Имеет ли право работодатель требовать ежегодного водительского мед осмотра?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Имеет ли право работодатель требовать ежегодного водительского мед осмотра?

Имеет ли право работодатель требовать ежегодного водительского мед осмотра?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации есть структурное подразделение – участок механизации, в котором работают 15 водителей (водители грузовых автомобилей, машинисты экскаваторов, водители легковых автомобилей). Водители проходят периодический медицинский осмотр один раз в два года за счет средств работодателя.
Нужно ли водителям также ежегодно проходить освидетельствование на право управления транспортными средствами с выдачей заключения (медицинская справка, выданная водителю или кандидату в водители, действительна 12 месяцев с даты выдачи)? Есть ли какой-либо нормативный документ, устанавливающий необходимость проведения данного освидетельствования для водителей организации по окончании срока его действия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не содержит требований о периодическом прохождении медицинских освидетельствований для подтверждения водителями права на управление транспортным средством по окончании срока действия медицинского заключения, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия. Соответственно, у водителей нет обязанности проходить медицинское освидетельствование по окончании срока действия медицинского заключения по форме N 003-В/у.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее – Закон N 196-ФЗ) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств или кандидатов в водители (далее – Порядок), а также форма медицинского заключения (форма N 003-В/у) по результатам такого освидетельствования утверждены приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 N 344н.
В силу п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ и п. 4 Порядка медицинское освидетельствование проводится в отношении:
1) кандидатов в водители транспортных средств;
2) водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ), либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);
3) лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что медицинское заключение по форме N 003-В/у действительно в течение 12 месяцев с даты выдачи.
При этом законодательство не содержит требований о периодическом прохождении медицинских освидетельствований для подтверждения водителями права на управление транспортным средством по окончании срока действия медицинского заключения, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия.
Соответственно, у водителей нет обязанности проходить медицинское освидетельствование по окончании срока действия медицинского заключения по форме N 003-В/у. Аналогичные разъяснения дают и представители Роструда (ответ 1, ответ 2, ответ 3 на вопросы, размещенные на информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).
Вместо этого предусмотрено прохождение сотрудниками, занятыми на работах, связанных с движением транспорта и управлением наземными транспортными средствами, обязательных периодических медицинских осмотров за счет средств работодателя для определения пригодности выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ, п. 27 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).
Следовательно, законодательство разграничивает такие виды процедур, как медицинский осмотр и медицинское освидетельствование. Они являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и т.д., соответственно, порядок их проведения урегулирован различными нормами права.
Медицинское освидетельствование (и переосвидетельствование) кандидатов в водители и водителей транспортных средств необходимо для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают они водителями или нет.
Медицинский осмотр же осуществляется в целях определения пригодности работников, связанных с движением транспорта, для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (часть 1 ст. 213 ТК РФ).
Таким образом, упомянутое в вопросе медицинское освидетельствование проводится лишь в определенных п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ и п. 4 Порядка случаях и не является медицинским осмотром, который в силу части 2 ст. 212 и части 7 ст. 213 ТК РФ должен организовываться и оплачиваться за счет средств работодателя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

8 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Имеет ли право работодатель требовать ежегодного водительского мед осмотра?

Правомерны ли требования работодателя о прохождении медицинского освидетельствования работниками — водителями корпоративного автотранспорта и предоставлении ими справки о состоянии здоровья каждые три года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Требования работодателя неправомерны. Действующее законодательство не предусматривает обязательное освидетельствование и переосвидетельствование работников, занятых на работах, связанных с использованием транспорта. В то же время работодатель обязан организовывать и оплачивать проведение медицинских осмотров (обследование) таких работников с периодичностью 1 раз в 2 года.

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ некоторые категории работников в обязательном порядке проходят предварительные и периодические медицинские осмотры. Следует отметить, что законодательство разграничивает такие виды процедур, как медицинский осмотр (обследование) и медицинское освидетельствование, они являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и т.д. Порядок проведения медицинский осмотров (обследований) и порядок проведения медицинских освидетельствований урегулированы различными нормами права.

Так, согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее — Закон N 196-ФЗ) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Освидетельствование проводится в случаях, предусмотренных пп. 10, 16, 38, 42 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 N 1396. По результатам освидетельствования гражданину выдается медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами. Форма справки установлена приложением N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 N 831н “Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами”. В настоящее время указанная справка выдается без указания срока ее действия.

Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают ли они водителями или нет. Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия.

Читать еще:  Основные обязанности менеджера по рискам

Вместо этого предусмотрено прохождение сотрудниками, занятыми на работах, связанных с движением транспорта, обязательных периодических медицинских осмотров для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таким образом, указанная медицинская справка не является документом, подтверждающим прохождение работником периодического медицинского осмотра, поэтому у работодателя отсутствуют какие-либо правовые основания для истребования такой справки с уже работающего в организации водителя.

Порядок проведения медицинский осмотров (обследований) в рамках трудовых отношений подробно регламентирует трудовое законодательство. В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Из содержания ст. 213 ТК РФ следует, что в отношении водителей у работодателя существует обязанность проводить и оплачивать следующие процедуры: предварительный медицинский осмотр, периодический медицинский осмотр, предрейсовый медицинский осмотр, послерейсовый медицинский осмотр.

С 1 января 2012 года приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года N 302н введены в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Как следует из п. 27 Приложения N 2 к упомянутому Приказу, периодичность медицинских осмотров для работников, связанных с управлением наземным транспортом, составляет 1 раз в 2 года.

Работодатель обязан за свой счет организовать и обеспечить медицинские осмотры работников на работах, связанных с использованием транспорта. Поэтому в случае, если работник фактически самостоятельно прошел медицинский осмотр, проведение которого должен был организовать работодатель, последний обязан оплатить работнику те расходы, которые он понес в связи с прохождением медицинского осмотра. В случае отказа работодателя возместить затраты, они могут быть взысканы в судебном порядке. В этой связи смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776. В свою очередь, работник должен представить документы, подтверждающие прохождение им медицинского осмотра.

Согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашения, локальными нормативными актами. Перечень таких дополнительных условий не является исчерпывающим.

Поскольку законодательством обязанность работника проходить медицинское освидетельствование не предусмотрено, установление такой обязанности в локальном нормативном акте работодателя, коллективном или трудовом договоре, по нашему мнению, ухудшает положение работников по сравнению с действующим законодательством. Согласно ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению. В соответствии со ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Медосмотры: права и обязанности работодателя

Трудовым кодексом на работодателя возложена обязанность по проведению медицинских осмотров работников в случаях, предусмотренных российским законодательством. Такие случаи установлены во множестве разноуровневых нормативных актов, что затрудняет выяснение вопроса о необходимости проведения медосмотра для того или иного конкретного работника.

Рассмотрим требования трудового законодательства, направленные на обеспечение здоровья работника, а также случаи, когда работодатель вправе или прямо обязан организовать и оплатить медицинские осмотры сотрудников.

Права и обязанности работодателя

Обязанность работодателя по проведению медосмотров закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работников с частотой, порядок определения которой устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем таким актом может быть не только сам Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, в ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что при необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Работодатель должен быть в курсе всех подобных требований, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть предусмотренных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров. Работника, не прошедшего соответствующего медосмотра и приступившего к работе, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ должен отстранить от работы.

В период недопущения к работе и отстранения от нее заработная плата работнику не начисляется. Но если работник не прошел обязательный мед­осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В статье 214 ТК РФ определено, что прохождение обязательного предварительного и периодических медосмотров — обязанность работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ сказано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению. Обеспечение и обязательных, и внеочередных медосмотров, а также сохранение за работником места и среднего заработка на время таких медицинских осмотров — обязанность работодателя.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., юридических — от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

В статье 69 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения таких осмотров определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. При этом периодические мед­осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года.

Читать еще:  Нужно ли перездовать ПДД?

Для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов, порядок прохождения медицинских осмотров утвержден специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

При всей схожести процедур, осуществляемых при обязательном медосмотре и дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Дополнительная диспансеризация охарактеризована в приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее — приказ № 55н) как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе ОМС, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. В отличие от обязательных медицинских осмотров в диспансеризации могут участвовать работники всех профессий. Кроме того, участие в диспансеризации является для работника правом, а не обязанностью.

Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В письме от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития России не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.

Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, по общему правилу является правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 № 224.

Дополнительная диспансеризация в 2010 г. осуществляется в соответствии с приказом № 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 № 860 и от 24.12.2007 № 921 граждане, в отношении которых проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008 или 2009 г., повторно дополнительной диспансеризации в 2010 г. не подлежат.

Приказом № 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим приказом не возложены.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указано в письмах Минфина России от 07.11.2005 № 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543. При этом необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

При исчислении налога на прибыль учитываются расходы как на периодические, так и на предварительные мед­осмотры. Об этом говорится в письме Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648. В нем отмечено, что затраты на предварительные медосмотры лиц, которые по результатам осмотра или по иным причинам не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра работодатель включает в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работник в общем порядке уплачивает НДФЛ, а работодатель — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем ни НДФЛ, ни страховые взносы не уплачиваются с сумм расходов, произведенных работодателем на оплату стоимости обязательных мед­осмотров. На это Минфин России указывает в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84.

Предусмотренные законодательством обязательные медосмотры

Трудовое право

Работник (водитель) часто болеет. Вправе ли работодатель инициировать проведение внеочередного медицинского осмотра с целью увольнения?

Работник (водитель автомобиля) часто болеет. Последний раз его госпитализировали в больницу с очень высоким давлением. Вправе ли работодатель инициировать проведение внеочередного медицинского осмотра (обследования) данного работника с целью определения необходимости перевода его на более легкую работу в соответствии с медицинским заключением или с целью увольнения? Если да, то каков порядок действий работодателя?

10 августа 2015

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель не вправе обязать работника пройти внеочередной медицинский осмотр, кроме случаев, когда проведение такого осмотра организуется работодателем на основании рекомендаций, которые содержатся в заключительном акте, составляемом по результатам проведения периодического медицинского осмотра.

Обоснование вывода:

Статьей 214 ТК РФ предусмотрено, что работник обязан проходить медицинские осмотры, в том числе внеочередные, по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. В частности, работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят внеочередные медицинские осмотры в соответствии с медицинскими рекомендациями (часть первая ст. 213 ТК РФ).

Внеочередные медицинские осмотры (обследования) (далее также – внеочередные осмотры) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, который составляется по итогам проведения периодического медицинского осмотра (п. 18 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, далее – Порядок). Причем, как следует из п. 43 Порядка, заключительный акт составляется в отношении всех работников, прошедших периодический медицинский осмотр (далее также – периодический осмотр), а не каждого работника в отдельности. Медицинские противопоказания к выполнению отдельным работником того или иного вида работ отражаются в медицинском заключении, которое оформляется по окончании прохождения работником периодического осмотра (п.п. 12, 13, 31 Порядка). По результатам проведения периодического осмотра работник может быть направлен на экспертизу профессиональной пригодности, которая завершается составлением медицинского заключения о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ (ст. 63 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, п. 41 Порядка).

Пунктом 9 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” предусмотрено, что в случае, если при проведении обязательного периодического медицинского осмотра у водителя выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, водитель направляется на необходимые обследование и лечение. При подтверждении наличия у работника заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, он направляется на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, по результатам которого медицинской организацией выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителя медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Читать еще:  Образец характеристики на заведующий секретариатом для награждения почетной грамотой

Таким образом, работодатель не вправе самостоятельно инициировать в отношении работника проведение обязательного внеочередного осмотра или медицинского освидетельствования. Такой осмотр может быть проведен в случае, если медицинские противопоказания к выполнению трудовой функции водителя были выявлены в связи с проведением периодического осмотра (а также, как представляется, внеочередного медицинского осмотра, который проводится в отношении всех работников на основании медицинских рекомендаций). В этих случаях водитель отстраняется от работы на основании части первой ст. 76 ТК РФ. Если из медицинского заключения, которое выносится по итогам периодического (внеочередного) осмотра, обязательного медицинского освидетельствования, экспертизы профессиональной пригодности, следует, что работник нуждается во временном (на срок свыше четырех месяцев) или постоянном переводе на другую работу, наступают последствия, предусмотренные ст. 73 ТК РФ.

Соответственно, если предыдущий медицинский осмотр работником успешно пройден и нет соответствующих рекомендаций, то самостоятельно инициировать проведение внеочередного медицинского осмотра работника работодатель не вправе. Работодатель вправе предложить водителю в добровольном порядке пройти медицинское обследование на предмет выявления противопоказаний к выполнению трудовой функции. Однако отказ работника от прохождения такого обследования не может создать для него негативных последствий в виде отстранения от работы или увольнения.

Как свидетельствует судебная практика, действия работодателя по направлению работников на внеочередной осмотр в отсутствие медицинских рекомендаций признаются судами неправомерными (решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.03.2015 по делу N 2-7/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 03.02.2015 по делу N 33-497/2015, определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 17.02.2012 по делу N 33-1454/12, решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 19.11.2012 по делу N 2-2661/2012, решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 06.06.2012 по делу N 2-673/2012).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителя

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения«.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector