Административная ответсвенность за использование БПЛА
Garant-agency.ru

Юридический портал

Административная ответсвенность за использование БПЛА

Как запускать дроны, не нарушая законодательство?

NewNow / Depositphotos.com

При организации полетов беспилотных летальных аппаратов, как и всех воздушных судов, должны соблюдаться Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (далее – Правила). Они предполагают, в частности, направление в центр Единой системы организации воздушного движения РФ плана полета беспилотного воздушного судна и получение разрешения на использование воздушного пространства. Кроме того, взлет, посадка в границах населенного пункта и непосредственно полет над ним возможны только с разрешения органа местного самоуправления данного населенного пункта, а в городе федерального значения – уполномоченного органа исполнительной власти (п. 49 Правил).

Для разрешенных полетов дронов устанавливается временный или местный режим или вводятся кратковременные ограничения использования воздушного пространства в определенной зоне в интересах запускающих их лиц (п. 52 Правил) – в порядке, закрепленном соответствующей инструкцией (приказ Минтранса России от 27 июня 2011 г. № 171). Беспилотные летательные аппараты на постоянной основе применяются, например, силовыми ведомствами, поэтому механизм использования воздушного пространства при установлении указанных режимов уже отработан. “В рамках планомерной работы: для проведения мониторинга пожароопасной обстановки, других заранее запланированных мероприятий – за трое суток до мероприятия подаем представление об установлении кратковременного ограничения воздушного пространства. Для квадрокоптеров, как правило, задается радиус 1-2 км, и на три часа для нас закрывают воздушное пространство. Все, кто легитимно подает запросы на использование воздушного пространства, будут знать, что на этой территории введены ограничения, диспетчеры будут уводить авиацию на другой маршрут”, – рассказал в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции представитель ГУ МЧС России по г. Москве Вячеслав Алёшин. В экстренных ситуациях запреты и ограничения вводятся, разумеется, в оперативном режиме, но и в этом случае порядок использования воздушного пространства согласован, предпринимаются все необходимые для избежания столкновений дронов с другими воздушными судами меры.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Контактные данные оперативных органов Единой системы организации воздушного движения РФ для направления планов полетов беспилотных воздушных судов и представлений на установление временного и местного режимов размещены на официальном сайте ФГУП “Госкорпорация по ОрВД” (по адресу: gkovd.ru/servisy/dlya-polyetov-bespilotnykh-vozdushnykh-sudov-bvs/)

Следует помнить, что над некоторыми территориями полеты могут быть ограничены на постоянной основе или запрещены в принципе. Так, для защиты важных государственных объектов и ключевых промышленных комплексов в воздушном пространстве над ними могут устанавливаться запретные зоны (п. 29 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 451). Для проведения стрельб на полигонах, работ с боеприпасами, взрывных работ, осуществления научных исследований в атмосфере и т. д. устанавливаются зоны ограничения полетов (п. 34 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 452). Полеты над такими территориями возможны только при условии получения разрешения лиц, в интересах которых такие зоны установлены, за исключением ряда случаев (п. 40 Правил).

Кроме того, дистанционное зондирование территории, фото- и киносъемка с использованием беспилотных воздушных судов является разновидностью авиационных работ, а значит, выполняющие их лица должны соответствовать установленным сертификационным требованиям (информация Минтранса России от 18 октября 2017 г.).

Таким образом, использование беспилотных летательных аппаратов без получения всех необходимых разрешений запрещается. Тем не менее количество выявленных несанкционированных полетов дронов растет: по данным Росавиации, в 2016 году было зафиксировано 40 нарушений правил использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами, в 2017 году – 74, в 2018 – 110. С учетом данной статистики и того факта, что дроны могут нанести повреждения другим находящимся в воздухе объектам, помешать проведению спецопераций (антитеррористических, оперативно-розыскных мероприятий и др.), причинить вред гражданам, в том числе в местах массового скопления, или имуществу, был разработан законопроект 1 , предполагающий наделение органов ФСБ России, ФСО России, полиции, войск национальной гвардии правом запрещать или временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов над территориями, на которых они реализуют свои полномочия по проведению мероприятий, выполнению служебно-боевых задач, обеспечению безопасности граждан, защите охраняемых объектов – для каждой структуры свой перечень таких зон. Стоит отметить, что в настоящее время указанные ведомства для реализации свои полномочий вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств и граждан по отдельным участкам местности, а также доступ к определенным объектам (п. “з.2” ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ “О федеральной службе безопасности”, подп. 10 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ “О государственной охране”, п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”). То есть законопроектом, по сути, предусматривается аналогичное право, но в отношении воздушного пространства.

Должны ли владельцы дронов платить транспортный налог, узнайте из материала “Объект обложения транспортным налогом” Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Также в случае принятия на основе проекта соответствующего закона сотрудники перечисленных структур получат право пресекать несанкционированные полеты дронов путем подавления сигналов управления ими, повреждения или уничтожения аппаратов и изымать все обнаруженные элементы беспилотных авиационных систем. Как подчеркнул один из авторов документа – заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, законодательное закрепление таких полномочий сделает невозможным предъявление к сотрудникам правоохранительных и силовых органов исков о возмещении имущественного вреда владельцами беспилотных летательных аппаратов.

Напомним, за использование воздушного пространства лицами, не получившими необходимые разрешения, действующим законодательством предусмотрена административная (ч. 2 ст. 11.4 КоАП) и уголовная – если такое использование повлекло причинение вреда здоровью или смерть человека (ст. 271.1 Уголовного кодекса) – ответственность. Однако выявить лицо, управлявшее дроном, не всегда возможно, в том числе по причине отсутствия механизма учета беспилотных воздушных судов массой от 250 г до 30 кг. Норма об обязательности такого учета (п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса; далее – кодекс) действует с 5 июля 2017 года, но порядок его осуществления Правительство РФ до сих пор не утвердило. Подготовленный Минтрансом России проект 2 соответствующего постановления правительства несколько раз корректировался, но и доработанная версия получила отрицательное заключение по результатам проведенной Минэкономразвития России оценки регулирующего воздействия. Поэтому даже примерно определить сроки принятия данного акта пока нельзя. С беспилотными аппаратами тяжелее 30 кг таких проблем не возникает – они подлежат государственной регистрации и внесению в реестр государственных воздушных судов РФ (подп. 1 п. 1 ст. 33 кодекса).

Кроме того, стоит обратить внимание на существующее правило об обязательном страховании ответственности владельцев воздушных судов за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п. 1 ст. 131 кодекса). По словам Вячеслава Алёшина, практика страхования ответственности собственников именно беспилотных летательных аппаратов постепенно формируется. Но для того чтобы она стала повсеместной, нужны все же дополнительные разъяснения Минтранса России о том, для каких дронов страховка обязательна.

1 С текстом законопроекта № 636681-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 Текст проекта постановления Правительства РФ “Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации” размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/12-16/00060129).

Если не зарегистрировать дрон, выпишут штраф до 300 тыс. руб. с 27 октября

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 28 октября 2019. Время чтения 6 мин.

Читать еще:  Возврат денежных средств за телефон, купленный по акции

Ксения Коновалова

По новому закону с 27 октября 2019 г. БПЛА весом более 250 г. подлежат обязательной регистрации в Росавиации. За пилотирование без согласования наложат штраф на владельца – 20–50 тыс. руб. Санкции для юрлиц – 250–300 тыс. руб. или прекращение деятельности до 3 месяцев. Запуск дрона в запрещенных зонах приравнивается к шпионажу с соответствующим наказанием.

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2019 г. №658, вступающее в силу 27 октября 2019 г., определило нормы учета и эксплуатации беспилотных воздушных судов.

Что регистрировать

Согласно закону, БПЛА делятся на три группы:

  1. Менее 250 г.
  2. 250 г – 30 кг.
  3. Свыше 30 кг.

Новые правила не распространяются на аппараты первой категории. Вторые должны быть зарегистрированы по упрощенной схеме. Третьи приравниваются к полноценно пилотируемым летательным средствам и ставятся на учет в соответствующем режиме.

Фото: HeungSoon/ pixabay

Ужесточение правил вызвано стремительно растущим рынком дронов и квадрокоптеров, что требует соблюдения дополнительных мер безопасности и инструментов контроля компетентными органами.

Что делать

Росавиация определила сроки постановки на учет 2 категории БПЛА:

  • купленные, собранные, привезенные на территорию беспилотники регистрируют в течение 10 дней после покупки или ввоза в страну;
  • на оформление аппаратов, приобретенных до 25 мая 2019 г., отводится 30 дней.

Форма заявления в общем доступе на сайте Росавиации. Отправляется в ведомство по почте заказным письмом. Электронные вариации сервиса (портал БВС или сайт Госуслуг) планируется запустить в 2020 г.

Положительное решение принимается при условии:

  • владелец аппарата старше 14 лет, является гражданином РФ или имеет временную регистрацию на проживание;
  • наличия «читаемого» снимка беспилотного воздушного судна;
  • правильно заполненного и подписанного уполномоченным лицом заявления.

Фото обязано быть цветным на однотонном светлом фоне. Все элементы конструкции просматриваются, а сам БПЛ занимает не менее 70% снимка.

В блоке про летательный аппарат указывают тип и серийный номер, максимальную взлетную массу, информацию об изготовителе, а также:

  1. При регистрации физическим лицом прописываются данные паспорта, СНИЛС, номер телефона, место жительства и электронная почта.
  2. Если собственник юридическое лицо – полное наименование, адрес, ОГРН и ИНН.

Владелец нескольких беспилотников одного типа может написать заявление с перечислением всех серийных номеров. Если регистрации подлежат БВС разных видов, оформляется каждый экземпляр.

Иностранцы, пересекающие границу РФ с БПЛА регистрируют их в установленные сроки. Исключением являются спортсмены, участвующие в авиамодельных состязаниях при условии, что в свободное от соревнований время аппарат не будет запускаться в воздушное пространство страны.

А что потом

При положительном решении информация о БПЛА и его владельце заносится в базу Росавиации и хранится в реестре весь срок пользования беспилотником и в течение 10 лет после снятия с регистрации.

Владельцу выдается свидетельство о постановке на учет беспилотного судна и присваивается номер. Последний наносят на плоскую поверхность аппарата до начала полетов.

Количество отметок зависит от массы БВС:

  • до 1,5 кг – 3 раза;
  • от 1,5 кг – 5 раз.

Номер должен быть контрастного с основным тоном беспилотника цвета, не смываться при контакте с водой, оставаться читаемым даже при разрушении.

Регистрация б/у БВС

Сроки оформления распространяются и на БПЛА, купленные с рук. Процедура проходит в два этапа: снятие с учета прежним владельцем, постановка новым.

Фото: Lars_Nissen_Photoart/ pixabay

Бланк заявления отличается от стандартного и заполняется обеими сторонами сделки с указанием:

  • номера БПЛА;
  • данные о новом владельце;
  • причина смены собственника (дарение, купля-продажа) с приложением подтверждения сделки (чек, договор);
  • фактическая дата передачи в пользование.

На основании этой информации Росавиация вносит изменение в реестр. В случае некорректно заполненной формы или отсутствия фото дрона, последует отказ.

Если украли

Окончательная процедура предотвращения регистрации краденных беспилотников еще в разработке. При утере аппарата владельцу необходимо известить ведомство о случившемся по форме, содержащей информацию о номере и причине внесения изменений в учетную запись.

Ответственность

28 октября истекает срок, отведенный владельцам дронов на их оформление. По данным Росавиации уже выдано 1 562 регистрационных знаков, 1 604 находится в обработке, по 31 принято отрицательное решение. При общем количестве беспилотников в России около 50 тыс. статистика говорит о неэффективности системы учета, провоцирующая пользователей совершать нарушения.

Фото: DJI-Agras/ pixabay

Отсутствие регистрации БПЛА не повлечет за собой санкции до того момента, пока дрон не будет запущен в воздух. Последнее является административным правонарушением, регулируемым ч.3 ст.11.4 КоАП РФ и предполагает штрафы при отсутствии согласующих документов на полет:

  • 20-50 тыс. руб. для физлиц;
  • 250-300 тыс. руб. или приостановление деятельности в административном порядке на срок до 90 дней для юрлиц.

Согласование полета с Федеральным агентством воздушного транспорта происходит через заявку в свободной форме, которую подают за 5 дней до запуска. В обязательном порядке она включает в себя план перемещения и разрешение от местного органа самоуправления.

Согласование не потребуется для зарегистрированных беспилотников до 30 кг, совершающих полеты в светлое время суток на высоте до 150 м. Исключением являются ситуации, если аппарат пересекает или находится в особых зонах. Так, планирования вблизи регулируемых аэропортов согласовываются посредством заявления в диспетчерскую службу.

Фото: em4uphotography/ pixabay

В соответствии с правилами эксплуатации, приведенными в Постановлении, владелец БПЛА несет ответственность за безопасное пилотирование как в воздухе, так и вблизи земли. В случае угрозы жизни и здоровья граждан, безопасности объектов инфраструктуры особой важности или спец. назначения, даже при условии имеющегося на руках разрешения, сотрудники правоохранительных органов могут идентифицировать собственника дрона по учетному номера, связаться с ним для изменения траектории или посадки. Если выйти на него не удалось, самостоятельно скорректировать вплоть до принудительного прекращения полета.

Примечание! Владельцам незарегистрированных беспилотников следует помнить, что при обнаружении нарушителя воздушного пространства, силовики вправе не только наложить штрафные санкции, но и сбить БПЛА без предупреждения.

Полеты в запрещенных зонах могут рассматриваться правоохранительными органами как государственная измена или шпионаж и повлечь за собой иные меры наказания.

Анализ нового КоАП касательно полетов БВС

Действующий КоАП Новый КоАП
11.4 Нарушение правил использования воздушного пространства 20.4 Нарушение правил использования воздушного пространства и организации воздушного движения
11.5 Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов 20.5 Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов
*Ранее беспилотники в главе «Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность» не упоминались 39.21 Несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов над отдельными территориями

Рассмотрим каждую статью подробно.

Статья 20.4. (бывшая 11.4.) Нарушение правил использования воздушного пространства и организации воздушного движения

Из описания правонарушений убрали текст «если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния». Суммы штрафов остались прежними.

Пункт 1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил ИВП:

  • граждане — 20-50 т.р.;
  • должностные лица — 100-150 т.р.;
  • ИП — 150-200 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток;
  • юридические лица — 250-300 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток.

Для юрлиц «Административное приостановление деятельности» до 90 суток планируют заменить на «административный запрет деятельности» до 30 суток. 30 суток обусловлены максимальным сроком административного запрета. «Административный запрет» определяется в статье 3.28 нового КоАП.
Серьезное изменение пункта — добавился штраф индивидуальным предпринимателям.

Пункт 2. Нарушение правил ИВП лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по ИВП

  • граждане — 30-50 т.р.
  • должностные лица — 50-100 т.р.
  • ИП — 70-150 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток
  • юридические лица — 300-500 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток
Читать еще:  Мошейники под видам поставщиков как с ними бороться?

Опять же добавился штраф индивидуальным предпринимателям.
Эти два пункта, видимо, отличает то, какое воздушное судно используется при нарушении закона. В некоторых случаях на управление судном необходимо иметь право на ИВП (БВС тяжелее 30 кг, самолеты, вертолеты), в некоторых нет (беспилотники легче 30 кг).
Здесь не ясен принцип формирования суммы штрафа. Должностные лица и ИП платят штрафы больше за нарушения правил ИВП (т.е. п.1 ст. 20.4), а граждане и ЮЛ за нарушения правил ИВП будучи не наделенными правом на осуществление деятельности по ИВП (п.2 ст.20.4).

Статья 20.5. (бывшая 11.5.) Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

В этой статье существенно (от нескольких до нескольких десятков раз) возросли штрафы относительно действующего КоАП. Также изменился текст.

Пункт 1. Нарушение установленных в соответствии с законодательством РФ порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, если эти действия создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью человека

Одно из наиболее существенных изменений в КоАП — если ранее в статье упоминались только случаи причинения вреда здоровью, то теперь сюда относится уже угроза причинения вреда жизни или здоровью. Штрафы серьезные:

  • граждане — 20-30 т.р.
  • должностные лица — 50-100 т.р.
  • ИП — 100-300 т.р.
  • юридические лица — 300-500 т.р.

Как и прежде упоминаются ИП. Каким образом будет определяться угроза причинения вреда жизни и здоровью — не понятно, четких критериев нет. Субъективно, например, полет в опасной близости (где начинается опасная близость?) от человека может окончиться для гражданина штрафом до 30 т.р.

Пункт 2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Существенное увеличение штрафов:

  • граждане — 30-50 т.р. (сейчас до 2,5 т.р.)
  • должностные лица — 100-200 т.р. (сейчас до 20 т.р.)
  • ИП — 200-300 т.р.
  • юридические лица — 400-500 т.р. (сейчас до 100 т.р.)

Традиционно упоминаются ИП.

Пункт 3. Взлет на воздушном судне… а равно управление ВС… не прошедшем государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак

Если находящийся в воздухе БВС не поставлен на учет или на нем нет учетного номера или номер подложный, то пилоту придется заплатить штраф. Размер штрафа 10-20 т.р. В действующем КоАП штраф до 2,5 т.р.

Пункт 6. Допуск к полету воздушного судна…

Пункт скорее всего не касается пилотов БВС — любителей, речь, видимо, об организациях. Ибо допуском занимаются контролирующие пилота органы (ОрВД, начальство, администрация населенного пункта). Вряд ли допуском самого себя может заниматься гражданин. Тем не менее стоит заметить, что штраф за «допуск к управлению воздушным судном… лицом… находящимся в состоянии алкогольного опьянения:

  • граждане — 30-50т.р.
  • должностные лица — 100-150 т.р.
  • ИП — 150-200 т.р.
  • юридические лица — 200-300т.р.

Статья 39.21. Несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов над отдельными территориями

Новая статья в КоАП. Вводит штрафы за полеты над зонами, над которыми ранее было разрешено сбивать беспилотники.

  • граждане — от двух пяти (видимо опечатка, или от 2 или от 5) т.р. до 10 т.р. с конфискацией БВС или без таковой
  • должностные лица — 25-50 т.р.
  • ИП — 50-70 т.р. с конфискацией БВС или без таковой
  • юридические лица — 100-200 т.р. с конфискацией БВС или без таковой

Конфискация БВС — также новинка в КоАП. Ранее такое наказание не применялось. Согласно статье кроме сбитого над указанными в „Законе о предотвращении использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях“ можно будет получить еще и штраф и/или конфискацию БВС.
Как избежать попадания в такие запретные зоны к сожалению не указано, карты с „местами проведения следственных мероприятий“, „мест проведения публичных мероприятий“, „сооружений на коммуникациях“ и проч. как не было так и нет. С учетом того, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 74 в некоторых случаях возможен полет без получения разрешения ИВП и разрешения органов местного самоуправления, летать в определенной степени придется „на удачу“.

Анализ статей действующего КоАП, касающихся полетов беспилотников можно прочитать тут.

Вывод

  1. В КоАП введены существенные штрафы для ИП.
  2. Введен существенный штраф за угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека.
  3. Серьезно увеличены штрафы в пункте 20.5 Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.
  4. За полеты над территориями, указанными в Законе о предотвращении использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях введены существенные штрафы и/или конфискация БВС.

За что оштрафуют владельцев беспилотников

В Росавиации рассказали, что ждёт россиян, которые до 27 октября не успели поставить коптеры на учёт

ФотО: Агентство городских новостей «Москва»

В воскресенье, 27 октября, заканчивается срок, отведённый владельцам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на их регистрацию. Постановке на учёт подлежат отечественные, иностранные и самодельные дроны массой от 0,25 до 30 килограммов. «Парламентская газета» узнала в Росавиации, в каких случаях обладатели беспилотников могут быть оштрафованы.

За что положены штрафы

В сентябре вступило в силу постановление Правительства, обязавшее всех владельцев беспилотников зарегистрировать свои аппараты в Росавиации. На выполнение этого требования им отводился ровно месяц — этот срок истекает в воскресенье, 27 октября.

Ранее СМИ сообщали, что граждане, не поставившие дроны на учёт, будут оштрафованы на крупную сумму. Однако на самом деле в Кодексе об административных правонарушениях такая ответственность не предусмотрена. Зато есть санкции за нарушение Федеральных правил использования воздушного пространства, которые в том числе устанавливают, что, чтобы поднять в небо квадрокоптер, его владелец должен получить у властей разрешение. Именно за отсутствие такого допуска, а не за отсутствие регистрации, положен штраф — для граждан он составит от 20 до 50 тысяч рублей.

Силовиков хотят наделить правом сбивать дроны

Понятно, что неучтённому в Росавиации аппарату «допуск в небо» не дадут. Эту информацию «Парламентской газете» подтвердили в Федеральном агентстве воздушного транспорта: до 27 октября можно было запускать дроны без регистрации и получения разрешения. А с понедельника все полёты придётся согласовывать с властями.

Кто не успел — не опоздал

В Росавиации также рассказали, что делать гражданам, которые не успели в срок поставить БПЛА на учёт. «Если аппарат у вас будет лежать и вы не будете им пользоваться до присвоения регистрационного номера – никаких штрафов за это не предусмотрено», — сообщили «Парламентской газете» в агентстве.

Если же владелец хочет использовать свой дрон в соответствии с законом, то пройти регистрацию всё же придётся. Сделать это можно и после 27 октября. Заявление о постановке своего устройства на учёт нужно отправить по почте в Росавицию. Письма на электронный адрес агентство пока не принимает. Также там работают над созданием специального онлайн-портала для регистрации БПЛА.

В заявлении о постановке беспилотника на учёт нужно указать данные о самом аппарате и об изготовителе, а также контакты и данные владельца. К заявлению следует приложить фотографию дрона. Подробные требования изложены на сайте федеральной службы.

Читать еще:  Недостача со стороны ЧП и правохранительных органов

Несколько однотипных аппаратов можно поставить на учёт по одному заявлению. Если же они разных наименований, то на каждый нужно подать отдельное заявление.

В Росавиации недавно отчитались, что за месяц в агентство поступило свыше трёх тысяч заявлений по учёту квадрокоптеров. Из них 31 заявителю было отказано. Обратите внимание, какие ошибки они допустили: нечитаемые сведения, отсутствие фото беспилотника, отсутствие СНИЛС, отсутствие заявления о постановке на учёт, отсутствие даты рождения владельца аппарата, подписание заявления неуполномоченным лицом.

Если аппарат у вас будет лежать и вы не будете им пользоваться до присвоения регистрационного номера — никаких штрафов за это не предусмотрено.

После рассмотрения документов Росавиация внесёт данные об аппарате в единую базу данных, присвоив ему учётный номер. «Когда получите регистрационный номер и нанесёте его на корпус вашего дрона — можете звонить в зональный центр, они согласуют время и место полётов», — пояснили «Парламентской газете» в ведомстве. Под зональным центром имеется в виду региональный центр Единой системы организации воздушного движения.

В дальнейшем владельцы БПЛА должны обращаться в федеральную службу, если аппарат будет утерян или украден, либо будут изменены его технические данные. Снять его с учёта можно в случае его разрушения, либо по просьбе владельца, но тогда учётный номер станет недействительным, и выполнять полёты с ним будет незаконно.

В поиске компромисса

При этом стоит отметить, что такой порядок вскоре может быть отменён: Минтранс согласовал проект постановления, который позволит запускать бытовые беспилотники без разрешения. В ближайшее время документ внесут в кабинет министров, пишут «Известия».

Предполагается, что послабление будет действовать для полётов не выше 150 метров в светлое время суток, при этом аппарат должен всё время быть в зоне видимости владельца. Исключение составят полёты вблизи аэродромов и мест проведения публичных мероприятий — тут без разрешения не полетаешь. Подчеркнём, что пока эти изменения в проекте, так что если в ближайшие недели вы планируете снять свой город с высоты птичьего полёта — придётся получить разрешение.

Максим Сураев. ФотО: instagram.com/suraevmaxim

«У государства нет задачи просто взять и всё запретить. Есть задача сделать так, чтобы людям было комфортно и безопасно», — сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, лётчик-космонавт РФ Максим Сураев. Он напомнил, что запреты для беспилотников возникли не просто так — уже было много случаев, когда эти устройства опасно сближались или даже врезались в самолёты. Кроме того, есть примеры, когда беспилотники оказываются на службе у террористов или других преступников.

Депутат порадовался, что Правительство нащупало компромисс между требованиями безопасности и запросами простых граждан. «Посмотрим, если люди не будут хулиганить, использовать беспилотники в плохих целях — значит, так и останется всё, гайки никто не будет закручивать», — считает парламентарий.

Сураев также обратил внимание, что беспилотники не так давно вошли в привычную жизнь россиян, а потому регулирование в этой сфере ещё только формируется. «Уверен, со временем всё устоится и придёт в ту форму, которая будет устраивать и государство, и граждан. Здесь ведь есть вопросы и безопасности людей, и авиационной безопасности, и соблюдение права на личную жизнь, и доступа к частной территории и так далее», — заключил он.

Административная ответсвенность за использование БПЛА

Добрый день. Согласно ФЕДЕРАЛЬНЫМ ПРАВИЛАМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пункт 2 статьи 1 “Общие положения” термин “использование воздушного пространства” применим только к тем воздушным судам, перемещение которых может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Я управляю БПЛА (квадрокоптер массой 100 грамм) на высоте не более 5 метров, в пределах Москвы, в местах где я не могу причинить вред здоровью людей, а также нанести материальный ущерб государству и другим гражданам(участок парка, где никого нет). Получается, что в данном случае я не использую воздушное пространство РФ и не могу быть привлечен по статье 11.4 КоаП РФ?

Ответы юристов ( 1 )

УК РФ: Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 07.11.2011 N 304-ФЗ)

1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 304-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)
2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 304-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«аэростат» — летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;

Структура воздушного пространства

7. Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство.
Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон полета 8100 м (эшелон полета 265), который относится к нижнему воздушному пространству.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2011 N 743)
8. Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:
а) зоны и районы (зоны и районы Единой системы, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны);
б) маршруты обслуживания воздушного движения;
в) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов);
г) специальные зоны (зоны отработки техники пилотирования, пилотажные зоны, зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, полетов воздушных судов с переменным профилем и т.д.);
д) маршруты полетов воздушных судов;
е) запретные зоны;
ж) опасные зоны;
з) зоны ограничения полетов;
и) другие элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.

с учетом изложенного ваш игрушечный объект не подпатает под действие указанных статей УК и КОАП РФ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector