Как получить от полиции уведомление о результате доследственной проверки?
Доследственная проверка
- Чему в ходе доследственной проверки любой следователь должен уделять внимание 7
- Предварительное расследование и доследственная проверка это одно и тоже?
- Можно ли заявлять ходатайства на стадии доследственной проверки?
- Каков срок проведения доследственной проверки?
- Может ли срок доследственной проверки длиться полгода: Уголовного дела нет.
- Публикации
- Экспертиза доследственная проверка
- Как ознакомится с материалами доследствен проверки
1.1. Ирина.
Нет, следователь ОМВД не вправе проводить доследственную проверку в отношении сотрудника ОМВД. Обратитесь с жалобой в прокуратуру или службу УСБ.
1.2. Нет, такую проверку проводят оперативные сотрудники УСБ и следователи Следственного комитета РФ.
2. Чему в ходе доследственной проверки любой следователь должен уделять внимание 7
2.1. Андрей Борисович, следователь должен уделять внимание всему. Главное, чтобы действия лиц были правильно квалифицированы.
3. Предварительное расследование и доследственная проверка это одно и тоже?
3.1. Нет, это не одно и то же.
3.2. Разумеется, нет. Доследственная проверка проводится в порядке статьи 144 УПК РФ, по ее результатам уже принимается одно из решений, предусмотренных статьей 145 УПК РФ (о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче материала по подследственности). Таким образом, доследственная проверка проводится в отсутствие возбужденного уголовного дела. Тогда как предварительное расследование проводится уже после возбуждения уголовного дела, в целях расследования данного дела, в двух формах – дознание и предварительное следствие (разграничение – см. статью 150 УПК РФ). Таким образом, доследственная проверка проводится до возбуждения уголовного дела, предварительное расследование – после его возбуждения. Такие дела.
4. Можно ли заявлять ходатайства на стадии доследственной проверки?
4.1. На стадии доследственной проверки не предусмотрена возмжность официально заявить ходатайство. Это возможно только после возбуждения уголовного дела.
4.2. в вашем случае если вы потерпевший либо подозреваемый-обвиняемый по делу, вы вправе заявлять ходатайства на стадии доследственной проверки!
“Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации” от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
УПК РФ Статья 120. Заявление ходатайства
1. Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное – заносится в протокол следственного действия или судебного заседания.
2. Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство.
5. Каков срок проведения доследственной проверки?
5.1. Срок доследственной проверки трое суток с момента поступления заявления (сообщения) о совершении преступления! Этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем СО или руководителем органа дознания! Срок по ходатайству следователя может быть продлен до 1 месяца руководителм СО, а по ходатайству дознавателя – прокурором! По результатам проверки по ее окончанию заявителю сообщается о принятом решении, т.е. высылается постановление о возбуждении УД или отказе в возбуждении УД либо о передаче сообщения по подследственности в другой орган следствия или дознания. Это все изложено в статьях 144-151 УПК РФ! Спасибо за вопрос!
6. Может ли срок доследственной проверки длиться полгода: Уголовного дела нет.
6.1. На практике очень часто бывает, что правоохранительные органы не укладываются в сроки, установленные законом. При этом, чтобы увеличить сроки проверки, принимают промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а потом отменяют его и возобновляют проверку, тем самым фактически продлевая сроки.
7. Смена адвоката при проведения доследственной проверке.
7.1. ЭТО ваше ПРАВО. Идете к следаку с новым адвокатом, пишите заявление об отказе от старого
Удачи ВАМ! Всегда рады помочь
7.2. Вы имеете полное право отказаться от адвоката а также его предоставить средство для защиты своих прав другого адвоката. Хорошего приятного вечера.
7.3. Сменить защитника, это право любого участника проверки.
Закдчите соглашение с новым защитником, он вступит в дело представив свой ордер.
Об отводе первого напишите и подайте заявление.
8. По ч.1 ст. 213 УК РФ проводится доследственная проверка?
8.1. По ч.1 ст. 213 УК РФ проводится доследственная проверка?Доследственная проверка проводится по любой ст. УК, в соответствии со ст.ст. 144, 145 УПК РФ.
8.2. Хулиганство квалифицируется как грубое нарушение общественного порядка. В отношении лица подозреваемого в данном преступлении должна проводиться до следственная проверка.
8.3. Эта статья квалифицируется как грубое нарушение общественного порядка. В отношении лица подозреваемого в данном преступлении должна проводиться доследственная проверка.
9. Возможно ли опросить свидетеля в рамках доследственной проверки через скайп, вибер?
9.1. Нет!
В УПК РФ такой опрос не предусмотрен!
9.2. можно только побеседовать предварительно, подпись же через скайп не возьмешь, поэтому нечего будет приобщать к материалам проверки
10. Может ли доследственная проверка по мошенничеству в кредитовании длиться 3 года?
10.1. Бывает и не такое
11. Установлен ли срок для проведения доследственной проверки?
11.1. Нина! Да, установлен. До 30 суток.
12. Что такое материал доследственной проверки? Желательно по простому обьясните.
12.1. Это материалы на основании которых решается возбуждать уголовное дело или нет
13.1. Какой у Вас процессульный статус? Если Вы заявитель, то ознакомится можете. Если Вы лицо, в отношении которого идёт проверка, то не можете.
14.1. Напишите жалобу в следственный комитет.
15.1. Никакой серьезной ответственности не будет и не стоит беспокоиться.
16.1. Общие требования к подачи жалобы содержатся в Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее – ФЗ № 210)
Ограничений при подаче жалобы на одновременно на прокурора и на дознавателя в законодательстве нету.
17.1. Можете конечно это ваше право.
17.2. Волокита – это либо бездействие, либо действия по затягиванию каких-либо сроков. Статья 125 УПК РФ предусматривает право обжалования в суд действий как следователей, так и прокуроров.
18.1. Александр, вы бы сначала обозначили свой статус по данному делу.
19.1. Статья 151. Подследственность
1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.
2. Предварительное следствие производится:
1) следователями Следственного комитета Российской Федерации – по уголовным делам:
в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.07.2016 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20.1. Это ваши домыслы следователь на имеет права этого делать это просто слухи.
21.1. Александр, ваш гражданско-правовой спор разрешен судом по существу, состава уголовного преступления нет, другое дело, что вы не приняли обеспечительных мер по аресту имущества вашего должника, на которое могло быть обращено взыскание. В возобновлении доследственной проверки вам откажут, кроме того, не стоит пытаться использовать следствие в качестве психологической дубинки.
22.1. Сообщите, что у Вас нет оснований доверять, что он из полиции и попросите дать отдельное поручение Вашему местному ОВД о допросе Вас по месту жительства. У меня в Ставрополе есть знакомые в полиции, но нет соглашения с Вами о Вашей защите, поэтому ничем не могу помочь. Вы имеете право договориться за плату с любым адвокатом сайта о помощи – написав ему на электронную почту. Только дешевых не берите. И с юристами не договаривайтесь, так как они не имеют права по уголовным делам участвовать. Номера почт, способы оплаты и иные сведения об адвокатах есть в каждой анкете.
22.2. Сомневаюсь что это вообще полиция, это скорей всего колеекторы пугают так.
23.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, и что что его не было по почте? Обязаны явиться для дачи показаний и по СМС сообщению.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
23.2. Номер +79961308341 относится к оператору ООО “Скартел”, регион номера: Свердловская обл., скорее всего местные коллекторы пытаются вас развести на оплату по какому нибудь кредиту, сейчас часто приходят и повестки левые и звонки и смс! Зная кредитора вы можете написать ему отказ от взаимодействия и отозвать свои персональные данные!
24.1. Александр, здравствуйте!
Если Вы заявитель, то Вы можете в силу ст. 144 УПК РФ, а также ст. 24 Конституции РФ ознакомиться с материалами проверки.
Другой вопрос в том, что не прошел ли срок давности привлечения к уголовной ответственности. В каждом конкретном случае нужно анализировать материалы, чтобы определить конкретный состав преступления.
С уважением,
юрист Дмитрий Квон.
25.1. Прокуратура уже лет 20 не возбуждает уголовные дела и не проводит доследственных проверок.
25.2. Возможно вы не верно изложили обстоятельства или не понимаете диспозицию уголовных статей по которым хотите что привлекли истиц.
Для того что бы что то советовать, необходимо знать ваши обстоятельства дела, знакомится со всеми процессуальными документами.
Для того, что бы вам оказать более подробную консультацию и квалифицированную помощь в этой ситуации, Вам необходимо обратится в личные сообщения, или по телефонам, указанным на личной странице юриста. Всего вам наилучшего.
Так же присоединись в мнению коллеги, что прокуратура проводит проверку законности вынесенных постановлений.
26.1. В примечании №2 к ст. 158 (это в одном разделе с ст. 159) определена сумма с которой наступает уголовная ответственность, она равняется 5000 рублей. Уголовной ответственности продавец не подлежит, а если вернет деньги, то можете написать, что претензий не имеете, договорные обязательства выполнены. Вы вроде этот вопрос уже задавали.
27.1. Забрать заявление не получится, однако можете написать написать заявление о погашении вам задолженности и об отсутствии к нему претензий.
28.1. Вы сможете без последствий для себя написать еще заявление о том, что претензий не имеете, так как договорные обязательства выполнены. Подобного рода заявления не забираются.
29.1. Уголовно-процессуальным законодательством это не предусмотрено.
С уважением. Касаткин. А. Н.
30.1. Идете в полицию, пишите заявление на ознакомление с материалами проверки. Начальник ОП ставит визу и вы можете ознакомиться, но обязательно пропишите – фото и видео съемка.
Доследственная проверка: порядок проведения
До того как будет принято решение о возбуждении либо отказе в начале производства по уголовному делу, согласно требованиям статей 144-145 УПК, правоохранительными органами выполняется доследственная проверка заявления или сообщения о преступлении. Это необходимо, чтобы выявить, присутствует ли действительно состав правонарушения. Далее рассмотрим подробнее, каков порядок доследственной проверки.
Общие сведения
Проведение доследственной проверки считается крайне важной стадией уголовного процесса. С этого этапа фактически начинается вся деятельность правоохранительной структуры по обнаружению, пресечению и предупреждению преступлений. Эта стадия связана с требованиями ФЗ, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.
Задачи
Доследственная проверка, сроки которой ограничены тремя, десятью и тридцатью днями, выполняется правоохранительными органами для выявления признаков правонарушения или отсутствия состава преступления. На данной стадии осуществляется опрос свидетелей. Материал доследственной проверки (протоколы, документы и прочие бумаги), согласно УПК, процессуально не являются доказательствами. Тем не менее впоследствии он станет неотъемлемым элементом уголовного дела. Доследственная проверка позволяет установить взаимосвязь между действиями лица и последствиями, наступившими в их результате.
Основные требования
Доследственная проверка осуществляется согласно правилам, изложенным в ст. 144 УПК. В ходе мероприятия орган дознания, дознаватель, руководитель уполномоченного отдела должны принять и установить достоверность сообщения о готовящемся либо уже совершенном правонарушении. Решение о дальнейших действиях должно быть принято в течение 72 часов с того момента, как поступило заявление.
Основания
Доследственная проверка осуществляется по:
- Явке с повинной.
- Сообщению или заявлению о правонарушении.
- Результатам проведения какого-либо иного мероприятия, предусмотренного законодательством.
По завершении доследственной проверки выносится одно из следующих решений:
- Возбудить уголовное дело.
- Направить сообщение по подследственности.
- Отказать в начале производства.
Полномочия сотрудников
В ходе мероприятий должностные лица имеют право на:
- Ознакомление с материалами доследственной проверки.
- Истребование образцов для осуществления сравнительного исследования.
- Назначение судебной экспертизы.
- Получение заключения исследований.
- Самостоятельное проведение осмотра места событий, документов и предметов.
- Привлечение к расследованию узкопрофильных специалистов.
- Поручение органу дознания осуществление оперативно-розыскных мероприятий.
Права лиц
Все, кто участвует в производстве процессуальных мероприятий, имеют определенные юридические возможности. В частности, они могут реализовать свои права в той области, где могут затрагиваться их интересы. Это касается возможности воспользоваться адвокатской помощью, отказаться свидетельствовать против родственников или себя. Участники мероприятий могут также обжаловать поведение (бездействие либо действие) следователя, органов дознания и прочих уполномоченных лиц. Это право установлено гл. 16 УПК.
Обязанности участников
По ст. 161 УПК все лица, привлеченные к доследственной проверке, предупреждаются о неразглашении сведений производства. После того как будет принято сообщение, при наличии необходимости обеспечивается безопасность участников. Защита свидетелей и прочих лиц осуществляется по установленным правилам.
Дополнительные мероприятия
Все данные, полученные в ходе проверки, могут использоваться в качестве доказательства при соблюдении условий, предписанных в ст. 89 и 75 УПК. В случае поступления от защиты или потерпевшего ходатайства об осуществлении дополнительных мероприятий или повторной экспертизы, оно должно быть удовлетворено даже после возбуждения производства.
Сообщения СМИ
Такие заявления проверяются по поручению прокурора органом дознания. По первому требованию редакция СМИ обязана предоставить все имеющиеся у нее данные, если источник не предоставил сведения на условиях анонимности. Могут быть истребованы материалы, документы, фотографии, информация о лице, сообщившем о преступлении.
Принятие сообщения
При подаче заявления лицо получает соответствующий документ. В нем проставляется время и дата, а также сведения о лице, которое приняло сообщение. Согласно ст. 125 и 124 УПК, при отказе в приеме сообщения заявитель вправе обжаловать поведение должностного лица. В ст. 318 установлены правила рассмотрения судьей сообщения от потерпевшего либо его представителя. О решении, принятом по заявлению, органы, уполномоченные на доследственную проверку, сообщают лицу, его подавшему, в соответствии с предписаниями закона. Кроме этого, гражданину разъясняются правила обжалования принятого решения по сообщению.
Статус потерпевшего
Он приобретается лицом, заявившем о преступлении, совершенном в отношении него, или чьи интересы и права были нарушены, после того, как будет возбуждено производство по уголовному делу и вынесено постановление. С этого момента у гражданина появляются соответствующие обязанности и права, предусмотренные статьями 42-45.
Прочие сведения
Для потерпевшего этап доследственной проверки начинается или с момента подачи им заявления о возбуждении дела, или по факту совершения противоправных действий в отношении него. Сообщение выражает реакцию гражданина на поведение, затронувшее его интересы и права, со стороны неизвестных лиц или подозреваемого. Особое значение на этом этапе имеет юридически верное изложение всех обстоятельств события, описание примет, действий. Как правило, потерпевший находится в беспокойном состоянии. При изложении обстоятельств случившегося следует в первую очередь успокоиться, постараться вспомнить подробности происшествия. Желательно обратиться к сотрудникам полиции как можно скорее. Вполне вероятно, что по “горячим следам” удастся задержать нарушителей.
На практике не всегда возможно сразу сообщить о случившемся. В любом случае необходимо постараться запомнить как можно больше деталей. Если удалось разглядеть лицо преступника, то следует рассказать все его особенности. Изложение фактов лучше осуществлять в хронологической последовательности. Начать нужно с времени, места, пути следования. Если нарушители что-то говорили потерпевшему, нужно постараться воспроизвести их слова как можно точнее. Также нужно указать тот момент, когда было совершено нападение.
В заключение
Сложно преувеличить то значение, которое имеет для правоохранительных и судебных органов доследственная проверка. Именно на этой стадии формируется и затем оформляется первичная информация о произошедшем событии. Все полученные сведения впоследствии будут использованы в ходе расследования. Эти данные приобретают определенную процессуальную форму. Вся информация имеет доказательственное значение, позволяющая выявить, пресечь преступную деятельность правонарушителя, привлечь его к ответственности за содеянное. Вследствие этого от того, как будет оформлена и проанализирована принятая информация и обстоятельства в ходе проверки, определенным образом будет зависеть и дальнейший ход дела. Правоохранительные органы, в свою очередь, должны адекватно отреагировать на сообщение о преступлении или его угрозе. Сотрудники должны со всем вниманием отнестись к гражданину и информации, которую он предоставляет. Наиболее полную картину можно получить, задавая потерпевшему вопросы, касающиеся обстоятельств происшествия. Чем больше будет получено данных, тем легче впоследствии установить личность преступника и найти его.
Гордиев узел доследственной проверки
Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем.
Вот лишь некоторые из них:
1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер.
Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток.
К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков.
В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев.
При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер.
Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О).
Вместе с тем нарушения сроков проверки сообщений не влекут для следователей никаких неблагоприятных процессуальных последствий, в том числе признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным либо исключения доказательств, а поэтому такие произвольные действия продолжаются.
2. В период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель позволил следователю проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности будущего обвиняемого.
Так, согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.
На это указывают требования ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ: «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса».
Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон.
3. УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности.
Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.
4. УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц.
Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ, «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».
Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.
5. Неизвещение лица, в отношении которого проводится проверка, о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела извещается только заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное постановление. Но ведь данное постановление не в меньшей степени затрагивает интересы лица, в отношении которого проводилась проверка!
6. Часть 1.1 ст. 144 УПК РФ не предусматривает право стороны защиты знакомиться с материалами доследственной проверки в случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Следователь, который вынес формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, намереваясь выиграть время и в будущем возбудить уголовное дело, не позволит ознакомиться с материалами проверки, имея в виду пресловутую тайну следствия.
К этому следовало бы добавить, что со стороны прокуроров и руководителей следственных подразделений за действиями следователей и дознавателей на данной стадии осуществляется слабый соответственно надзор и контроль, а судебный контроль напрочь отсутствует.
Таким образом, так называемая доследственная практика превратилась в полноценное, иногда в многомесячное, не контролируемое со стороны суда расследование, которое проводится еще до возбуждения уголовного дела, но в процессе которого следователь (дознаватель) беспрепятственно добывает доказательства виновности, а лицо, в отношении которого такая проверка ведется, ограничено в процессуальных правах и не имеет эффективной возможности себя защищать.
Такое положение с очевидностью нарушает провозглашенный в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принцип равноправия и состязательности сторон.
В дальнейшем, уже после возбуждения уголовного дела, дублируются многие процессуальные действия, ранее совершенные в ходе доследственной проверки: опрошенные лица повторно допрашиваются, могут заново проводиться экспертизы и т.д.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, обоснованно указывая на некоторые из отмеченных проблем, предложила вообще упразднить доследственные проверки.
Данное предложение следовало бы проанализировать с точки зрения его практических перспектив.
Если сегодня исключить из УПК РФ ст. 144 и 145, то завтра может произойти следующее.
Основанием для возбуждения уголовного дела станет лишь информация о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, полученная из заявления, явки с повинной или сообщения о преступлении.
Схожий порядок предусмотрен ст. 21 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой президент адвокатской палаты субъекта РФ при наличии надлежащего повода и формы обращения возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката не позднее десяти дней со дня их получения и никакой предварительной проверки обращения не проводит. И в этом случае такой порядок кажется вполне приемлемым. Однако в отношении уголовного преследования граждан он может повлечь серьезные негативные последствия.
Очевидно, что секвестр только двух статей приведет к значительному увеличению количества возбужденных уголовных дел. После автоматического возбуждения уголовного дела без проведения предварительной проверки встанет вопрос о задержании подозреваемого лица и его дальнейшего помещения под стражу. Из практики нам хорошо известна приверженность представителей стороны обвинения и судов к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу, которая оценивается статистикой как переваливавшая за 91% от числа всех заявленных ходатайств.
Может укорениться сложившаяся практика, при которой подозреваемый (обвиняемый) сначала окажется в следственном изоляторе, а лишь потом следователь начнет проверять его причастность к совершению преступления, достоверность и допустимость показаний потерпевшего и иных доказательств. Неизбежно с увеличением количества возбужденных дел увеличится количество арестованных лиц.
С учетом сложившихся следственных обычаев, когда следователь и его руководитель боятся прекратить возбужденное уголовное дело из-за возможных обвинений в коррупции и некомпетентности, могут возникать ситуации, при которых поспешно заведенные уголовные дела попросту не захотят прекращать. По традиции их со страху станут заталкивать в суды для рассмотрения по существу.
Зная практику вынесения оправдательных приговоров (около 0,2–0,3%) и еще более печальную практику отказов прокуроров от поддержания обвинения, мы столкнемся с массовыми фактами осуждения невиновных лиц.
Как видно, исключение из УПК РФ только двух статей (144 и 145) может привести к катастрофическим последствиям для интересов правосудия и правопорядка.
Может произойти так называемый эффект бабочки, когда незначительное влияние на систему создаст большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.
Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления. Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми. Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки.
Этого допустить никак нельзя.
Как повествуют античные писатели Курций Руф и Плутарх, в 334 г. до н.э. Александр Македонский, столкнувшись со сложным узлом и потеряв терпение, не стал его распутывать, а просто рассек одним ударом меча. Полагаю, что сложный гордиев узел доследственной проверки не стоит иссекать таким прямолинейным способом.
Нам следовало бы настойчиво и выдержано найти и распутать все концы этого сложного узла.
Во-первых, распутать наиболее завороченный конец, связанный со сроками проведения проверок в порядке ст. 144–145 УПК РФ, можно, сократив их до 10 суток, как это было и ранее в УПК РСФСР, ограничив соответствующих должностных лиц возможностью однократной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела.
В-третьих, найти и вытянуть еще один закрученный конец, который ограничивает процессуальные возможности лица, в отношении которого ведется проверка и его адвоката.
Если все же ставить вопрос об упразднении проверки до возбуждения уголовного дела, то следует предусмотреть фундаментальные изменения самой идеологии УПК, где вместе с проверкой на процессуальную свалку должна уходить и действующая у нас стадия предварительного следствия. Но это совершенно иная тема.
Если пришел запрос о документах от МВД, ФСБ, прокуратуры и СК. Как предпринимателю защититься от уголовного дела
Адвокат Артем Чекотков рассказывает, кто и почему из силовых структур имеет право направить в компанию запрос о предоставлении информации и к чему это может привести. И главное, как себя оградить от неправомерных действий силовиков?
Бизнес всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они сопряжены и с рисками уголовно-правового характера.
Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы
В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.
Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.
Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.
Сигналом, свидетельствующим о том, что вашим бизнесом заинтересовались правоохранительные органы, является получение организацией запроса «О предоставлении документации».
Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.
В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.
Массовость направления запросов о представлении документации
Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).
Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.
Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.
Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.
Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).
Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.
В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.
Юридическая природа запроса о представлении документации
Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:
- МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
- ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности». Сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
- Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
- Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.
Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:
- законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
- обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.
Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.
На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует.
Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.
Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам.
Часто силовики в ходе проверки сообщения о преступлении запрашивают информацию о всей финансово-хозяйственной деятельности организации по всем контрагентам, естественно, не приводя каких-либо оснований истребования столь значительного объема информации.
Последствия таких нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации.
Как и в какие сроки проводится доследственная проверка
Расследование преступлений – это всегда сложный и многоэтапный процесс. Отправной точкой любого уголовного процесса будет являться доследственная проверка. Что она подразумевает и каковы сроки проведения доследственной проверки – читайте в данной статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
В чем заключается доследственная проверка
Промежуток времени с поступления запроса на открытие уголовного разбирательства до фактического запуска дела носит название доследственной проверки. В этот период полицейские органы изучают информацию, которая свидетельствует о совершении или же не совершении какого-либо преступления, и на основании полученных материалов принимают решение о возбуждении или не возбуждении уголовного процесса.
Эту процедуру регулирует статья 144 УПК Российской Федерации. В данном документе прописываются сроки её проведения. По закону, уполномоченное лицо должно вынести решение о начале уголовного дела не позже, чем через 3 дня после получения соответствующего сообщения о преступлении.
Стоит заметить, что сам вид преступления не играет особой роли, так как решение должно приняться в указанный срок вне зависимости от основания преступления.
Тем не менее, фактически, время проверки, предворяющей следствие, может растянуться намного дольше. Это связано с тем, что по указанию соответствующего должностного лица сроки могут быть продлены сначала до 10 суток, а затем, при необходимости, до 30 суток. Такое возможно в случае, если следственным органам необходимо обработать достаточно большое количество информации и улик.
Важно! Временные рамки проверки начинают отсчитываться с даты внесения в реестр сообщения о преступлении, которая не всегда совпадает с днем, когда такое заявление было подано.
Кто проводит проверку
Согласно закону, доследственная проверка может осуществляться следующими сотрудниками правоохранительных органов:
- дознавателем;
- органами, проводящими дознание;
- следователем;
- начальником следственного комитета.
Органы дознания включают в себя всех, кому на законном основании разрешено проводить расследование в форме дознания, а именно: органы МВД, судебных приставов, таможенных работников, пожарную службу, пограничников.
Все они имеют полномочия на проведение ряда мероприятий в рамках доследственной проверки:
- проведение опросов;
- изучение информации, относящейся к делу;
- проведение сравнительного анализа;
- запрос необходимых документов;
- осуществление судебной экспертизы;
- исследование места преступления, вещей, документов, причастных к делу;
- запрос на подключение узконаправленных специалистов;
- проведение розыскных мероприятий.
Соответственно, все улики, добытые во время доследственной проверки, могут приниматься во внимание в ходе дальнейшего разбирательства.
На каком основании осуществляется
Для запуска процесса доследственной проверки правоохранительные органы должны зафиксировать одно из оснований для ее назначения.
Основание может быть нескольких типов:
- Поступление в полицию заявления о преступлении.
- Прибытие виновного с повинной.
- Доклад о совершившемся или возможном противоправном деянии, полученном от третьих лиц.
- Решение прокурора о предоставлении соответствующих документов предварительному следствию по делам уголовного преследования.
- Заявление ЦБ России о фальсификации документов финансового характера.
После выявления одного из таких обстоятельств, прокурор или следователь могут вынести решение об:
- открытии уголовного дела;
- отказе в начале разбирательства;
- передаче материалов по подследственности.
Как осуществляется
Как уже было сказано, после принятия правоохранительными органами сообщения о преступлении, необходимо провести его регистрацию.
Сообщение принимается полицией в любое время суток. Оно может быть получено в письменной или устной форме, письмом, по телефону, факсу и тд. Каждое письмо получает собственный номер и заносится в журнал. Затем информация проверяется начальником, которым выносится решение о старте доследственной проверки.
Внимание! Как и в какие сроки можно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела можно посмотреть, пройдя по ссылке.
Если сообщение было предоставлено в устном виде, то его содержание заносится в протокол. Регистрация сообщения заключается в фиксировании всей полученной информации по преступлению:
- дата получения заявления;
- личные данные лица, предоставившего его;
- само содержание нарушения в краткой форме;
- должность и ФИО полицейского, принимавшего заявление;
- результат проверки запроса;
- принимаемое решение.
Лицо, которое предоставило сообщение, получает специальный документ о том, что заявление было принято.
После регистрации заявления начинается сам процесс доследственной проверки, в процессе которого уполномоченные осуществляются проверку поступившей информации, общаются со свидетелями, задают им вопросы, касающиеся совершенного правонарушения.
Также могут быть подключены экспертные службы, которые выносят вердикт о тех или иных обстоятельствах по делу. Производится осмотр помещений, транспортных средств, места проживания предполагаемого преступника, а также каких-либо вещей, причастных к делу. Если преступление повлекло за собой смерть лиц, то происходит осмотр трупов и опознание.
Важно! Итогом мероприятий становится окончательное решение о перемещении дела в суд или же его несостоятельности и закрытии на данном этапе.
Защита во время доследственной проверки
Несмотря на то, что к моменту такой проверки дело еще не считается открытым, предполагаемый преступник уже имеет право на защиту.
Так, лица, которых затрагивает проверка, могут:
- Отказаться свидетельствовать против родных, супругов, детей и прочих членов семьи.
- Не давать показаний против самого себя.
- Обратиться за помощью к адвокату.
- В случае нарушения органами дознания правил проведения процедур – подавать на них жалобы в соответствующие инстанции.
Считается, что к адвокату стоит обратиться уже на этом этапе, чтобы не допустить неправомерных действий правоохранительных структур, которые могут безосновательно вынести постановление о начале или об отказе в возбуждении дела уголовного характера.
Кроме того, адвокат подскажет, как правильно вести себя во время опросов и досмотров, которые проводятся в течение доследственной проверки.
Заключение
Такое мероприятие как доследственная проверка, является достаточно важным этапом в процессе решения уголовных преступлений, так как именно она позволяет выявить, имело ли место реальное преступление или же дело не стоит разбирательств.
Несмотря на заявленные в законодательстве короткие сроки ее проведения, проверка зачастую может затянуться, что не всегда хорошо сказывается на дальнейшем процессе рассмотрения дела.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !