Административная ответственность военнослужащего
Garant-agency.ru

Юридический портал

Административная ответственность военнослужащего

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

1. Для правильного применения норм ст. 2.5 необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

1) военнослужащие (упомянутые в ст. 2.5) – это лица, проходящие службу не только в Вооруженных Силах РФ, но и в органах ФСБ России (включая и пограничную службу, входящую в систему ФСБ), МВД России, в Государственной противопожарной службе и иных подразделениях МЧС, в органах Госнаркоконтроля РФ, в железнодорожных войсках, а также в других войсках и воинских формированиях;

2) граждане, призванные на военные сборы, – это лица, которые призваны на поверочные, тренировочные, учебные и т.п. военные сборы в соответствии с ежегодно издаваемым указом Президента РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военных сборов;

3) упомянутые лица несут ответственность согласно дисциплинарным уставам (речь идет не только об общевоинских уставах, но также об уставах, регулирующих вопросы дисциплины в органах, в которых есть воинские формирования, например, МЧС России, ФСБ России. Так, постановлением Правительства РФ от 16.01.95 N 47 утвержден Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности). Однако уставы о дисциплине работников других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395) в ст. 2.5 не имеются в виду.

2. Административной ответственности за совершенные правонарушения также подлежат должностные лица и иные сотрудники:

1) органов внутренних дел (в т.ч. милиции общественной безопасности, ГИБДД, следственного аппарата, иных служб МВД России). Они несут ответственность по Закону о милиции, а также другим актам, примером может служить Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, утв. приказом МВД России от 18.01.93 N 17;

2) Госнаркоконтроля России (они несут ответственность по Закону N 86, а также Положению о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 06.06.2003, и другим актам, регулирующим службу в органах Госнаркоконтроля);

3) органов уголовно-исполнительной системы (они несут ответственность по УИК, а также иным актам, регулирующим службу в этих органах, например, Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы наказания, утв. приказом Минюста России от 06.06.05 N 76 (в ред. от 29.07.09);

4) таможенных органов (они несут административную ответственность по Таможенному кодексу, а также иным нормативным правовым актам, регулирующим службу в этих органах, например, по Федеральному закону N 114 от 21.07.97 “О службе в таможенных органах РФ”, Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.11.98 N 1396).

3. Указанные должностные лица (другие сотрудники) до 01.01.07 должны были нести административную ответственность на общих основаниях:

1) за нарушение законодательства о выборах и референдумах (см. об этом коммент. к ст. 5.1-5.26);

2) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, например Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (см. об этом коммент. к ст. 6.1-6.19);

3) за нарушение правил дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 12.1-12.36);

4) за нарушение законодательства, устанавливающего требования к пожарной безопасности, например Закона о пожарной безопасности (см. об этом коммент. к ст. 20.4);

5) за нарушение законодательства об охране окружающей среды, например Закона об охране окружающей среды (см. об этом коммент. к ст. 8.1-8.40);

6) за нарушение таможенных правил, пограничного режима и правил режима Государственной границы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 16.1-16.22, 18.1-18.14);

7) за нарушение законодательства в области налогов, сборов, финансов, например норм НК, БК (см. об этом коммент. к ст. 15.1-15.26);

8) за невыполнение законных требований (соответствующих Закону о прокуратуре, УПК, Закону о милиции, Закону об ОРД, Закону о ФСБ и др.) прокурора, следователя, лица, производящего дознание;

9) за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 23.1-23.61).

Иначе говоря, в отношении перечисленных действий (бездействия) до 01.01.07 необходимо было исходить из норм самого КоАП, законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а не из нормативных правовых актов (регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Госнаркоконтроля РФ, таможенных органах), например не из положений Закона о милиции, Закона о ФСБ.

В то же время в изъятие из общих правил ст. 3.2, 3.3 (см. коммент. к ним) к упомянутым лицам до 01.01.07 не могли быть применены такие административные наказания, как:

административный штраф (см. об этом коммент. к ст. 3.5);

административный арест (см. об этом коммент. к ст. 3.9).

Однако административный штраф не мог быть применен лишь к военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву.

4. После 01.01.07 (в связи с вступлением в силу изменений внесенных в ст. 2.5 Законом N 203 от 04.12.06) указанные выше лица несут:

1) административную ответственность на общих основаниях – за административные правонарушения исчерпывающим образом перечисленные в части 2 ст. 2.5. Расширительному толкованию этот перечень – не подлежит. При этом и к указанным лицам с 01.01.07 может быть применено такое наказание как административный арест. Административный штраф не может применяться с 01.01.07 к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования (до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). См. также коммент. к ст. 3.4; 3.9 КоАП.

2) дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами регулирующими деятельность органов, перечисленных в части 1 ст. 2.5.

5. После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 218 от 24.07.07 (в этой части он вступил в силу с 01.10.07) указанные в ст. 2.5 лица на общих основаниях несут административную ответственность лишь в случаях исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 (а именно за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.1-5.26; ст. 5.45-5.52; 5.56; ст. 6.3; ст. 7.29-7.32; ст. 8.1-8.40; ст. 11.6, ст. 20.4 (в части нарушения противопожарных правил вне места службы, или сборов) ст. 12.1-12.37; ст. 15.1-16.23;. ст. 17.7; ст. 18.4; ст. 19.5.7; ст. 19.7.2 (см. коммент. к ним). И в дальнейшем этот перечень может изменяться (но только путем внесения поправок в КоАП!), поэтому изменения следует отслеживать. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 160 от 17.07.09 N 160 – положения ч. 2 ст. 2.5 распространены также на должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков (за непредставление ими сведений о заключении госконтракта и совершение иных правонарушений, указанных в ст. 19.7.4 КоАП, см. комментарий к ней). О судебной практике см. “Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 г.” (утв. пост. Президиума ВС РФ от 28.05.08).

6. Для правильного применения норм ст. 2.5 см. также коммент.:

1) к ст. 2.4 (о понятии должностного лица для целей КоАП);

2) к ст. 4.1 (об общих правилах назначения административного наказания);

3) к ст. 4.2, 4.3 (об обстоятельствах, отягчающих и смягчающих административную ответственность);

4) к ст. 4.4 (об административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений).

Виды административной ответственности военнослужащих

Статус военнослужащих отличается от совокупности прав, обязанностей и правового положения обычных граждан. Среди видов ответственности военнослужащих, административная ответственность оговаривается законом отдельно. Особенности устанавливаются статьей Кодекса об административных правонарушениях (ст.2.5 КоАП). По единому правилу служащие Родине несут дисциплинарную ответственность, и лишь по некоторым составам привлекаются к административной на общих основаниях.

Особенности административной ответственности военнослужащих

Ответственность включается в понятие административно-правового статуса военнослужащего наряду с такими положениями, как права, обязанности, гарантии и ограничения. По сравнению с государственными служащими и лицами, работающими по трудовому договору, статус военнослужащих имеет существенные различия в части объема прав и обязанностей. Отличается и ответственность.

Особенности административной ответственности военных устанавливаются отдельно. Ст.2.5 КоАП определяет, что они не привлекаются наравне с гражданским населением, только это не означает, что форма дает иммунитет, наоборот, вместо административной ответственности военные привлекаются к дисциплинарной.

Часть 2 указанной статьи предусматривает составы правонарушений, по которым наступают последствия, установленные Кодексом. Другими словами, за некоторые нарушения военнослужащие наказываются в таком же порядке, что и гражданское население.

Правила распространяются не только на контрактников и офицеров, но и на лиц, находящихся на сборах.

Арест и исправительные работы не могут назначаться в качестве наказания для рассматриваемой категории граждан.

Читать еще:  Как получить командировочные со службы по контракту?

Административное производство предполагает наказание без протокола, к примеру, предупреждение. Однако в случае с военнослужащим оно применяться не может, даже при отсутствии возражений со стороны последнего.

Закон не предусматривает обязанность должностного лица выяснять статус привлекаемого к ответственности. Нет и норм, обязывающих военного предъявлять удостоверение, однако, умолчание может быть рассмотрено как злоупотребление.

Подробно о строгом выговоре военнослужащему читайте в этой статье.

Виды административной ответственности

Административная ответственность военнослужащих ограничена теми статьями и главами, прямо указанными в Кодексе. Среди составов, за которые наступает административная, а не дисциплинарная ответственность, указывается:

  • Нарушение прав граждан, предусмотренное некоторыми статьями главы 5. В основном оно касается порядка проведения выборов, референдума, работы избирательной комиссии, формирования документов и иных действий, связанных с правом выбирать.
  • Нарушение законов в области благополучия граждан, включая санитарно-эпидемиологическое (глава 6). В указанной главе возможно привлечение только по одной статье 6.3 — невыполнение санитарных правил, нормативов по гигиене и иных мероприятий.
  • Нарушение правовых норм в сфере охраны собственности (глава 7). Этот раздел обширен, однако, военнослужащих касаются только статьи, предусматривающие наказание за несоблюдение законодательства в сфере государственных закупок и контрактов, подготовки специальных документов.
  • Несоблюдение требований законов, охраняющих природу и определяющих порядок природопользования (глава 8). Этот раздел применяется к лицам в форме в полном объеме: ответственность наступает по всем статьям, включенным в него.
  • Невыполнение правил, установленных в области пожарной безопасности, но при условии, что они были замечены вне места несения службы или сборов. В главе 11 применяется только одна статья 11.16.
  • Нарушение правил дорожного движения. Статьи, включенные в главу 12, применяются в полном объеме.
  • Несоблюдение правовых норм, регулирующих ведение предпринимательской деятельности в части ограничения конкуренции. К военнослужащим применяется всего лишь 2 статьи.
  • Нарушение законодательства о налогах и сборах, правил страхования и обращения с ценными бумагами: глава 15 применяется в полном объеме.
  • Статьи за нарушения в области таможенного законодательства также применяются полностью (глава 16).
  • За некие посягательства на институты госвласти устанавливается общая ответственность: игнорирование судейского распоряжения, неисполнение требований прокурора и некоторые другие, касающиеся деятельности судов и судебных приставов (гл.17).
  • За некоторые административные правонарушения в области защиты границы, в частности, касающиеся нарушения ее режима, правил пересечения, поведения в территориальном море и другие, устанавливается общая ответственность.
  • Нарушение правил, определенных в части порядка управления. В главе 19 применению подлежат некоторые из статей: невыполнение решений ФАС и иных органов.
  • Нарушения общественного порядка в части несоблюдения правил пожарной безопасности вне места службы или сборов, и уклонения от несения наказания (глава 20).

Дела, по которым предусмотрено судебное разбирательство, к примеру, когда они касаются лишения права управления автомобилем, передаются на рассмотрение не в гражданский суд, а в гарнизонный.

По иным, не указанным составам, назначаются меры дисциплинарной ответственности.

Подробно об уголовной ответственности военнослужащих мы рассказывали в этой статье.

Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечение военнослужащих и лиц, призванных на сборы, к административной ответственности реализуется в особом порядке.

Однако есть отдельные общие основания, которые стоит принять во внимание, поскольку от них зависит наличие возможности привлечения. Любая ответственность предполагает существование 4-х основных компонентов:

  • действие или бездействие, образующее объективную сторону, и за их совершение предусмотрена ответственность;
  • лицо, совершившее или не осуществившее действие;
  • нарушенная правовая норма;
  • отношение лица к совершенному нарушению. Наказание наступает и за умысел, и за неосторожность. Разница лишь в том, что первый предполагает осознанное желание наступления определенных последствий, а вторая — допущение или надежду на предотвращение.

Их совокупность образует состав, при наличии которого на виновника налагаются санкции. Общий порядок действий при выявлении нарушения таков:

  • составление протокола;
  • прекращение дела;
  • передача материалов в часть;
  • расследование внутри части;
  • изучение материалов дела;
  • назначение наказания.

При выявлении административных проступков должностные лица и органы, ответственные за контроль соблюдения законодательства, сообщают об этом командованию части. Чаще всего ведомством, докладывающим о нарушении, является полиция. Вообще за каждую группу нарушений, предусмотренных КоАП, отвечают отдельные органы, которые выявляют факты несоблюдения законодательства, и составляют протокол.

Задерживать военнослужащего, даже если он совершил административное правонарушение, нельзя. Он передается в военную комендатуру, где удерживается до выяснения причин. Также нельзя подвергнуть выдворению иностранца из страны, если он служит в вооруженных силах.

Составленный административный протокол на военнослужащего передается в часть в течение суток с даты его составления, после чего должностные лица части проводят свое расследование. В него включается получение объяснений в письменной форме (рапорт) с подробным изложением мотивов и причин проступка. Рапорт рассматривает комиссия, которая выносит решение в форме протокола. Окончательный документ, устанавливающий вину — приказ командира. В нем указываются меры воздействия, которые следует предпринять по отношению к провинившемуся военному.

Привлечь к ответственности солдат, проходящих срочную службу, допустимо. Ограничения лишь действуют в части выбора наказания. К ним не применяются такие санкции, как штрафы и иные материальные взыскания. Они подлежат замене на наряды, запреты на увольнение из расположения воинской части. Максимальное наказание — перевод в специальную дисциплинарную воинскую часть на основании приговора военного суда.

Подробно о том, что такое военная комендатура, мы рассказывали в этой статье.

Последствия для дальнейшей службы

Последствия определяются тяжестью совершенного правонарушения. Перечень взысканий обозначен уставом, и носит закрытый характер. Общие виды наказаний сформулированы следующим образом:

  • выговор, включая строгий;
  • лишение права на увольнение или схода с корабля;
  • лишение знака отличника;
  • предупреждение об НСС (неполное соответствие служебным требованиям);
  • понижение по должности;
  • увольнение до истечения срока контракта в связи с невыполнением его условий;
  • отчисление из ВУЗа или со сборов;
  • арест.

Также п. 1 ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует, что военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Устав подробно описывает права командиров в отношении групп военнослужащих, имеющих определенные звания, в части наложения взыскания, а также перечисляет возможные виды наказаний, которые могут быть применены.

Как защитить свои права

Лицу, в отношении которого ведется расследование, предоставляются обширные права по своей защите. П.48 главы 3 Дисциплинарного устава предполагает возможность применения следующих правовых инструментов для защиты своих прав:

  • объяснение;
  • представление собственных доказательств;
  • обращение за правовой помощью к защитнику (но только с момента принятия к рассмотрению судьей дела о грубом проступке);
  • ознакомление с материалами, включенными в состав дела;
  • подача жалобы на решения и действия командования;
  • принятие участия в судебном рассмотрении дела.

Кроме указанных стоит отметить такой инструмент, как консультирование с юристами и адвокатами по вопросам привлечения к ответственности.

К способам защиты относится и возможность обжалования принятого решения. Варианта два: подать жалобу вышестоящему начальнику или представить заявление в гарнизонный суд. Срок обжалования — один месяц.

Срок давности составляет один год. Это означает, что по прошествии указанного промежутка с момента совершения правонарушения наказать военнообязанного не получится. В этот же срок приводится в действие исполнение наказания. Если оно не начато в обозначенный период, то уже не исполняется.

Административная ответственность военнослужащих

Надзор в сфере соблюдения прав граждан и юридических лиц

    Юридические услуги / Полезная информация / Военные дела / Административная ответственность военнослужащих

Наши преимущества, или почему выбирают именно нас

Бесплатная юридическая консультация

Выиграем дело в суде или вернем деньги

Взыщем с виновника
более 100 000
судебных расходов

Прием и государственный надзор осуществляют

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административные правонарушения военнослужащих

  • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
  • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
  • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
  • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
  • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).
Читать еще:  Полагается ли материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы?

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Статья 2.5. КоАП РФ. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Ст 2.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 – 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 – 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 – 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Комментарий к статье 2.5. КоАП РФ:

1. Комментируемая статья предусматривает специальную ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту либо пребывающих в запасе граждан, призванных на военные сборы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (с изм. и доп.) военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (с изм. и доп.) военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495.

2. Настоящий Кодекс также конкретно перечисляет категории лиц, привлекаемых к ответственности в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в ряде государственных органов. К их числу отнесены сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов и исключены работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации.

Положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. (с изм.), предусматривает перечень взысканий, налагаемых на сотрудников этих органов за нарушения служебной дисциплины. Данное Положение распространено Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ (с изм.) на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, на лиц, вновь поступающих на указанную службу (ст. 21), а в последующем распространено также на лиц, переходящих из органов внутренних дел в Государственную противопожарную службу, и лиц, вновь поступающих на эту службу. Порядок и условия прохождения службы работников уголовно-исполнительной системы регламентируются также в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (с изм. и доп.) и с УИК РФ.

Читать еще:  Как вернуть деньги за косметические процедуры, которыми не воспользовалась?

На сотрудников таможенных органов за нарушения служебной дисциплины налагаются дисциплинарные взыскания в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. “О службе в таможенных органах Российской Федерации” (с изм. и доп.).

3. Данной статьей значительно расширен круг правонарушений, за совершение которых лица, подпадающие под действие дисциплинарных уставов или положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих с другими гражданами основаниях. В перечень таких правонарушений включены нарушения законодательства о выборах и референдумах, законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдения пожарной безопасности вне места службы, административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, некоторые другие правонарушения. К лицам, совершившим перечисленные правонарушения, могут быть применены меры административного наказания, предусмотренные Кодексом (за некоторыми исключениями – в виде административного ареста, несовместимого с несением военной службы, и штрафа, не применяемого к военнослужащим, проходящим службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). Предусмотрена возможность лишения военнослужащих водительских прав за нарушения Правил дорожного движения.

Административная ответственность военнослужащих

5 минут Автор: Елена Павлова Елена Иванова 25

Будучи военным, гражданин отличается от обычных граждан. Статус военнослужащего во многом предопределяет обособленность прав и обязанностей человека, причисленного к нему. Это отличие во многом предусмотрено законодательными нормами. Административная ответственность военнослужащих также имеет отдельную форму, которая закреплена в статье 2.5 КоАП. Согласно нормативам, лица, несущие службу, наделены дисциплинарной ответственностью и только по некоторым прецедентам привлекаются на общих основаниях к админвзысканию.

Что такое административная ответственность военнослужащих

Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.

К ним можно причислить такие деяния:

  • Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
  • Нарушение свобод других граждан.
  • Противоправные действия.
  • Притязания к установленному управленческому порядку.
  • Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.

И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.

Военные лица несут ответственность на основании действующего Дисциплинарного устава ВС РФ, согласно которому общие правила касаются служащего в ВС только при совершении таких проступков:

  • нарушение свода правил ДД;
  • несоблюдение таможенных требований и существующих правил прохождения контроля на ГГ;
  • совершение контрабандных деяний;
  • несоблюдение закона о выборах;
  • нарушение Налогового кодекса;
  • игнорирование выполнения требований госструктур, выполняющих расследования по админнарушению.

За допущение перечисленных действий лицо, находящееся на действующей службе во ВС, может быть наказано следующим образом:

  • Получить предупреждение.
  • Лицо, не проходящее службу по призыву, может быть оштрафовано.
  • Выполнена конфискация орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение.
  • Совершено выдворение особы за пределы страны. Это касается лиц, которые имеют гражданство иностранного государства или апартидов.
  • Лишено специального права и статуса военного.

Иные виды санкций к служащим во ВС РФ применены не будут, поскольку законодательством закреплен именно такой порядок воздействия.

Как оформляется правонарушение

В случае фиксирования факта совершения злодеяния человеку в форме ВС, который попадает под ДУ, оформленные материалы передаются его командованию для применения к нему мер согласно воинскому уставу. Такой порядок свершения правосудия можно отнести к особенности административной ответственности военнослужащих.

Следует знать, что особа, которая совершила проступок, правомочна на такие действия:

  • представить свои объяснения, относящиеся к делу;
  • предъявить замечания по содержанию протокола;
  • в случае отказа от подписания составленного протокола изложить мотивы своих деяний.

В свою очередь уполномоченным для составления протокола лицом обязательно выполнение следующей процедуры в отношении к военнослужащему – нарушителю:

  • При составлении протокола предоставлены разъяснения его прав.
  • Не препятствовать знакомиться с материалами дела.
  • Предоставить возможность для объяснения и предъявления доказательства.
  • При рассмотрении разрешить пользоваться помощью адвоката.
  • Дать возможность обжаловать постановление по делу.

В статье 28.3 КоАП обозначен перечень должностных лиц, которые правомочны составлять протоколы об админправонарушениях.

Не следует рассматривать невозможность напрямую применить к солдатам таких мер, как лишение удостоверения водителя, присуждение штрафа или других порицаний.

В случае несогласия военнослужащего с вынесенным по отношению к нему вердикту он имеет право обжаловать его в зависимости от степени вины и способа наказания к:

  • вышестоящему руководству;
  • в военный суд.

При этом порядок обжалования регламентируется законодательством. Так, срок, отводимый для обжалования, составляет 30 дней со дня оформления протокольного документа. При этом гарнизонному суду предоставляется 10 дней для его рассмотрения. Такие дела проходят с участием всех сторон конфликта, которые должны быть опрошены судом.

Особенности

Получая статус военнослужащего, человек вместе с ним обретает иные права, а также и обязательства по сравнению с госслужащими и работающими по обычному трудовому договору людьми. Эти обязанности намного объёмнее, чем у обычного человека.

К особенности админответственности военных относится дистанцирование наказаний от обычного порицания. Установлено оно отдельно, и по статье 2.5 КоАП определено, что привлечение военных наравне с гражданскими лицами невозможно.

Это норма не означает, что служебный мундир дает иммунитет. Наоборот, к военным применяются более жёсткие меры дисциплинарного притязания.

Правила законодательства распространяются на таких особ:

  • Контрактников и кадровых офицеров.
  • Лиц, проходящих срочную службу.
  • Особ, находящихся на сборах.

Для обозначенной категории граждан арест и исправительные работы в качестве наказания рассмотрены быть не могут.

Админпроизводство представляет собой наказание без протокола. К этому можно отнести вынесение предупреждения. Но в случае с воинами ВС РФ оно не применимо, даже при отсутствии возражений с их стороны. Правовой казус в этом случае выражен тем, что законодательством не предусмотрена обязанность должностного лица выяснять статус нарушителя. Но также нет и норм, которые обязывают виновного предъявлять удостоверение, что в свою очередь может быть рассмотрено как злоупотребление.

В действовавшей до 2007 года редакции КоАП РФ к причисленным к статусу ВС не могли быть применены наказания в виде общественного ареста. А к призванным на срочную службу – админштрафы.

В 2007 г. был принят ФЗ№203 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих». На основании этого норматива действуют такие ограничения по применению административных взысканий:

  • Админштраф не может быть применён к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, находящимся на срочной службе. Также это касается курсантов ВО профучреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Офицеров, призванных на воинскую службу, а также лиц, командированных на общие сборы, такое правило не касается.
  • Админарест не может быть применен к лицам, находящимся на военных сборах, с заменой его дисциплинарным арестом.
  • К военнослужащим –иностранцам административное выдворение не применимо.

Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего

Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

Этими обстоятельствами являются:

  • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
  • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
  • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
  • При участии в преступлении группы лиц.
  • Если события происходили в условиях ЧС.
  • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).

Освобождение от административной ответственности

Законом предусмотрены прецеденты, которые влияют на освобождение служащего в ВС РФ от наказания.

Не подлежит к админответственности лицо, несмотря на совершение проступка, если:

  • Действие вызвано крайней необходимостью, во избежание нанесения опасности государственному или общественному порядку.
  • Деяние происходило для самообороны, в разумных пределах.
  • Доказана невменяемость лица, допустившего нарушение.

При малозначительности совершенного админнарушения уполномоченное лицо может освободить нарушителя от админответственности с ограничением лишь устного замечания. В этом случае и к дисциплинарной ответственности военного не привлекают.

Применение законодательства распространяется на всех особ со статусом ВС РФ, независимо от должности и звания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector