Дополнительное соглашение об изменении срока контракта штрафы
Garant-agency.ru

Юридический портал

Дополнительное соглашение об изменении срока контракта штрафы

Дополнительное соглашение об изменении срока контракта штрафы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заключен договор на выполнение работ по строительству объекта. Срок выполнения работ истек 15.12.2018. Срок действия контракта установлен до 31.12.2018. Подрядчиком в установленный контрактом срок работы не выполнены, в том числе по вине подрядчика, по причине встречного неисполнения обязательств заказчиком и внесения изменений в техническую документацию.
Возможно ли после изменений, вступивших в силу с 01.07.2019, заключить дополнительное соглашение к контракту о продлении срока выполнения работ на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае стороны вправе заключить дополнительное соглашение о продлении срока исполнения контракта.

Обоснование позиции:
На основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) стороны вправе продлить срок исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции здания на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, если по не зависящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения контракта, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика он не исполнен в установленный в контракте срок. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта.
Ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ, в соответствии с которым ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ была дополнена п. 9, не ограничена возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в отношении контрактов, заключенных до момента вступления указанного закона в силу, равно как не обусловлена возможность применения данного пункта наличием в документации о закупке и (или) контракте условия о возможности подобных изменений (сравните, например, с п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Поэтому полагаем очевидным, что к данной норме должны применяться общие правила, установленные Гражданским кодексом РФ, на нормах которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), о действии гражданского законодательства во времени: в силу п. 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Соответственно, если обстоятельства, являющиеся основанием для изменения контракта на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, складываются после его вступления в силу, контракт может быть изменен на основании этого пункта.
Таким образом, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может быть изменен срок исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства, заключенного до даты вступления в силу Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ – 1 июля 2019 года.
Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные сроки для заключения соглашения о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Из буквального прочтения указаний п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заключение данного соглашения возможно, если контракт не исполнен в установленный им срок, причем при наличии вины подрядчика – только при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, которые также могут быть предъявлены в полном объеме после окончания срока выполнения работ. То есть получается, что соглашение о продлении срока выполнения работ по вышеназванному контракту в любом случае можно заключить только после окончания срока выполнения работ либо в последний день, когда станет очевидно, что контракт уже не исполнен в изначально установленный им срок. Причем законом не установлено никакого предельного срока, по окончании которого заключение о продлении соглашения о сроке исполнения обязательств становилось бы невозможным.
Таким образом, в описанной ситуации мы не видим никаких формальных препятствий для заключения заказчиком и подрядчиком соглашения о продлении срока исполнения контракта.
Однако должны подчеркнуть, что сказанное является только нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика по данному вопросу еще не сложилась, а официальные разъяснения отсутствуют.
Также обращаем внимание, что если продление срока исполнения контракта происходит по вине подрядчика, заключение данного соглашения возможно только при условии уплаты подрядчиком суммы неустойки, предъявленной заказчиком (с учетом наличия также встречной вины заказчика и обстоятельств, не зависящих от воли сторон – только за тот срок, на который исполнение контракта стало невозможным по вине подрядчика (ст.ст. 401, 404, 406, п. 1 ст. 716 ГК РФ, ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

25 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Изменение сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году

Срок действия контракта и период исполнения сторонами взятых на себя обязательств становятся одними из ключевых условий договора. Иногда возникают ситуации, при которых контрагент в силу определенных обстоятельств не успевает исполнить свою часть сделки вовремя. Возникает вопрос, допустимо ли в соответствии с нормами 44-ФЗ изменение сроков контракта и как его правильно оформить.

Требования законодательства

Согласно нормам Гражданского Кодекса, а именно пункта 1 статьи 425, любой договор вступает в законную силу с момента его подписания обеими сторонами. От этой даты будет отчитываться и срок исполнения договорных обязательств. Он обязательно прописывается в тексте самого документа и признается существенным условием контракта.

Согласно нормам части 2 статьи 34 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается. Ранее законодательство предусматривало несколько исключений из этого правил. После введения поправок заключить дополнительное соглашение о продлении сроков поставки и действия контракта стало невозможно. Это подтверждается письмом Министерства финансов № 02-02-15/24252 от 22 апреля 2016 года и письмом Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-4011 от 31 марта 2017 года.

Читать еще:  Куда жаловаться на запах канализации в подъезде

В прежней редакции 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны могут продлить сроки исполнения договора при достижении ими взаимного согласия по этому вопросу. Однако, в начале 2017 года в силу вступило постановление Правительства, которое упразднило такое правило. Отныне срок контракта не подлежит изменению.

Изменение сроков при условии форс-мажора

Согласно статье 401 Гражданского Кодекса России, если сторона докажет, что исполнение обязательств невозможно в силу обстоятельств непреодолимой силы, то она освобождается от ответственности. В понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора входят чрезвычайные ситуации в стране, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты и так далее.

Если контрагент требует изменения сроков контракта, ссылаясь на возникновение форс-мажорных обстоятельств, то ему придется это доказать. Подтверждением может быть документ, полученный в государственных органах, например, МЧС, торгово-промышленной палате и так далее. При этом фактически срок контракта окажется прежним, но штрафы и пени, подлежащие к уплате за просрочку поставки поставщик платить не будет.

Как поступить поставщику, который не в силах вовремя выполнить свои обязательства?

Если поставщик не в состоянии в срок выполнить взятые на себя обязательства, то у него есть несколько выходов из сложившейся ситуации:

  1. Договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному согласию сторон. При этом необходимо привести веские доводы, которые бы убедили заказчика в необходимости такой процедуры.
  2. Заключить с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара и одновременном заключении договора на безвозмездное ответственное хранение продукции на складах поставщика. Таким образом, официально контракт будет исполнен в срок, а поставщик сможет не поставлять товар определенное время, прописанное в договоре.
  3. Требовать расторжения контракта в суде, если заказчик отказывается идти на уступки. При этом у поставщика должны быть веские обстоятельства, которые бы помогли решить дело в его пользу.
  4. Стоит отметить, что факт истечения срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств. Нарушение условий сделки влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные в документе и попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

Случаи из судебной практики

В практике российских судов имеется большое количество дел, касающихся неправомерного заключения дополнительного соглашения между сторонами.

Показательным стало дело за номером А07-6590/2016, которое рассматривалось в 2016 году в Арбитражном суде Республики Башкортостан. Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на возведении автодороги. Он предусматривал поэтапное исполнение обязательств обеими сторонами. В процессе его реализации было сокращено бюджетное финансирование. Стороны заключили дополнительное соглашение об изменение цены контракта и сроков оплаты. При этом вносить данные о корректировке сроков выполнения работ заказчик отказался. В судебном порядке действия заказчика были признаны неправомерными. Суд обязал скорректировать сроки выполнения работ и внести соответствующие правки в контракт.

На основании решений суда по делам Ф09-6545/15, Ф07-4109/15, А58-619/2016 и многих других можно сделать однозначный вывод, что заключение дополнительного соглашения об изменении сроков признается незаконным.

Ответственность заказчика

При выявлении нарушений в изменении существенных условий контракта, которым в том числе является и срок выполнения работ или поставки товаров, на заказчика накладывается штраф. Его размер для юридического лица устанавливается на уровне 200 тысяч рублей, а для должностного – 20 тысяч рублей. Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП России.

При наличии веских обстоятельств изменение сроков действия и исполнения контракта возможно. Часто самый выгодный для обеих сторон вариант – получить взаимное согласие друг друга на снесение корректировок.

Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Читать еще:  Отказ продавца принять товар с недостатком

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Как правильно составить соглашение о продлении срока действия госконтракта

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 44 ФЗ — это документальное оформление договоренности увеличить период действия государственного контракта. Правила зависят от объекта закупки.

Основания для продления

Даты исполнения контрактов по ФЗ-44 раньше переносились только по решению суда. Суды были настроены категорично — истцы доказывали непреодолимость обстоятельств. В актуальной редакции ст. 95 прописано, можно ли продлить срок действия контракта по 44 ФЗ в 2020 году, — можно, в определенных ситуациях:

  1. Уменьшение финансирования у заказчика.
  2. На основании решения органа госвласти (местного самоуправления), принятого при наличии ряда условий.
  3. В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
  4. В закупках у единственного поставщика по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Продление из-за уменьшения финансирования

Если заказчику сократили объем финансирования, то казенное учреждение в рамках п. 6 ст. 161 БК, п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ согласовывает с поставщиком новый срок исполнения контракта. А иные категории заказчиков, к примеру бюджетные учреждения, по соглашению с поставщиком изменяют и время оплаты. Это допускается для отдельных видов договоров, в которых есть условие о возможности их изменения из-за уменьшения финансирования.

Пролонгация на основе решения госоргана

Решение об изменении срока принимается органом власти, если соблюдаются такие требования:

  1. Исполнить контракт в предусмотренный им период невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
  2. Договор соответствует ряду условий, которые прописаны в п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013. Собрали их в таблицу.
Уровень потребностей Срок Цена Орган, который принимает решение об изменении условий контракта
Федеральные нужды Не менее трех лет Не менее 10 млрд руб.

А если предмет контракта — проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, то минимальная цена должна составлять 40 млн руб.

Правительство
Нужды субъекта РФ Не менее трех лет Не менее 1 млрд руб. Высший исполнительный орган госвласти субъекта
Муниципальные нужды Не менее одного года Не менее 500 млн руб. Местная администрация

На основе принятого уполномоченным органом решения заказчик заключает с поставщиком соглашение об изменении срока исполнения контракта. Это указано в п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

Продление в закупках строительных работ

В закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия срок контракта изменяют, если по вине подрядчика он не исполнен в предусмотренный период или возникли не зависящие от сторон обстоятельства.

В этом случае время исполнения контракта продлевают один раз на срок, который не превышает первоначальный для выполнения обязательств. Если работы не исполнены вовремя по вине подрядчика, изменить дату можно, если подрядчик:

  1. Исполнил предъявленные заказчиком требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (если они были предъявлены).
  2. Предоставил обеспечение исполнения договора на новый срок.

Если продлите договор в других случаях, оштрафуют по ч. 4 или ч. 5 ст. 7.32 КоАП на 50 000 рублей — для должностных лиц и 500 000 рублей — для юрлиц.

Как оформить продление срока госконтракта

Опишем пошаговый порядок подготовки и оформления допсоглашения.

Шаг 1. Составьте проект (два экземпляра), в который включите:

  • номер, дату и место составления;
  • номер и дату контракта;
  • сведения о сторонах (название организации, Ф.И.О. и должности);
  • основание для изменения периода исполнения (например, претензионное письмо заказчику, реквизиты документа с описанием ситуации или реквизиты решения органа власти об изменении условий);
  • новые даты исполнения и новую цену, если она изменилась.

При продлении сроков в зависимости от вида обеспечения контракта согласовывается:

  • новой период банковской гарантии, если действие старой прекращается (Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3525);
  • уточненную дату возврата денежного взноса.

Шаг 2. Направьте два экземпляра поставщику (подрядчику, исполнителю) заказным письмом с уведомлением о вручении или передайте его представителю. В письме укажите время подписания и возврата.

Шаг 3. После получения допсоглашения на продление от исполнителя проверьте его и подпишите. Один экземпляр верните контрагенту.

Шаг 4. Сведения опубликуйте в ЕИС в течение пяти рабочих дней с даты заключения соглашения (ч. 3 ст. 103 ФЗ-44, Постановления № 1084 от 28.11.2013 в ред. 05.11.2019 и № 1132 от 31.10.2014).

Как продлить договор по 223-ФЗ

Пролонгация договора законом № 223-ФЗ не запрещена. Заказчики, работающие по этому закону, самостоятельно устанавливают условия закупки в своем положении.

Продление срока действия договора по 223-ФЗ возможно, если:

  • вероятность продления предусмотрена договором;
  • увеличение периода не изменяет иных существенных условий, кроме объема и цены (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1993 от 24.03.2017).

В этом случае не обязательно проводить другую закупку. Продление оформлено верно, если заказчик вовремя разместил все изменения в ЕИС (Постановление № 1132 от 31.10.2014).

Чтобы изменить период действия договора дополнительным соглашением и не получить претензии от госорганов, правильно оформите этот документ. Мы подготовили вам образцы оформления дополнительных соглашений.

Штраф за подписание дополнительного соглашения об изменении срока

Вправе ли контролеры наложить на руководителя организации (подрядчика) штраф за подписание с администрацией дополнительного соглашения об изменении срока завершения выполнения работ по контракту, заключенному в соответствии с Законом о контрактной системе?

Да, вправе, поскольку законодательство о контрактной системе не предусматривает возможность изменения сроков выполнения работ по договору на основании соглашения сторон. Причем к административной ответственности, установленной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, могут быть привлечены как должностные лица, так и непосредственно организация (юридическое лицо). Дело в следующем.

Согласно ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг (в случаях, не предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок). влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб., на юридических лиц – 200 тыс. руб.

В части 2 ст. 34 Закона о контрактной системе закреплено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, установленных этой статьей и ст. 95 данного Закона.

Перечень таких случаев является исчерпывающим и не предусматривает возможность изменения сроков выполнения работ по договору на основании соглашения сторон.

В связи с этим заключение с заказчиком (администрацией) дополнительного соглашения о переносе срока сдачи-приема результата работ образует состав административного правонарушения, установленного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Отметим, что контролирующие органы пользуются правом наложения указанных штрафов, то есть статья является действующей, работает на практике. Приведем несколько примеров, отметив некоторые важные нюансы (в перечисленных ниже решениях судов штрафы взысканы с организации-подрядчика застройщика).

Постановление АС ПО от 10.02.2017 № Ф06-16807/2016 по делу № А55- 7755/2016

Выполнение СМР по проекту реконструкции объекта

Срок исполнения контракта сдвинут всего на два месяца (с 15 мая на 15 июля)

Постановление АС ПО от 08.06.2015 № Ф06-24049/2015 по делу № А65- 23374/2014

Капитальный ремонт кровли в сельском доме культуры

Срок действия контракта продлен с 10 февраля до 31 марта (всего на 50 дней)

Постановления АС СЗО от 16.04.2018 № Ф07-2581/2018 по делу № А05- 10410/2017 и от 25.04.2018 № Ф07- 2604/2018 по делу № А05-10411/2017

Приобретение квартир (для переселения граждан из аварийного жилищного фонда) путем участия в долевом строительстве МКД

Срок передачи квартир продлен на 7 месяцев (с 15 декабря до 31 июля)

В Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу № А05-16628/2017 арбитры отклонили довод застройщика об отсутствии его вины, поскольку администрация своевременно не перечислила аванс в размере 30%, что не позволило организации своевременно исполнить оояза1ельства по передаче квартир. Судьи указали: отсутствие у застройщика денежных средств, а также неперечисление обществу денежных средств его контрагентами не снимает с ООО вины и не освобождает его от ответственности (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7).

Не помогла застройщику и ссылка на п. 6 ст. 95 Закона о контрактной системе, который предусматривает возможность изменения сроков исполнения контракта в случае уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов. Арбитры решили, что ООО не доказало уменьшения ранее доведенных до администрации лимитов.

В отношении привлечения к ответственности должностных лиц добавим следующее. В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции защитника власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Поэтому в случае, если допсоглашение об изменении срока подписано лицом, временно исполняющим обязанности руководителя организации, ему не удастся избежать ответственности только потому, что оно является не гендиректором, а врио (Постановление Самарского областного суда от 25.12.2015 № 4а-1147/2015).

Как разъяснено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, арбитражные управляющие несут административную ответственность как должностные лица. Соответственно, если факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица в его совершении будут доказаны, к ответственности будет привлечен и конкурсный управляющий ООО (Постановление Челябинского областного суда от 13.11.2015 № 4а-15-864/2015).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector