Что значит зонирование участка не соответствует цели?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Что значит зонирование участка не соответствует цели?

Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков

Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

Основные выводы Обзора:

1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

  • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее – ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений.

4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

Доводы суда:

  • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
  • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
  • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

6. Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен органом публичной власти в случае, если он не был определен при предоставлении такого земельного участка, при этом отказ органа публичной власти в совершении указанных действий является незаконным.

7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Что такое зонирование земель и как оно осуществляется

Деление земель на категории по целевому назначению — базовый принцип земельного законодательства РФ. В соответствии с ним, правовой режим участков определяется их принадлежностью к определенной категории и разрешенным использованием. В связи с этим зонирование земель и отнесение к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий является обязательным мероприятием.

Что такое зонирование земель

Требование о проведении зонирования установлено в ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» . Земельное законодательство РФ определяет разные виды земельно-правового зонирования для:

Итак, зонирование земель — это их разделение на участки с разным целевым назначением и правовым режимом использования.

Такое разделение производится согласно планам развития территорий, главные принципы и положения которого определяет Правительство РФ. Утверждение этих планов относится к компетенции органов местного самоуправления или государственной власти. Решения, принятые ими в отношении земельного зонирования, обязательны к исполнению для всех форм собственности и других прав на наделы.

Подобные нормативные акты регламентируют порядок:

  • создания основных инженерно-транспортных коммуникаций;
  • плотности застройки;
  • посадки зеленых насаждений;
  • расположения культурных и социально-бытовых объектов обслуживания населения;
  • иного использования земли.

Как производится зонирование земель населенных пунктов

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ , зонирование — это разделение населенных пунктов и отдельных их территорий на зоны при градостроительном планировании развития. Подобное деление определяет виды градостроительного использования таких зон и устанавливает ограничения их применения.

Зонирование земель населенных пунктов производят органы местного самоуправления, курирующие разработку и реализацию правил застройки. Это относится к территориям сельских и городских населенных пунктов, прочих муниципальных образований.

Правовой режим использования установленных территориальных зон определяется градостроительным регламентом и документацией.

Зоны различного функционального назначения и ограничения их использования отражаются в генеральном плане города или других населенных пунктов (ст. 35 Градостроительного кодекса РФ). Территориальное зонирование земель фиксируется в схемах, включенных в правила застройки. Они представляют собой:

  • графический материал — кодовые обозначения зон разного функционального назначения и их границы;
  • текстовые материалы — градостроительные регламенты для каждой из установленных зон.

Деление населенных пунктов на территории устанавливает правила использования объектов недвижимости (земли и строений) по градостроительному регламенту, ограничения и сервитуты.

К земельным участкам и иным объектам недвижимости, расположенным в пределах территориальной зоны, в равной мере применяется правовой режим, установленный градостроительным регламентом.

Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса, сведения о зонировании и регламентах территориальных зон должны быть включены в государственный градостроительный кадастр.

Что входит в состав земель населенных пунктов

Земли, на которых располагаются населенные пункты, занимают относительно небольшие площади, в отличие от иных категорий территорий. Однако именно на них сосредоточена основная часть населения.

Читать еще:  Дальтонизм и получение водительских прав

В состав территорий населенных пунктов входят зоны, отнесенные к землям:

  • транспортной и инженерной инфраструктуры;
  • жилым;
  • общественно-деловым;
  • производственным;
  • рекреационного назначения;
  • сельскохозяйственного использования;
  • особо охраняемых территорий;
  • специального назначения;
  • расположения военных объектов.

Как устанавливаются границы территорий в населенных пунктах

Границы территориальных участков фиксируются на карте градостроительного зонирования. Они отвечают требованию принадлежности определенного земельного надела к одной территориальной зоне. Это значит, что формирование одного участка из нескольких, расположенных в разных территориях, не допускается.

Применительно к одному земельному участку территориальная зона, как правило, не устанавливается. На картах выделяются границы:

  • территориальных зон;
  • территорий объектов культурного наследия;
  • зон с особыми условиями использования.

Как осуществляется зонирование участка

Чтобы обеспечить функциональное использование земли с учетом отнесения ее к определенной категории, необходимо осуществить зонирование территории земельного участка. Такое деление предполагает разграничение площади дачного или приусадебного надела на отдельные зоны, несущие различную функциональную нагрузку, а также спланированные связи между ними.

Хотя план зависит от приоритетов и желаний его владельца, стандартно выделяют определенный перечень подобных территорий.

Главные функциональные зоны

Обычно зонирование дачного участка предполагает выделение на территории следующих функциональных зон:

  • въездной (парадной);
  • жилой;
  • хозяйственно-бытовых построек;
  • садово-огородной;
  • игровой;
  • предназначенной для отдыха.

Планирование жилой зоны и территории хозяйственных построек

Определение функциональных территорий осуществляется на стадии проектирования. Площади, выделяемые под конкретные цели, выражаются в процентном отношении и строго соблюдаются.

Поскольку основной элемент участка — жилая зона, ее обычно планируют в первую очередь. В зависимости от назначения территории участка дом может находиться в разных ее частях. Например, если земля будет использоваться для выращивания овощей и фруктов, жилое строение обычно располагают около ограждения. Если же участок предназначается для создания живописных ландшафтов, жилой дом размещают в соответствии с разработанным проектом.

Зонирование участка 15 соток с домом предполагает наличие хозяйственной зоны. Как правило, она находится рядом с садового-огородной и на ней размещают:

  • теплицу,
  • сарай,
  • гараж,
  • баню.

На этой территории главный акцент делают на практичности, поэтому она оснащается мощеными дорожками и площадками.

Что такое кадастровый квартал

Чтобы наделить земельные участки характерными признаками с последующей нумерацией, на территории РФ ведется кадастровое деление на округа, районы и кварталы. Эти соподчиненные единицы обеспечивают визуализацию любого надела, сведения о котором имеются в ГКН.

Кадастровый квартал — часть района и округа, представляющая собой минимальную единицу деления. Границы квартала формируется с учетом созданных человеком искусственных объектов, а также природных особенностей местности.

У каждого кадастрового квартала есть уникальный учетный номер. Он состоит из кода кадастрового района и порядкового номера квартала, например, 16:13:141213.

В границах кадастрового квартала находятся небольшие населенные пункты, городская или поселковая застройка и иные территории.

Уникальный код земельного участка представляет собой номер кадастрового квартала и порядковый номер надела. Это позволяет идентифицировать участок в единой базе данных ЕГРН по объектам недвижимости.

Узнайте подробнее, какие территории могут входить в кадастровый квартал.

Выводы

Любые земельные участки независимо от формы собственности относятся к определенным категориям земель, установленным территориальным зонированием. Каждый надел имеет уникальный кадастровый номер, цели использования и ограничения. Их правовой режим определяется градостроительной документацией и регламентом.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Что значит зонирование участка не соответствует цели?

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Использование земельного участка, вид разрешенного использования которого не соответствует измененному градостроительному регламенту

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018г.):

6. Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Граждане обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления территориальной зоны городского наземного транспорта в отношении принадлежащего им на праве собственности земельного участка с видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства”, ссылаясь на противоречие нормативного правового акта положениям пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ. Полагали, что установление территориальной зоны городского наземного транспорта в отношении спорного земельного участка препятствует его эксплуатации в соответствии с указанным видом разрешенного использования.

Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами – зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).

Согласно пункту 2 части 3, подпункту “б” пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.

В данном случае на схеме размещения объектов транспорта местного значения генерального плана муниципального образования земельный участок административных истцов вошел в территорию, отраженную как магистраль общегородского значения регулируемого движения в связи с планируемым строительством мостового перехода через реку.

Суд апелляционной инстанции согласился с суждением суда первой инстанции, что неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны городского наземного транспорта, в границы которой вошел спорный земельный участок, означало бы несоответствие нормативного правового акта генеральному плану города и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса.

Доводы апелляционной жалобы о противоречии оспариваемого нормативного правового акта сложившейся планировке территории и существующему землепользованию, а также о невозможности эксплуатации земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования были отклонены, поскольку генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

Читать еще:  Хотят закрыть бизнес за отсутствием постановки на земельный учет

При этом суд апелляционной инстанции отметил исходя из положений части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса, что в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Понятие зонирования земельного участка

Для того, чтобы эффективно использовать земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), его необходимо разбить на зоны или зонировать. Зоны представляют собой выделенные площади под объекты участкового (в том числе и ландшафтного) дизайна.

Зонирование – это определение на земельном участке определенных зон для работы, семейного отдыха и приятного проведения времени. Участок под ИЖС может включать несколько зон, к которым можно отнести следующие:

  1. детская площадка;
  2. спортивная площадка;
  3. беседка;
  4. садовая теплица;
  5. бассейн;
  6. фонтан или водопад;
  7. сад или огород; и т.д.

Зонирование территории носит последовательный, поэтапный характер, и включает в себя разработку плана земельного участка в компьютерной программе (или на листе бумаги). Необходимо с учетом природно-экономических характеристик, санитарно-гигиенических норм и хозяйственных функций составить четкий проект, в котором будут учтены все интересующие вас зоны и нюансы планировки.

Целесообразно применять следующую последовательность зонирования загородного участка:

  1. сбор информации о земельном участке (направление преобладающих ветров, уровень залегания грунтовых вод, данные земли, инсоляция территории);
  2. размещение жилых и хозяйственных помещений на участке (определение месторасположения основных построек с учетом анализа собранной информации об участке под строительство);
  3. выделение зон отдыха (или детской площадки для игр), огорода, сада, подъездной дороги;
  4. выделение зон цветников, клумб, палисадника.

При планировании нужно учесть нормы расстояний между объектами с точки зрения санитарии и противопожарной безопасности. Все нормы можно найти в законах и СанПиН (например, в Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10). Некоторые вопросы по размещению жилых строений рядом с ЛЭП или железной дорогой можно уточнить на сайте http://jurcon74.ru.

П. 7.1 Свода правил СП 42.13330.2011 “СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N 820) устанавливает, что расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15 настоящего свода правил.

Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы):

  1. для жилых зданий высотой 2-3 этажа – не менее 15 м; 4 этажа – не менее 20 м;
  2. между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10 м.

В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

На площадках сейсмичностью 8 баллов и выше расстояния между длинными сторонами секционных жилых зданий должны быть не менее двух высот наиболее высокого здания.

В районах усадебной и садово-дачной застройки расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м. Сараи для скота и птицы следует предусматривать на расстоянии от окон жилых помещений дома не менее, м: одиночные или двойные – 10, до 8 блоков – 25, свыше 8 до 30 блоков – 50. Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома – 3; до хозяйственных построек – 1. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен соседнего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца) – не менее 25 м.

Резонно при этом определить максимально возможное и необходимое коли­чество дворовых строений и их расположение. Сюда должны войти хозяйственные и бытовые постройки различного назначения, дом, пар­ники, подпорные стенки, изгороди, бассейны, декоративные прудики, дворовые очаги и т.д.

Естественно, при этом должна учитываться их ориентация относительно сторон света и границ участка. Вовсе не обязательно строить все сразу, поскольку тут многое зависит от ваших материальных и физических возможностей.

При разработке планировки участков можно выделить три основные стадии проектирования:

  1. разбивка территории на участки;
  2. определение местоположения жилого дома;
  3. определение местоположения хозяйственных сооружений, сада, огорода и других объектов застройки.

На первой стадии осуществляется обоснование необходимости размера, формы и местоположения участка. Обычно при разбивке территории стремятся увеличить линейную плотность застройки для уменьшения протяженности уличной сети. Это позволяет снизить затраты на устрой­ство транспортных магистралей (дорог, пешеходных дорожек и т. д.), а также инженерных сетей (водоснабжения, канализации и т. д.). С этой целью ширина участка по фронту улицы максимально сокращается. Ширина участка, как правило, складывается из трех составляющих: размеров дома, хозяйственных и других сооружений вдоль улицы; са­нитарных и противопожарных разрывов между объектами; проездов и проходов с улицы на участок.

На второй стадии разработки планировки участка определяют ме­стоположение дома. Основные приемы размещения жилых домов с хозяй­ственными сооружениями:

  1. жилые дома в основном отделены от хозсооружений (в любых климатических условиях и при любых типах домов);
  2. жилые дома сблокированы с хозсооружениями (целесообразно использовать для суровых климатических условий).

При этом жилой дом может располагаться следующим образом:

  • на переднем плане — по границе участка, называемой красной ли­нией, или с небольшим отступом от нее в пределах 1-5 м;
  • в средней части участка со значительным отступом от красной линии в пределах 5-15 м;
  • в дальней части участка.

В основном используется размещение дома на переднем плане, что ха­рактерно для малых и средних размеров участков в городской и приго­родной застройке. В этом случае дом удобно связан с улицей проездами и пешеходными дорожками и имеет определенное удаление для защиты от шума, пыли и других негативных факторов.

Для участков с большой площадью возможно размещение дома на зад­нем плане с целью повышения экологической защиты.

При любых вариантах местоположения дома должна обеспечиваться правильная ориентация жилых помещений по сторонам света с целью соблюдения важных требований по инсоляции и естественной венти­ляции.

На третьей стадии обоснования планировки участка разрабатывается размещение гаража, хозяйственных сооружений, сада и огорода. Гараж может быть встроенным, отдельно стоящим, сблокированным с жилым домом или сблокированным с хозсооружениями. Встроенные гаражи размещаются обычно в первом, цокольном или подземном этажах дома. Отдельно стоящие гаражи размещают ближе к въезду на участок, чтобы исключить нерациональное движение транспорта через участок. Сблокированные с хозсооружениями гаражи располага­ются, как правило, вдоль границ участка.

Размещение хозсооружений зависит от их функционального назна­чения, размеров участка, общего архитектурного замысла застройки, наличия жилых зданий и сооружений на соседних участках и других факторов.

Если участок используется дня ведения большого подсобного хозяйства или индивидуальной производственной деятельности, хозсооружения имеют развитую структуру и размещаются, как правило, в едином ком­плексном блоке и на заднем дворе, вдали от улицы.

Если участок не имеет хозяйственного назначения, хозсооружения могут отсутствовать или быть небольшими, обычно отдельно стоящими в глу­бине застройки.

Читать еще:  Какой процент надо заплатить в налогах при продаже комнаты?

Планировка сада и огорода включает:

  1. определение общего местоположения, формы и площади посадок деревьев, кустов и другой растительности;
  2. расчет количества растительности и расстояний между ними;
  3. выбор конкретных типов и сортов растительности — деревьев, кус­тов, цветов;
  4. прогнозные расчеты по перспективному изменению высоты расти­тельности;
  5. обоснование удобных и кратчайших дорожек, внутренних проездов и площадок;
  6. определение потребности в бассейнах, беседках, фонтанах, альпий­ских горках и других малых архитектурных формах и т.д.

Таким образом, эффективные планировочные решения придомовых участков позволяют существенно повысить потребительские качества вашего индивидуального жилья. Для эффективного зонирования желательно рационально размещать зоны инфраструктуры, как можно меньше выделять площадь под пешеходные дороги, обеспечить минимальные расстояния между постройками. С целью экономии площади целесообразно объединить некоторые вспомогательные объекты (например, баню с душем).

К планировке территории можно подойти и с точки зрения ландшафтного дизайна, благодаря которому придается живописный вид. В этом случае предполагается свободное размещение сада и построек, оригинальное использование неровностей: во впадинах – водоемы, на возвышенности – горку, на склонах – лесенки.

Таким образом, существует невероятное множество вариантов зонирования дачного участка в зависимости от территориальной площади, рельефных особенностей ландшафта, увлечений и финансовых возможностей. Но тем не менее, при зонировании просто необходимо учитывать требования ландшафтного дизайна.

Выделяют следующие основные способы размещения зон земельных участков:

  1. классическая прямоугольная планировка;
  2. удлиненная зауженная планировка (сложна ввиду трудного разделения участков по зонам; чтобы визуально расширить территории, можно посадить крупные яркие виды растений).
  3. Г-образная планировка (позволяет использовать для отдыха выступающую часть участка).

Что значит зонирование участка не соответствует цели?

Ситуация: Частой причиной обращения в нашу компанию является снос самовольной постройки в связи с ее созданием на участке с другой категорией или видом разрешенного использования.

Вопрос: Что делать если недвижимость нарушает цель, для которой предоставлен земельный участок (категорию и вид разрешенного использования)?

Ответ: Статья 222 ГК РФ в редакции закона № 258-ФЗ от 13.07.2015 г. признает недвижимость самовольной, если она возведена на участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. Такая постройка подлежит сносу за счет лица осуществившего ее возведение.

Что понимать под термином «разрешенное использование земельного участка»?

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540. Указанный документ четко описывает наименования видов разрешенного использования и соответствующие способы, которыми можно использовать земельный участок. В том числе определены виды объектов капительного строительства, которые можно возводить на том или ином участке в зависимости от вида использования.

Начиная с первого января 2015 года, виды разрешенного использования всех земельных участков устанавливаются исключительно в соответствии с Классификатором. Однако еще недавно наименование видов разрешенного использования определялось органами местного самоуправления. Следствием этого процесса стало огромное количество разнообразных по содержанию правовых режимов, установленных в отношении земельных участков. В пределах одного населенного пункта и по сей день существуют земли со схожими по названию, но не тождественными по правовому смыслу видами разрешенного использования.

Не редки случаи, когда застройщик сам не понимает, что строить можно, а что нельзя в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Так создаются условия для возникновения споров.

Последствия строительства на земельном участке, не соответствующем виду разрешенного использования.

Общие последствия те же, что и для других случаев признания постройки самовольной:

  1. Собственник не приобретает право на такую постройку (не может его зарегистрировать в Росреестре, продать или подарить здание);
  2. Постройка подлежит сносу за счет лица, ее осуществившего.

Но есть более существенные последствия. Признать право собственности на такую самовольную постройку в судебном порядке сложно. Т.е. ее «легализация» в судебном порядке – затруднительная.

Согласно правовой позиции Верховного Суда, отраженной в Определении от 01.10.2013 № 18-КГ13-116, для признания права на самовольный объект необходимо проверить ее соответствие виду разрешенного использования земельного участка, на котором она расположена. Отменяя решения нижестоящих судов о признании права собственности на многоквартирный дом, возведенный на землях ИЖС, Верховный суд указал, что сохранение такой постройки нарушает положение Земельного кодекса РФ.

В другом судебном акте Президиум ВАС РФ указал, что при отсутствии доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с назначением фактически возведенного на нем объекта, требование о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворено только без определения назначения самовольной постройки (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 № 14057/10 по делу № А32-11090/2008-22/116).

Таким образом, признание права собственности на самовольную постройку, возведенную на не предназначенном для этого земельном участке, возможно либо без определения назначения самой постройки, либо в случае приведения вида разрешенного использования в соответствие с назначением самовольного объекта.

Добиться этого можно одним из следующих способов.

Выбор вида разрешенного использования

Собственник земельного участка сам может выбрать вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории. Процедура выбора (изменения) вида разрешенного использования устанавливается градостроительным регламентом. Таким образом, если правила землепользования и застройки в вашем населенном пункте утверждены, целесообразно определиться с подходящим видом разрешенного использования до начала строительства.

Однако реалии таковы, что зонирование территорий в большинстве случаев не начато или не завершено. Такая ситуация характерна для Московской области, где правила землепользования и застройки для большинства поселений утверждены не были. Как следствие, собственник фактически лишен возможности выбирать вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований.

Более того, зонирование территорий для земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрено вовсе. Это означает, что в отношении межселенных территорий не устанавливают допустимые виды разрешенного использования, из которых можно выбрать наиболее подходящий для себя.

Установление соответствия вида разрешенного использования

Как уже указывалось выше, с 01.01.2015 г. виды разрешенного использования определяются в соответствии с утвержденным Классификатором. Однако, что делать, если в отношении земельного участка уже был установлен вид разрешенного использования и он по своему названию не соответствует ни одному из видов, перечисленных в Классификаторе.

Федеральным законом № 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования орган в течение одного месяца обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Если правила землепользования и застройки для земельного участка не утверждены, а существующий вид разрешенного использования не позволяет возвести запланированное здание, целесообразно до начала строительства установить соответствие вида разрешенного использования Классификатору.

Изменение вида разрешенного использования

Изменение вида разрешенного использования земельного участка является весьма трудоемкой задачей. По времени такой процесс может протекать до двух лет. Процедура изменения вида разрешенного использования в общем виде состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления об изменении вида разрешенного использования участка (с необходимым комплектом документов);
  2. Внесение платы за изменение вида разрешенного использования;
  3. Проведение публичных слушаний;
  4. Принятие решения уполномоченным органом;
  5. Внесение изменений в кадастровые сведения о земельном участке.

Конкретный перечень документов и последовательность процедур зависит от требований регионального законодательств. В городе Москва и Московской области действуют свои нормативные акты, подробно регулирующие этот вопрос. Например, в некоторых муниципальных образованиях Московской области утверждены Административные регламенты по предоставлению соответствующей муниципальной услуги.

Сохранение самовольной постройки, возведенной с нарушением установленного вида разрешенного использования, возможно. Но достижение этой задачи требует глубокого понимания законодательства и знания процедур, связанных с этим. Для сохранения объекта, своих инвестиций и капитальных вложений мы настоятельно рекомендуем Вам привлекать квалифицированных юристов.

Нужна консультация? Оставьте заявку

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector