Является ли деятель культуры и искусства предпринимателем?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Является ли деятель культуры и искусства предпринимателем?

Предпринимательство в сфере культуры. Предпринимательство в шоу-бизнесе

Предпринимательство это самостоятельная творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания продуктов и услуг, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.

Для осуществления предпринимательства необходимо наличие предпринимательской среды в обществе, стране. Это наличие следующих условий:

1. создана система государственной поддержки предпринимательства,

2. существует поддерживающее отношение к предпринимательству в обществе

3. создана инфраструктура для осуществления предпринимательской деятельности

4. есть условия безопасности для осуществления предпринимательской деятельности, опирающиеся на законодательную базу

Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ и др. государств, объединения граждан.

1. бизнесом управляет сам его хозяин – собственник;

2. бизнесом управляет руководитель предприятия, нанятый для этого собственником фирмы, т.е. осуществляет управление от имени собственника.

Черты предпринимательства вообще:

1. Самостоятельность и экономическая свобода деятельности

2. Эта деятельность связана с риском

3. Деятельность связана с инновациями (все о предпринимательстве – в Гражданском кодексе)

Руководитель или предприниматель имеет право:

1. Привлекать на договорных началах средства, объекты интеллектуальной собственности физических и юридических лиц.

2. Самостоятельно формировать производственную программу фирмы, планировать ее развитие.

3. Определять цены на продукты или услуги своей компании

4. Осуществлять административно-распорядительную деятельность

5. Увольнять и нанимать работников.

1. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ (деятельность по производству товаров и услуг);

2. КОММЕРЧЕСКОЕ (включает в себя товаро-денежные отношения, товарообменные отношения; деятельность не по производству продукции, а по ее продаже, реализации).

3. ФИНАНСОВОЕ (разновидность коммерческого предпринимательства, объектом купли-продажи являются деньги, валюты, ценные бумаги. Т.е это деятельность по продаже денег, валюты, ценных бумаг).

В сфере социально-культурной деятельности можно назвать еще один вид предпринимательства – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СКС И ШОУ-БИЗНЕСЕ

Шоу-бизнес самостоятелен. Это эстрадное, яркое представление товара или услуги. Это бизнес, связанный с индустрией развлечений.

Термин ШОУ-БИЗЕС возник в 80-е г.и заменил понятие «советская эстрада».

Эстрада объединяла все виды искусств легко воспринимаемых жанров.

Для эстрады характерны зрелищность, оригинальность, локанизм, импровизация.

Шоу-бизнес ориентирован на получение прибыли.

Система менеджмента в Ш.Б. – это четко спланированная деятельность определенных лиц, организаций (агентств, студий и др.), работающих над созданием «живого товара». Это развитая сеть агентств, студий и др. организаций, которые предоставляют возможность как начинающим исполнителям, так и звезде раскрыть вой талант и ПРОДАТЬ.

Эти агентства способствуют ПАБЛИСИТИ – то есть с помощью СМИ осуществляют раскручивание исполнителя, создание его имиджа. Агентства способствуют финансовой и юридической защите исполнителя.

киноиндустрия, телевидение, радио, модельный бизнес, производство тех. средств, постановочный процесс, издательская деятельность, артистический менеджмент, управление имущественными правами авторов и исполнителей, мультимедиа, продюсерские центры, студии звукозаписи, концертные организации, полиграфические фирмы, имиджмейкерство, производство аудио-видео материалов, муз. деятельность и муз. мгазины.

Предпринимательская деятельность в шоу-бизнесе правомерна

– если у предпринимателя есть государственная регистрация его фирмы, бизнеса

– если он ведет учет своего бизнеса и осуществляет периодическую отчетность перед органами власти, налоговыми и др.контролирующими организациями

– если у предпринимателя есть лицензия на отдельные виды деятельности, перечисленные в законодательстве

– если бизнес в установленных организационно-правовых формах (выбрана и функционирует одна из этих форм: ООО, ЗАО или др.)
– если предприниматель платит налоги.

Факторы,оказывающие воздействие на коммерческую деятельность в шоу-бизнесе:

Также следует добавить, что в шоу-бизнесе производство любого шоу-проекта не обходится без создания творческо-производственного персонала:

– возглавляет всю работу продюсер,

– также в штат входят – режиссер, коммерч. директор, тех.директор, пиар-директор, промоутеры, продакшн-менеджеры, менеджер по реализации билетов, юрист.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8787 – | 8315 – или читать все.

Является ли деятель культуры и искусства предпринимателем?

Теоретические аспекты предпринимательской деятельности: краткий обзор

На протяжении столетий человечество вырабатывало многочисленные теории и проводило исследования, стремясь найти определение тому, что такое предпринимательская деятельность и кто такой предприниматель. Слово «предпринимательство» пришло к нам из французского или немецкого языка, и означает «предприятие». Для этого сложного понятия до сих пор нет единого согласованного определения. Существующие по этому вопросу точки зрения я бы разделила на несколько групп:

Предприниматель как лицо, принимающее риски: Ричард Кантильон ( Richard Cantillon — 1680-1734 гг.), первый кто дал определение предпринимателя как лица, готового взять на себя риск с целью получения прибыли в будущем.

Предприниматель: ключевой фактор экономического развития: Жан-Батист Сэй ( Jean – Baptiste Say —1767-1832 гг.) описывает предпринимателя как лицо, которое может направить экономические ресурсы в сферы с высокой производительностью и наладить производственные процессы, связывая различные факторы производства с имеющимися данными и опытом.

Предприниматель: инноватор и двигатель перемен: Йозеф Шумпетер ( Joseph Shumpeter — 1883-1950 гг.) определяет понятие «предприниматель» как «лидер, человек, вносящий вклад в процесс «созидательного разрушения»».

Предприниматель: ставший таковым благодаря таким личностным качествам и особенностям характера: высокая потребность в достижениях, мотивация стать лучшим, высокий уровень уверенности в себе, оптимизм, способность генерировать новаторские идеи, творческое мышление, одаренный богатым воображением, малоусидчивый и дальновидный.

Предприниматель: ставший таковым благодаря своему окружению: внешние факторы, в том числе семейные корни, предыдущая трудовая деятельность, образование, социальные связи, культура, предыдущий управленческий опыт.

Предприниматель как лидер и управленец. По мере того, как предприятие разрастается, на определенном этапе его роста предприниматель становится лидером и руководителем. Вот тут и не обойтись без управленческих навыков и знаний.

Предпринимательство в сфере искусства: определение

«Предпринимательство в сфере искусства — это сочетание экономической и социально-культурной деятельности. В его основе лежит:

страсть к искусству

стратегическое видение устойчивого развития бизнеса и

четкое понимание современного контекста, в котором функционирует искусство».

«Предприниматели в сфере искусства берут креативные и инновационные творческие идеи и трансформируют их в устойчивые бизнес-модели, изыскивая и распоряжаясь ресурсами абсолютно неожиданным образом, а также внедряя различные новаторские подходы, при этом принимая на себя определенную долю рисков (не только финансовых, но и репутационных). Они умеют распознавать возможности и тенденции, поступающие извне. И сюда относятся не только рыночные возможности, но и социальные, гуманитарные, культурные». (Источник: «Международная предпринимательская деятельность в сфере искусства», автор — Лидия Варбанова, издательство Routledge , 2016 год)

Предприниматели в сфере искусства: виды и их характеристика

Артпредприниматель ( Artpreneur ) — человек творчества, который, кроме непосредственно самой творческой деятельности, еще и занимается вопросами, связанными с выпуском своего продукта на рынок, например: привлечение средств, работа с клиентами, продвижение продукта, управление финансами и проч.

Предприниматель в сфере культуры ( Culturepreneur ) имеет более широкое значение, нежели понятие «артпредприниматель», и относится к предпринимателям культурного сектора, которые ведут деятельность самостоятельно или в рамках организации по широкому спектру направлений в области культуры и искусства.

Креативный предприниматель ( Creative entrepreneur ): относится к предпринимателям, занятым в различных отраслях креативных индустрий. Такие предприниматели являются основателями и руководителями предприятий с творческой составляющей, некоммерческих организаций или социальных предприятий.

Предприниматели в сфере искусства ( Business entrepreneurs in the arts ): учредители и владельцы коммерческих организаций.

Социальные предприниматели ( social entrepreneurs ) принимают участие в решении социальных проблем и добиваются влияния в обществе, расширяя права и возможности людей, групп и сообществ.

Предприниматель, действующий в интересах сообщества ( Community entrepreneur ) — это тот, кто стимулирует экономическую деятельность в своем сообществе и принимает участие в решении вопросов, затрагивающих этот регион или город, расширяя возможности для трудоустройства на низовом уровне.

Читать еще:  На каком основании мать могут лишить родительских прав?

Виртуальный предприниматель в сфере искусства ( Digital entrepreneur in the arts ): такой предприниматель использует потенциал новых технологий и онлайн-инструментарий для поиска и реализации возможностей на международном уровне, создания нового бизнеса, распространения информации, реализации товаров и услуг через интернет и/или для сотрудничества с клиентами и партнерами.

Инновации: инструмент для эффективного внешнего финансирования

Инновации играют важную роль в мобилизации внешнего финансирования, поскольку они подчеркивают уникальность новой компании, зарождающейся в сфере искусства. Важно отметить, что инновации имеют отношение не только к технологиям, но и к социально-экономическим ценностям, которые они создают.

Виды инноваций

Литература, рассматривающая вопросы, связанные с инновациями, по-разному классифицирует их виды в зависимости от таких критериев, как: новизна инновации; какого рода изменения она привносит; сектор, в котором она внедрена; способ создания инновации; мотивы, побудившие к созданию инновации и проч.

Революционные инновации вызывают радикальные изменения во многих сферах — в производственной сфере, в сфере услуг, в производственных процессах, в организации сбыта продукции. Такие инновации провоцируют много рисков и требуют больших инвестиций, особенно в научные исследования и разработку

Инкрементальные (постепенные) инновации предполагают непрерывное и постепенное совершенствование существующего продукта, услуги, процесса или метода. Такие инновации существенно не меняют бизнес-модель или технологию производства продукции и ее сбыта.

В зависимости от разных критериев разделяют следующие виды инноваций, например:

Продуктовые и процессные инновации

Систематические и единичные инновации

Инновации в коммерческой и социальной среде

Для инноваций в искусстве характерны такие ключевые характеристики:

Межсекторальное влияние — влияние на другие секторы (сектор науки, технологий, социальная сферу, сфера образования и др.) — это то, что делает творческий проект или организацию уникальными

Открытость и широкое участие — содействие использованию искусства как средства для удовлетворения социальных, экономических и других потребностей социума

Многофункциональность — относится как к творческому процессу, так и к другим организационным сферам.

Открытость к сотрудничеству — предусматривает обмен идеями между отдельными творческими организациями и сообществами.

Ориентированность на конкретную страну — то, что может считаться инновационным в одной стране, в одном регионе или контексте, может не быть инновацией в другой стране.

Как только мы разберемся, в чем суть предпринимательской деятельности в сфере искусства, кто такие предприниматели в сфере искусства и почему инновации так важны, в следующей лекции мы рассмотрим основы создания бизнес-модели и источники внешнего финансирования креативных стартапов. В третьей лекции мы изучим азы бизнес-планирования, основанного на принципах взаимовыгодного, коллективного и стратегического сотрудничества.

–>Журнал “PostKlau” –>

–>

В.Глинский [6]
В. Виноградов [6]
С. Заграевский [23]
Люси Дикерсон [3]
Андрей Бабицкий [20]

–>

профессор, заслуженный работник культуры России,

член-корреспондент Российской академии художеств

КТО ВПРАВЕ СЧИТАТЬСЯ ТВОРЧЕСКИМ ДЕЯТЕЛЕМ?

С.В. Заграевский (с) 2015

Заниматься творчеством и считать себя творческим деятелем имеет право любой человек, так как статья 44 Конституции Российской Федерации устанавливает свободу творчества в качестве одного из базовых правовых принципов. Рекомендация ЮНЕСКО от 27 октября 1980 года декларирует основополагающую роль литературы и искусства в жизни и развитии личности и общества, призывает государства охранять и защищать свободу творчества, принимать меры, необходимые для его стимулирования.

Поэтому вопрос лучше поставить так: кто вправе считаться творческим деятелем? «Считать себя» и «считаться» – понятия хотя и близкие по грамматике, но различные по сути. Себя может считать кто угодно кем угодно, а вот слово «считаться» уже предполагает некую форму признания окружающими. Как минимум, родными, близкими и друзьями, а как максимум – обществом и государством. В последнем случае мы уже можем говорить о профессиональном признании и создании определенных гарантий для творческих деятелей.

Необходимость создания таких гарантий обозначена в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г . № 808, где речь идет о поддержке профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства, развитии театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России.

Следовательно, творческим деятелям предоставляются (или должны предоставляться, и это вопрос общей социально-экономической ситуации в стране) определенные государственные и общественные гарантии. Приведем лишь некоторые, самые важные.

Прежде всего, творческая деятельность не является предпринимательской, так как согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. В случае же творческой деятельности мотивация абсолютно иная. Значит, творческие деятели, которые не осуществляют свою деятельность по трудовым договорам:

Василий Ильин. Бедный художник. 1850

– без регистрации в качестве предпринимателей приравниваются к самозанятым гражданам;

– уплачивают налоги с полученных доходов по ставкам налога на доходы физических лиц;

– пользуются соответствующими профессиональными налоговыми вычетами;

– платят взносы в Пенсионный фонд России в размере, установленном законодательством для самозанятых граждан.

Важнейшим вопросом гарантий для творческих деятелей является их обеспечение помещениями – мастерскими, студиями и т.п. Государственные и муниципальные органы управления имуществом предоставляют творческим деятелям помещения как непосредственно, так и через творческие союзы.

Важным видится и предоставление творческим деятелям права безвозмездно посещать экспозиции и пользоваться фондами государственных и муниципальных музеев, библиотек, архивов, выставочных залов и других организаций культуры.

Никто не отменял и пошатнувшийся в последние десятилетия, но все же высокий общественный статус творческого деятеля. Иными словами, в глазах окружающих быть художником или писателем почетнее, чем, например, инженером или рабочим.

Но возникает вопрос, кто может считаться творческим деятелем и, соответственно, пользоваться всеми этими и многими другими гарантиями творческой деятельности?

В связи с этим важно рассмотреть понятие «признанный творческий деятель» (вариант – «профессиональный творческий деятель»; далее по тексту для простоты будет использоваться только вариант «признанный»). Его общее определение проблем не составляет: это творческий деятель, получивший профессиональное признание. Но стоящая за этим определением конкретика является весьма спорной и требует особого внимания.

Во всем спектре вопросов гарантий творческой деятельности необходимо отличать признанных творческих деятелей:

– от тех, кто занимается творчеством в качестве любителя;

– от тех, кто считает себя профессионалом и требует соответствующего признания, но не признан таковым никем, кроме , к примеру, родственников и друзей (едва ли не каждый когда-нибудь создавал какое-либо произведение литературы и искусства и показывал его родственникам и друзьям, участвовал в школьной и институтской самодеятельности и т.п.);

– от тех, кто получил специальное творческое образование, но в дальнейшем себя в качестве творческого деятеля практически не проявил;

– от тех, кто считает себя профессионалом и требует соответствующего признания, но чье творчество находится на крайне низком художественном уровне.

В связи с этим вопрос конкретной процедуры признания творческого деятеля – один из ключевых и наиболее спорных в современных правоотношениях в области литературы и искусства.

Признание творческого деятеля может быть как государственным, так и общественным. К примеру, в одном из вариантов законопроекта «О гарантиях творческой деятельности в Российской Федерации» было предложено нижеследующее:

«Творческими деятелями, получившими государственное признание, могут признаваться авторы художественных произведений:

Читать еще:  Порядок разблокировки банковской карты

а) являющиеся лауреатами государственных премий СССР (в том числе Ленинской премии), РСФСР, Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области литературы и искусства;

б) имеющие почетные звания СССР, РСФСР и Российской Федерации в области литературы и искусства;

в) принятые в члены государственных академий за успехи в области литературы и искусства;

г) имеющие награды, являвшиеся государственными на момент награждения, за успехи в области литературы и искусства.

Григорий Кузнецов. Красная палитра. 2006

Творческими деятелями, получившими общественное признание, могут признаваться:

а) победители и лауреаты международных, всесоюзных (до 1992 года) и всероссийских конкурсов, фестивалей, выставок в любом из видов искусства, проведенных с участием всесоюзных и общероссийских объединений деятелей литературы и искусства;

б) творческие деятели, имеющие иные награды международных, всесоюзных (до 1992 года) и общероссийских творческих объединений за успехи в области литературы и искусства;

в) творческие деятели, принятые в члены общероссийского объединения деятелей литературы и искусства на основе профессиональной оценки творческим сообществом результатов творческой деятельности в сфере литературы и искусства».

Иван Черный. Автопортрет. 2004

Художник – это самозанятый гражданин

Как мы видим, в предложенном законопроекте все аспекты общественного признания связаны с общественными объединениями творческих деятелей (в дальнейшем для простоты мы будем использовать более привычное название этих объединений – творческие союзы). Такое предложение в целом видится справедливым и апробированным в течение многих десятилетий (как мы помним, в СССР право на статус творческого деятеля давало только членство в творческом союзе), но в современной практике оно требует существенных уточнений.

Дело в том, что свобода создания общественных объединений гарантируется ст. 30 Конституции РФ, и какой бы конкретный порядок создания творческих союзов ни был установлен, в их отношении возможно попадание в «заколдованный круг»: несколько творческих деятелей (или признанных творческих деятелей) создают творческий союз, принимают в него большое количество других творческих деятелей (или даже лиц, далеких от творчества) и через некоторое время приобретают статус общероссийского и получают право давать творческим деятелям статус признанных. Эти «признанные деятели», в свою очередь, создают свой творческий союз, и так далее.

Это может привести (и приводит) к появлению большого количества «дутых» творческих союзов, имеющих право предоставления своим членам статуса признанного творческого деятеля без достаточных на то оснований.

А ведь, например, в «Основах государственной культурной политики» предусмотрена передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям. Вряд ли возможна передача таких функций подобным «дутым союзам».

Эту коллизию предлагается разрешить, введя институт государственной аккредитации творческих союзов.

Аккредитацию смогут получить только те союзы, которые доказали свое право на предоставление своим членам статуса признанного творческого деятеля:

– значительным (не менее нескольких тысяч) количеством членов;

– наличием определенного количества членов, имеющих государственные награды и почетные звания;

– многолетней и плодотворной работой;

– прочими достижениями и принесенной пользой для российской культуры.

Предлагаемая процедура признания творческих деятелей через аккредитованные творческие союзы является полноценным общественно-государственным партнерством и позволяет объединить все преимущества государственного и общественного признания.

Юрий Толстов. Портрет Александра Петрова. 2015

Разумеется, всегда будут и те, кто не только считает себя, но и на самом деле является «непонятым гением» и по разным причинам не хочет или не может вступать в творческие союзы или получать государственное или общественное признание в какой-либо иной форме. Задача предоставления таким людям, как минимум, социальной защиты (а возможно, и полноценных гарантий творческой деятельности) является очень важной, и государство должно ее выполнять совместно с творческими союзами. Здесь будет уместно вновь вспомнить, что в «Основах государственной культурной политики» предусмотрена передача части функций по оценке качества современного художественного творчества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям.

Осторожно, искусство: как деятели культуры становятся фигурантами уголовных дел

Искусство, в частности, театр и кинематограф, находятся сейчас в зоне правового риска. Это произошло потому, что обычаи делового оборота, существовавшие десятилетиями, неожиданно вошли в противоречие с действующим законодательством либо с изменившейся вместе с «генеральной линией» практикой правоприменения.

За примерами далеко ходить не надо. Это и Кирилл Серебренников, и режиссер фильма «Матильда» Алексей Учитель, и сегодняшний пример ситуации с фильмом «ВМаяковский» Александра Шейна. Согласно анонимным «источникам» СМИ, у кого-то якобы возникло подозрение в хищении 1 млн рублей, выделенного Фондом кино на производство фильма в виде субсидии и кинематографиста Шейна требуется немедленно наказать.

Заметно усилилась тенденция искать и «находить» в произведениях искусства признаки всякого рода «экстремизма»: действий, направленных на «возбуждение ненависти либо вражды, на унижение достоинства человека либо группы лиц», а также «оскорбления» разнообразных чувств и попытки уголовного преследования авторов и исполнителей по таким обвинениям (статьи 280, 282, 148 УК РФ).

Содержащиеся в законодательстве расплывчатые формулировки дают большой простор для их субъективного восприятия и толкования. Это нередко приводит к необоснованному уголовному преследованию, провоцирует травлю, находя поддержку у людей в погонах и мантиях.

Вся проблема в том, что в последнее время появилась тенденция рассмотрения гражданско-правовых отношений через призму уголовного права. Рассмотрим закупки или гражданско-правовой аспект. Все знают об особенностях 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по которому осуществляются государственные закупки. Но при применении его к творческому процессу проблемы становятся зачастую нерешаемыми.

Основная проблема на этапе исполнения контракта — изменение существенных условий контракта. Это объясняется творческим процессом создания спектаклей или фильмов, в ходе которого меняются требования, например, к декорациям и исполнителям. Изменить же предмет контракта (размеры декораций, цвет костюмов и т. п.) законным способом невозможно. Важно отметить, что внесение изменений в существенные условия контракта является нарушением не только закупочного законодательства, но и антимонопольного, поскольку внесение изменений в контракт на стадии его исполнения есть не что иное, как создание преференций конкретному участнику, что влечет возможность наступления не только административной, но и уголовной ответственности.

Следующая проблема — это максимальный размер аванса по государственной закупке, который составляет 30% от цены контракта. Надо понимать, что основные лица, с которыми работают учреждения культуры, это субъекты малого предпринимательства или физические лица, которые не имеют реальной экономической возможности работать без предоплаты и вкладывать свои собственные средства. Поэтому аванс в размере до 30% от цены контракта не позволяет им выполнить обязательства по контракту в полном объеме, а зачастую не позволяет даже приступить к исполнению таких обязательств (например, 30% аванса недостаточно для закупки материалов для изготовления костюмов). Но работать же как-то надо, и люди работают, но в обход неумного закона: фиктивно оформляют исполнительную документацию, чтобы показать выполнение контракта на бумаге и получить свои денежные средства. Которые, надо заметить, таким способом вовсе не похищаются, а используются для создания фильма, спектакля или иного творческого продукта.

Но именно отсюда, особенно при наличии государственного финансирования (субсидирования), и проистекают самые основные и тяжелые риски — уголовно-правовой репрессии «в лице» статей Уголовного кодекса 159 («мошенничество»), 160 («присвоение или растрата»), 174 («легализация»), 199 («уклонение от уплаты налогов»).

Каким образом гражданские риски становятся уголовными? Приведу несколько примеров из нашей практики.

Например, Фондом кино были выделены деньги для съемок фильма, заключено соглашение о выделении субсидий. После этого режиссера вновь посетила муза, в результате чего поменялся согласованный сюжет и сценарий на 60%. Однако в установленные первоначальным соглашением сроки фильм не был создан, при этом выделенные из бюджета денежные средства были израсходованы. Правоохранители, как у них водится, пытались квалифицировать это как уголовно наказуемое мошенничество. Безуспешно.

Читать еще:  Раздел имущества с супругой, если ипотечные платежи скоро заканчиваются

Или еще пример: в ходе работы над кинопроектами постоянно возникает необходимость оплаты разовых услуг по наличному расчету. Это могут быть совершенно спонтанные вещи, которые нельзя спланировать и предусмотреть в бюджете заранее. Особенно остро этот вопрос поднимается в экспедиционных условиях работы, когда, к примеру, съемочной группе где-нибудь в Архангельской области необходимо переплыть на остров, а кроме местных рыбаков, лодок ни у кого нет. В этих случаях приходится платить наличными, без заключения договора с лодочником и, соответственно, без отражения таких операций в бухгалтерском учете. НДФЛ в бюджет, разумеется, тоже никто не платит. Это может быть квалифицировано по статье 199 УК РФ.

Понятно, что надо реформировать систему государственных закупок. Здесь у меня, после недавнего выступления на эту тему на круглом столе в Совете Федерации, есть осторожное ощущение, что верхняя палата может играть первую скрипку, а мы, адвокаты, готовы в качестве экспертов подсказать узкие места и совместно проработать их.

Сложнее дело обстоит с правоохранителями. Они никак не хотят уяснить, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить, что действия несут большую общественную опасность и, самое главное, что лицо имело умысел на совершение конкретного корыстного преступления, то есть ситуация неразрешима в рамках гражданского права. Полагаю, что в правовом просвещении оперативно-следственного аппарата могли бы помочь судьи. Тогда необоснованную криминализацию нормальной хозяйственной и творческой жизни можно будет остановить через разъяснения пленума Верховного суда и создание адекватной судебной практики по конкретным делам.

Помимо этого, надо обязательно учитывать опыт зарубежных коллег, пусть пока и на стадии правового эксперимента. Так, согласно приказу генерального прокурора от 19 сентября 2014 года № 89, в Республике Казахстан при наличии доказательств, указывающих на принадлежность деяния к гражданским правоотношениям (что может подтверждаться контрактами, расписками, товарными чеками и т. д.), оно не может быть предметом уголовного разбирательства до того, как будет вынесено решение суда по гражданскому делу. Только после вынесения соответствующего решения суда и опираясь на факты, установленные судом, гражданин может обратиться в правоохранительные органы.

В заключение хочу обратиться напрямую к деятелям искусства и донести простую мысль: в своей творческой деятельности вы — участники гражданских правоотношений, поэтому несете предпринимательский риск наравне с другими. Да, закон суров и порой несправедлив, но это все равно закон, единый для всех.

5 русских меценатов

В середине XIX — начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы. Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Здесь при поддержке благотворителей они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий. Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры.

Павел Третьяков (1832–1898)

Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке. Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа. Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу — Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Савва Мамонтов (1841–1918)

Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Савва Морозов (1862–1905)

Савва Морозов принадлежал поколению «новых» московских купцов. В отличие от отца и деда, родоначальников семейного бизнеса, молодой предприниматель получил прекрасное европейское образование и имел художественный вкус. Он дружил с людьми искусства, поддерживал их и помогал в разных, не только творческих начинаниях. Вместе с Максимом Горьким он проводил для детей с городских окраин рождественскую елку, а Антону Чехову нашел дачу в Подмосковье, когда болезнь писателя обострилась.

Савва Морозов был поклонником Московского художественного театра и жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники: здесь впервые в России появилось осветительное оборудование. Станиславский писал, обращаясь к Морозову: «Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Алексей Бахрушин (1865–1929)

Купца Алексея Бахрушина называли в Москве «профессиональным благотворителем». Вместе с двумя братьями он строил церкви и больницы, школы и приюты. Бахрушин поддерживал развитие профессионального и любительского театра: он помог антрепренеру Федору Коршу создать свой театр и построил для рабочих народный дом со сценой, где любительская труппа представляла свои спектакли. Именно увлечение театром стало делом всей его жизни. Меценат собирал редкие фотографии и личные вещи артистов, старинные музыкальные инструменты, сценические костюмы — все, что было связано с историей русского театра.

Позже на основе своей коллекции купец создал в Москве Театральный музей, который существует и сегодня. Здесь по-прежнему собирают все, что связано с этим искусством. И так же как раньше, актеры, режиссеры и художники приносят в дар музею новые экспонаты.

Мария Тенишева (1858–1928)

Княгиня Мария Тенишева вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб. В своем имении в Талашкино княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Здесь же она открыла мастерские, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла. Вместе с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты: обжигали керамику тут под руководством Михаила Врубеля, вышивали узоры для костюмов по эскизам Валентина Серова и Константина Коровина.

Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector