел.) — болеют

      3. 22 — 5 = 17 (чел.) — на сколько меньше Ответ: болеющих учеников на 17 меньше, чем посещающих школу.

      Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее

      • Во сколько раз 10 больше, чем 5? 10 : 5 = 2; 10 больше, чем 5, в 2 раза

      • Во сколько раз 5 меньше, чем 15? 15 : 5 = 3; 5 меньше, чем 15, в 3 раза

      Машинка стоит 90 рублей, а шоколадка — в 3 раза дешевле. Сколько стоят машинка и шоколадка вместе?

      1. 90 : 3 = 30 (руб.) — стоит шоколадка

      2. 90 + 30 = 120 (руб.) — стоят вместе Ответ: машинка и шоколадка стоят 120 рублей.

      ЗАДАЧИ НА ДЕЛЕНИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ

      Фрукты разложили на тарелки, по 4 штуки на каждую. Сколько по надобилось тарелок?

      Понадобилось 2 тарелки

      Бабушка раздала внукам 15 яблок, по 5 штук каждому. Сколько Внуков у бабушки?

      Решение: 15 : 5 = 3 (внуков) Ответ: у бабушки 3 внука.

      ЗАДАЧИ НА ДЕЛЕНИЕ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ

      Детям раздали конфеты поровну. Сколько детей получило конфеты?

      Двое детей получили конфеты

      Для подготовки школьного спектакля учительница разделила 30 учеников на 5 групп. Сколько учеников в каждой группе?

      Решение: 30 : 5 = 6 (уч.) Ответ: в каждой группе по 6 учеников.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector