Что делать с остатками алкоголя при аннулировании лицензии?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Что делать с остатками алкоголя при аннулировании лицензии?

Тема: Закончилась лицензия.Что делать с остатками? Розница.

Опции темы
Поиск по теме

Закончилась лицензия.Что делать с остатками? Розница.

Добрый день!
На одной из наших розничных точек закончилась лицензия 10.08.2017. Но проморгали ее окончание, буквально вчера выяснилось что на магазине есть остатки крепкого алкоголя. Я пребываю в шоке, конечно.. особенно, от инфо РАР, где Гущанский говорит о том, что хранение =оборот и остатки необходимо было распределить/списать/переместить/вернуть до истечения срока лицензии. Так как же правильно поступить с остатками, если по факту они на магазине (ну вот так случилось, виноваты ), а срок лицензии истёк?
1. Списать/утилизировать текущей датой.
2. Сдать на ответ хранение и написать в РАР об уточнении порядка действий.

Товар не продавался, просто стоит в складском помещении МГЗ. Необходимо учесть еще, что в ЕГАИС сейчас включен контроль лицензий и провести операции перемещений/возврата программа не даст.

Какие еще варианты, поделитесь опытом, помогите.

Добрый день!
На одной из наших розничных точек закончилась лицензия 10.08.2017. Но проморгали ее окончание, буквально вчера выяснилось что на магазине есть остатки крепкого алкоголя. Я пребываю в шоке, конечно.. особенно, от инфо РАР, где Гущанский говорит о том, что хранение =оборот и остатки необходимо было распределить/списать/переместить/вернуть до истечения срока лицензии. Так как же правильно поступить с остатками, если по факту они на магазине (ну вот так случилось, виноваты ), а срок лицензии истёк?
1. Списать/утилизировать текущей датой.
2. Сдать на ответ хранение и написать в РАР об уточнении порядка действий.

Товар не продавался, просто стоит в складском помещении МГЗ. Необходимо учесть еще, что в ЕГАИС сейчас включен контроль лицензий и провести операции перемещений/возврата программа не даст.

Какие еще варианты, поделитесь опытом, помогите.

31 июля 2017 был опубликован 278-ФЗ, который вносит ряд поправок в 171-ФЗ. Одна из поправок вступивших в силу со дня опубликования – это исключение в пункте 5 статьи 20 ФЗ-171 слов “, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции”. Таким образом “розничные” лицензиаты уже могут в течение двух месяцев с момента прекращения лицензии хранить АП и возвращать поставщику, но это должно осуществляться под контролем лиц.органа. Если будете возвращать, то Лиц.орган должен Вам отключить в ЕГАИС запрет на выполнение операций после окончания лицензии.
Т.е. теперь разрешенные сроки хранения алкоголя в рознице после окончания лицензии – 2 месяца. Пишите письмо в лиц.орган о том, что будете хранить продукцию до получения новой лицензии или же будете возвращать продукцию поставщику. Учесть что лиц.орган может рассматривать Ваше письмо в течение 30 дней.

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
Ст.20 п.5. В течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Последний раз редактировалось deklarant_; 07.09.2017 в 10:24 .

Сопьёмся..
Но если серьезно: вчера накопали инфу, что закон 171ФЗ был изменен в июле 2017г и теперь рознице также разрешено хранить остатки после окончания срока действия лицензии в теч 2-х месяцев, НО под контролем лицензирующего органа. Выясняем сейчас в чем данный контроль заключается и что нам за это будет. Как-то так..

Ну не похвалят точно, но тут на усмотрение лицензирующего органа. Могут пальцем погрозить, а могут и штраф выкатить.

Добрый день.
Вопрос насущный)
Одну из торговых точек организации (розн.продажа АП) исключили из лицензии. Точка вернула алкоголь поставщику, физически, но не может оформить возврат через ЕГАИС (нет действующей лицензии для организации такой то на такое то число). Обращались в Лицензионный орган, они утверждают, что не могут открыть доступ в ЕГАИС, т.к. лицензия действующая. НО! Действующая она же для всех прочих ТТ , которые остались в этой лицензии. А для этой конкретной точки – она не действующая. Разве правомерен отказ в доступе в этом случае?
Спасибо за ответ (ы).

Вы, по-моему на форме РАР такой же вопрос писали, если я не путаю.
Если не идёт на контакт лицензирующий орган, составьте запрос в РАР

Получили новую лицензию. А старые остатки остались.

Подскажите, пожалуйста, у нас закончился срок действия лицензии. Остались остатки. Прошло более двух месяцев. Получили новую лицензию. Что делать со старыми остатками?

fsrar_id прежний остался?

Добрый вечер! Подскажите как разрешилась Ваша ситуация? Сейчас в такой же находимся?

Закончилась лицензия, остатки алкоголя (которого нет)))) надобно утилизировать

Подскажите, как сделать правильно

нет фактически. но есть в ЕГАИС?

Попробуйте обратиться в свой лицензирующий орган, чтобы открыли доступ на 1-2 дня, дабы списать все остатки, которые висят в ЕГАИС.

это вообще наказуемо? могут последовать проверки?

вообще наказуемо, на практике пока не часто наказывают.
У Вас остатки большие?

да огромные
в размере 1/3 годового поступления
(ресторанчег)) если что.

поэтому-то я в голове держу. ээээ. возможность утилизации

А еще подскажите, пожалуйста: для утилизации нужно привлекать фирму, имеюющую спец сертификаты?

По хорошему – да. Но вот ведь беда, они захотят воочию увидеть бутылки, подлежащие утилизации

а в соответствии с законодательством?)

И в соответствии с законодательством тоже. Через такие фирмы обычно утилизируют некондиционный товар, типа с хлопьями в бутылках, ну то есть с измененными химическими показателями состава.
У меня, как у оптовика была ситуация, когда приехало к нам вино игристое из другой страны, а пока его транспортная везла, не соблюдая условия температурного режима, игристое превратилось в отраву. Пригласили ребят, составили акт, списали в 1С, ЕГАИС и тогда ещё в декларации

http://www.fsrar.ru/voprosy-i-otvety. atelnost-quest
Вопрос N 11: На складе осталась слабоалкогольная продукция, срок годности истекает в конце июля 2011 г., какова процедура утилизации слабоалкогольной продукции? Нужен ли представитель Росалкогольрегулирования либо можно создать внутреннюю комиссию, предварительно уведомив Службу?
Ответ: Процедура утилизации слабоалкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована. При этом в соответствии с “пунктом 12” Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 (далее – Положение), в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. “Пунктом 17” Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение. В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.

Вопрос: Организации розничной торговли необходимо произвести утилизацию алкогольной продукции. Какова процедура утилизации продукции? Нужен ли представитель Росалкогольрегулирования, либо можно создать внутреннюю комиссию, предварительно уведомив Службу?

Ответ: Процедура утилизации алкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована.
Вместе с тем, согласно статье 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Федеральный закон № 29-ФЗ) владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий:
1. Осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов.
При этом в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 № 1263 (далее – Положение), в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно – эпидемиологического надзора.
Пунктом 17 Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.
2. Согласовывает с органом государственного надзора способы и условия утилизации или уничтожения продукции.
В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.
3. Представляет в обязательном порядке в орган государственного надзора документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающих факт утилизации или уничтожения.
4. Оплачивает расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 29- ФЗ в случае, если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» подлежат изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.

Читать еще:  Социальный найм жилья

Росалкогольрегулирование отвечает на вопросы по “алкогольному” законодательству

“Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2012, N 7

Разъяснения, приведенные в Информации Росалкогольрегулирования “Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы”, являются уже не первыми после внесения Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ многочисленных изменений в Федеральный закон N 171-ФЗ . Ознакомим заведения общественного питания с наиболее интересными из них.

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”.

Продление срока для выполнения предписания (вопрос 1). Если организация не успевает в установленный срок устранить нарушения условий действия лицензии, Росалкогольрегулирование рекомендует до истечения данного срока представить ему заявление о его продлении с указанием даты его выполнения, обоснования причин продления, приложив подтверждающие документы.

Если закончился срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (вопрос 4). Контролирующий орган отмечает, что в такой ситуации возврат продукции от организации, у которой закончился срок действия лицензии на розничную продажу, организации, у которой есть лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрен.

Запреты на продажу пива (вопрос 9). Росалкогольрегулирование напоминает, что действие Федерального закона N 171-ФЗ распространяется теперь и на деятельность по производству и обороту пива. Соответственно, в силу п. 2 ст. 16 данного Закона не допускается его розничная продажа:

  • в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
  • в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
  • на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
  • на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
  • несовершеннолетним;
  • без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 данного Закона), без информации, установленной п. 3 ст. 11, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии (в силу ст. 12).

Если организации розничной торговли необходимо вернуть алкогольную продукцию поставщику, лицензию на поставку продукции получать не нужно (вопрос 10). Такой вывод Росалкогольрегулирование сделало на основании ст. 506 ГК РФ, в силу которой по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом норма ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ в части, касающейся административной ответственности за осуществление поставки алкогольной продукции без соответствующей лицензии, может применяться только в том случае, когда действия субъекта квалифицируются как поставка в соответствии с нормами ГК РФ.

В связи с этим возврат товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар. Соответственно, организация, осуществляющая деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, вправе вернуть товар поставщику в соответствии с законом или договором без получения иной лицензии.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Возврат некачественной алкогольной продукции помимо документов, предусмотренных ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, должен сопровождаться документами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132:

  • Актом об установленном расхождении по количеству и (или) качеству продукции, являющимся юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или грузоотправителю (форма ТОРГ-2 – в отношении продукции отечественного производства или форма ТОРГ-3 – в отношении продукции импортного производства);
  • Товарной накладной на возврат (форма ТОРГ-12).

Утилизация слабоалкогольной продукции с истекшим сроком годности (вопрос 11). Росалкогольрегулирование сообщает, что процедура утилизации слабоалкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована. При этом отмечается, что в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции в силу п. 12 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263, обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Также п. 17 данного Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение. Если уничтожаемая продукция представляет опасность возникновения и распространения заболеваний, отравлений людей, животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.

Порядок снятия остатков алкогольной продукции в случае прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (вопрос 14). Отмечается, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом исключений для розничной продажи алкогольной продукции не установлено. Формулировка “в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии” учитывает норму п. 14 ст. 19 указанного Закона, согласно которой до переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

Документы, подтверждающие наличие стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (вопрос 15). Такие документы требуются для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Согласно разъяснению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в качестве них могут выступать:

  • свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их копии, заверенные органом, осуществившим государственную регистрацию прав, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала либо нотариально (в силу абз. 1 п. 1 ст. 130, ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”);
  • договор аренды, удостоверенный штампом регистрационной надписи на документах, или его копия, заверенная органом, осуществившим государственную регистрацию права, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала либо нотариально (в силу ч. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона N 122-ФЗ, п. 77 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219);
  • договор субаренды, соответствующий указанным выше требованиям к договору аренды.

Напомним, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организацией при оказании услуг общественного питания в нестационарных торговых объектах, представление таких документов не требуется, поскольку в силу п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ на таких организаций не распространяется запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции при оказании ими услуг общепита. Это Росалкогольрегулирование разъяснило в п. 14 Информационного сообщения .

Информационное сообщение Росалкогольрегулирования “Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ”.

ТЕМА: Инвентаризация остатков в ЕГАИС крепкий алкоголь

Инвентаризация остатков в ЕГАИС крепкий алкоголь 1 год 3 мес. ago #2908

Мы провели экспресс-аудит ведения учета алкоголя и выявили ряд очень грубых нарушений. Часто операторы ЕГАИС не имеют полного понимания сути происходящего в учете алкоголя и ошибки тянутся из года в год. Это чревато лишним вниманием со стороны РАРа и огромными штрафами.
Уже началась формироваться судебная практика, она нечасто бывает положительной для предприятий розницы и общепита:
Организацию оштрафовали на 100 тысяч рублей за несоответствие фактических остатков остаткам в ЕГАИС. Ознакомиться с моментами можете тут: http://sudact.ru/arbitral/doc/V4LNpOmeMIdZ/
После аннулирования лицензии организация не убрала минса в торговом зале – штраф 150 тысяч рублей, ознакомиться тут: http://fsrar.su/doc/minusovie-ostatki.pdf

Примеров можно привести море, но только малая часть “пострадавших” обращается в суд для оспорения решений РАРа.
По нашим подсчетам, больше половины компаний розницы и общепита получит штраф при простейшей проверке остатков алкоголя. Поэтому, рекомендуем прислушаться к нашим советам.

Пожалуйста, просмотрите список самых распространенных ошибок и удостоверьтесь, что у Вас их нет.
Список ошибок в учете крепкого алкоголя:
1. Минуса в торговом зале. Очень часто наши консультанты видят у клиентов минуса в торговом зале. Они перекрываются переводом алкоголя со склада. Если же это не помогает, нужно срочно приходовать позиции в торговый зал. Есть такой нюанс: в месяц можно приходовать только 100 бутылок (не более). Поэтому держите под контролем данный показатель. Ни в коем случае не допускайте увеличения минусов, так как в случае проверки исправить большой объем будет невозможно. А штрафы за такие нарушения от 150 до 200 тысяч рублей.
2. Накопление остатков проданного алкоголя в ЕГАИС. Бывает, что находим у клиентов в остатках по 200-500 бутылок определенного вида алкоголя. Сразу понятно, что ситуация неправдоподобна и возникает вопрос: на каком этапе появилась ошибка? Причины бывают технические или даже не зависящие от Вас: сбои в работе Интернета, сбои учетных программ, сбой работы УТМ. Поэтому запрашивайте остатки и проверяйте, насколько они актуальны.
3. Расхождение данных об остатках алкоголя в декларации и ЕГАИС. Сейчас декларации по крепкому алкоголю сдают только предприятия общепита. Если Вы попадаете под эту категорию, обязательно сверяйте данные на конец квартала (остатки на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря) с тем, что сдаете в качестве отчетности. Любые расхождения навлекут на Вас беды в виде проверок. Выход такой – проводите инвентаризации в конце квартала до выявления остатков для сверки.
4. Работа без лицензии. Очень плачевная ситуация, когда заканчивается срок действия лицензии, а организация не запросила новую или еще не получила. В этом случае хранить алкоголь Вы можете не более 2 месяцев со дня аннулирования старой лицензии. Дальше только штрафы. 150 – 200 тысяч рублей. Все бывает предельно просто: списать остатки алкоголя под 0, вернуть поставщику, перенести на другую торговую точку. Это нужно сделать до окончания срока старой лицензии. Если же она уже просрочилась, то происходит блокировка работы УТМ. Но это не проблема, нужно написать официальное письмо в Департамент потребительских товаров и услуг с просьбой разрешить желаемую процедуру списания, возврата или переноса. Пожалуйста, не оставляйте данный вопрос на последние несколько дней. Письмо может рассматриваться до месяца, а просрочку не прощают. И еще, если Вы просрочили все, что можно и уже несколько месяцев живете с остатками крепкого алкоголя в ЕГАИС, удостоверьтесь, что на точке, где числится этот алкоголь нет ни одной бутылки – все конфискуют и уничтожат.

Первые три ошибки можно предотвращать периодическими инвентаризациями. Для упрощения процедуры мы разработали этот функционал в нашей программе ЕГАИСка. В части крепкого алкоголя от Вас требуется:
1. Отсканировать крепкий алкоголь в текстовый файл (акцизные марки). Сканируем каждую бутылку.
2. В ЕГАИСке зайти в раздел Инвентаризация.
3. Нажать на кнопку Загрузить марки.
4. Нажать на кнопку Начать. Обратите внимание на настройки процедуры (всплывающее окно), не отправляйте пиво на списание! После этого запрашиваются актуальные остатки из ЕГАИС.
5. Нажать на кнопку Подтвердить план.
6. Получаем результаты и проверяем новые остатки (остатки после инвентаризации).

Надеемся, наши следующие советы кого-нибудь спасут от санкций. Будем рады помочь исправить нарушения.

Аннулирование лицензий

Аннулирование лицензии в судебном порядке

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является:

1) обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии;

2) оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ либо с поддельными марками;

3) невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;

4) повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган;

5) повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;

6) непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей;

7) производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ;

8) неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Аннулирование лицензии во внесудебном порядке

Основанием для аннулирования лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти является нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2 и абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

Аннулирование лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 года № 824 «Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке» (далее – Постановление № 824) установлено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке.

Согласно пункту 2 Положения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденного Постановлением № 824 решение об аннулировании лицензии принимается в следующих случаях:

1. Осуществление лицензиатом поставки/закупки и розничной продажи алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с действующим законодательством;

2. Нарушение лицензиатом особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2 и абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно:

не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

– в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориям;

в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования)городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;

в нестационарных торговых объектах; (не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

– на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

без сопроводительных документов, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки;

не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 22 часов до 10 часов по местному времени (ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции установлено законом Белгородской области от 03.05.2006 № 33 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции»), за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

В срок не более чем 14 дней со дня вступления в законную силу принятого судом или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии лицензирующий орган осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Решение о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме и (или) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Что делать, если на предприятии “обнаружился” контрафактный алкоголь

Как известно ЕГАИС вводилась для того, чтобы перекрыть канал сбыта «контрафактной» продукции и тем самым повысить собираемость акцизов на алкоголь. Слово «контрафактной» мы взяли в кавычки потому, что под этим термином понимается вся продукция, информации о которой нет в системе ЕГАИС. А это не только опасная для здоровья потребителя разлитая кустарным образом подделка, но и самый настоящий качественный алкоголь, разлитый на самом настоящем заводе, но его производитель просто решил не платить за него акциз и не регистрировать факт выпуска в системе. Вот всю такую контрафактную продукцию и призвана выявлять и запрещать к продаже система ЕГАИС, к которой сейчас должны быть подключены кассы всех розничных магазинов в городах нашей страны. Раз контрафакт невозможно будет безопасно продать, то и пропускать «мимо акциза» смысла не будет.

Продавец на кассе должен отсканировать акцизную марку, а касса при этом должна связаться через интернет с серверами ЕГАИС и передать им информацию о продаже этой конкретной бутылки алкогольной продукции. При этом примерно с середины февраля система в течении 3 секунд должна вернуть на кассу ответ о том, что продукция легальна, числится на остатках магазина, акциз за нее оплачен и ее продажа разрешена.

Получается, что кассы магазинов становятся своеобразными фильтрами, не позволяющими продать покупателю контрафакт. Но давайте посмотрим, что случается, если фильтр сработал правильно и выявил такой контрафакт. Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона «О государственному регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки или розничную продажу. Как только магазин подписал приходные накладные на алкогольную продукцию он стал ее владельцем.

При выявлении контролирующими органами алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, возбуждается дело об административном правонарушении, выявленная продукция изымается из оборота. По решению суда на юридическое лицо может быть наложен штраф (от 40 000 руб. до 50 000 руб. по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, от 50 000 руб. до 100 000 руб. по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ), а вся партия алкогольной продукции будет подлежать конфискации и дальнейшему уничтожению. Также лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии выданной организации, у которой данная продукция была обнаружена.

Поэтому если система ЕГАИС вернула на кассу отказ в регистрации продажи кассир должен отложить такую бутылку и не допустить ее дальнейшего оборота (продажи, списания, перемещения, возврата). Если ЕГАИС не успел вернуть отказ в регистрации в установленный срок и чек продажи был успешно закрыт, а покупатель унес «контрафактную» бутылку с собой, то письмо о такой операции все равно «найдет своего героя» в личном кабинете ЕГАИС. А если таких операций с одним и тем же наименованием алкогольной продукции будет много, то на место будут отправлены сотрудники контрольного управления РАР. Их задачей станет выявление на остатках магазина других таких бутылок из этой «левой» партии, оформление их изъятия, составление протоколов и передача материалов дела в суд. Что и стало происходить в массовом порядке в конце прошлого и в начале этого года:

Суть этих решений судов примерно одинакова – предприятие должно приложить все необходимые усилия для того, чтобы не допустить оборота контрафактной продукции. Если продажа такой продукции выявлена системой ЕГАИС, то значит усилий было недостаточно. И даже тот факт, что почти во всех материалах дела указано, что при приемке акцизные марки на алкогольной продукции проходили визуальную проверку и выборочную проверку специальными приборами контроля (например, «ДЕВИС-А36»), не указывает на то, что такие меры были достаточными, а значит не освобождает предприятие от санкций.

На сайте « Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу» размещена информация о тех мерах, которые служба рекомендует принимать предприятиям розничной торговли для выявления продукции с «поддельными» акцизными марками. Кроме визуального осмотра, который, как выяснилось, почти не помогает выявлять контрафакт, необходимо проверять информацию о марке, содержащуюся в ЕГАИС, при помощи ресурса «Проверка марок», размещенного в личном кабинете на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (www.fsrar.ru).

Вот и получается, что розничная торговля, выполняя функции фильтра, берет на себя и вину за появление контрафакта, этим фильтром выявленного, хотя при этом никак в этом не участвует.

Что еще можно сделать, чтобы минимизировать риски розницы? В первую очередь действительно организовать тщательную проверку акцизных марок. Сделать это можно при помощи специальных терминалов сбора данных, которые умеют подключаться к ЕГАИС и оперативно получать информацию о результатах проверки. К счастью, за последний год появились достаточно бюджетные модели терминалов, приспособленные под такие задачи.

Если помарочное сканирование всей продукции с проверкой марки в личном кабинете ЕГАИС невозможно, то нужно хотя бы визуально убедится, что наклеенная марка соответствует тому, на что она наклеена и сопроводительным документам. Ну и главное, что по системе ЕГАИС вам отгрузили именно то, что привезли по факту.

Второй контур контроля – оперативное выявление дублей марок при регистрации продажи в системе ЕГАИС. Важно по каждому случаю появления такого дубля (письма в личном кабинете или запрета продажи на кассе) разобраться в его причинах. Самые распространенные из них это ошибки ваших же сотрудников – отсканировали не то, вернули на полку уже просканированный товар и т.д. В этом случае возникает «внутренний дубль» – повторная продажа марки в одном и том же торговом объекте. Если это разовый случай, то проблемы в этом нет. Если дубли марок идут постоянно и по одной и той же позиции нужно срочно проверять все остатки этого наименования – нелегал мог напечатать зеркальную марку на всю партию и выпустить ее в розницу. Ваша задача как можно скорее выявить такую партию и прекратить ее розничный оборот.

Если у вас «всплыл» дубль марки, проданной в другом торговом объекте (другого региона, города, торговой сети), то также нужно срочно снимать с продажи всю партию и проверять остатки.

Что делать с остатками – по закону вы не имеете право ничего с ними сделать. Вы обязаны сообщить в правоохранительные органы о факте выявления признаков правонарушения, дождаться проверки, получить протокол и решение суда о штрафе, а может и об отзыве лицензии. Это в том случае, если на вашем предприятии действительно осталась в наличии такая продукция. Потому что если ничего нет, то установить факт подделки акцизной марки без самой акцизной марки и без продукции, на которую она наклеена проверяющим будет проблематично.

Нужно помнить, что вернуть такую продукцию поставщику вы тоже права не имеете, потому что «возврат», это тоже «оборот контрафактной алкогольной продукции».

Вот и получается, что самый безопасный способ защитить себя от чужого правонарушения, это не допустить попадания сомнительной алкогольной продукции в вашу собственность, т.е. на остатки предприятия. При этом даже помарочная проверка такой продукции в личном кабинете не дает полной гарантии, что где-то в стране на остатках какого-то другого магазина не ждут своего часа дубли тех марок, которые вы прямо сейчас проверяете. Ведь тот магазин мог еще не оприходывать остатки «зеркалок», в момент вашей проверки они могли до него банально не доехать от поставщика и информации о дубле в личном кабинете вы не найдете. А дальше как в пословице – «кто первый встал того и тапки». Если партия «зеркалок» будет продана через ЕГАИС первой, то ваши автоматически станут контрафактом, и вы этого не узнаете пока не начнете их продавать.

Борьба с контрафактом и повышаемость сбора акцизов у нас в стране идет по принципу «Лес рубят, щепки летят». Розничная торговля стала такими «щепками» или «живцом», на которого ФСРАР ловит акул контрафакта – оптовиков и производителей. Наказывая розницу одновременно выявляют ее цепочки поставок, собирают статистику и заводят дела уже федерального масштаба.

При этом по печальной статистике с введением ЕГАИС сократилось число розничных предприятий, имеющих лицензию на торговлю алкогольной продукцией. Это означает, что часть мелкой розницы ушла «в тень», приторговывая алкоголем совсем без лицензии и уж конечно, без ЕГАИС. Самое печальное, что карающая рука закона в лице РАР совсем не видит этот сегмент, т.к. если контрафакт в ЕГАИС можно выявлять автоматически и централизованно, то такие «серые» точки могут выявить и наказать только местные органы власти, которые часто сами от них и «кормятся», начиная от участкового и заканчивая главами районов и муниципальных образований.

Остается надеяться, что за ближайший год порядок в обороте алкоголя все-таки удастся навести и это поможет снизить риски и без того многострадальной розничной торговли. А нашему ритейлу хочется пожелать терпения и удачи. Ну и напомнить, что «кто предупрежден, тот вооружен».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
  • admin2
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 31
  • Спасибо получено: 4
  • Репутация: 0