Разработка дизайна. Авторские права без договора
Garant-agency.ru

Юридический портал

Разработка дизайна. Авторские права без договора

Пять правил защиты авторских прав на дизайн — советы работодателям

Советы управляющего партнёра компании ANP Law Firm Анастасии Пичугиной и юриста практики интеллектуальной собственности Анны Шевченко.

Смоделируем достаточно стандартную ситуацию

Дизайнер Вася работает в каком-нибудь ООО «Фешн». Вася — талантливый дизайнер, но ленивый работник: вечно опаздывает, срывает сроки дедлайна, при этом пожимает плечами, говорит, что он человек творческий. В какой-то момент директору ООО «Фешн» Дмитрию Ивановичу вся эта история надоедает, и вот уже Вася с трудовой книжкой оказывается без работы.

Проходит полгода, и тут Вася на прилавке магазина видит продукцию ООО «Фешн» с использованием его дизайна. Почему? Это он же в обед в творческом приступе набросал. Никому ничего не передавал. Вася бежит к адвокату и заявляет о краже. Адвокат разводит руками: «Это, батюшка, служебное произведение». И Вася остается с носом.

А бывает другая ситуация. Тот самый Дмитрий Иванович, директор, ООО «Фешн» даёт Васе задание: «Вася, нарисуй дизайн упаковки шампуня «Свежесть», Вася отрисовывает. А потом Вася приходит домой и на своем домашнем компьютере рисует дизайн упаковки шампуня «Fresh».

А потом наш прозорливый Вася, после того, как его уволили, идет к конкурентам — в ООО «TopFashion» и отдает им дизайн шампуня «Fresh». Конкуренты вышли на рынок первыми с этой продукцией, а ООО «Фешн» свой рынок уже не взяли.

Коллеги юристы сразу же скажут, что надо регистрировать товарный знак и промышленный образец. Давайте, сначала разберемся с авторскими правами работников и работодателей.

Если вы работодатель, то первое, что вы должны понять, что ваши возможности по ограничению ваших работников, как бы вам этого хотелось, не безграничны. Но кое-что вы все такие сделать сможете.

По общему правилу, установленному ст.1295 Гражданского кодекса РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

Служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Разбираемся по пунктам, какие меры необходимо предпринять, чтобы защитить свои права.

1. Пропишите особые условия в трудовом договоре

Ваши трудовые договоры с «творческими» сотрудниками должны несколько отличаться от договоров с остальными сотрудниками. В частности, в обязанности работника необходимо включить создание объектов авторского права (если есть понимание, то можно указать каких конкретно). Сделайте акцент на том, что создаваемые работником произведения признаются служебными.

Например, мы предложили бы вам вот такую формулировку:

«Исключительное право на любые произведения, созданные работником в пределах выполнения трудовых обязанностей (служебные произведения), принадлежит работодателю. Авторское вознаграждение за использование служебного произведения любыми способами выплачивается работнику ежемесячно (либо по факту создания произведения) в размере ______ рублей».

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливаются договором автора с работодателем.

Размер вознаграждения можете быть любым, хоть 100 рублей, но учтите, что данная сумма не может быть включена в заработную плату или являться ее составной частью. Это подтверждается и судебной практикой.

Так, в Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2016 N 44г-157/2016 судом указано, что «нельзя согласиться с выводом суда о том, что вознаграждением истца за написание им книги в рамках трудовых отношений являлась получаемая им заработная плата. Требуемое истцом вознаграждение предусмотрено нормами не трудового, а авторского права и не может замещаться выплатой заработной платы».

Если по каким-то причинам вносить такие условия не хотите, то оформите их в виде разового задания, которое можно оформить дополнительным соглашением к его трудовому договору с указанием трудовой функции по созданию произведения. Также можно издать приказ руководителя организации, в котором расписать, какая именно деятельность поручается работнику и что должно стать ее результатом.

Если вдруг в трудовом договоре есть прямое указание на то, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику, то вам просто необходимо для использования произведения заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (в зависимости от того, до чего удастся договориться).

Не смотря на то, что по закону (если договором не предусмотрено иное) созданное по заданию работодателя произведение будет служебным и принадлежать вам, лучше перестраховаться и подписать с работником акт о создании произведения и передачи исключительных прав на него вам.

В акте обязательно должно присутствовать детальное описание передаваемого объекта авторских прав (если, например, это какие-то эскизы будущих упаковок сделайте их приложением, если это программа для ЭВМ опишите ее функциональное назначение, технические характеристики и материальный носитель, на котором она передается и так далее), дату составления произведения, дату составления акта и подписи обеих сторон.

В качестве подтверждения выплаты авторского вознаграждения, в акте можно также указать, что соответствующая сумма была выплачена сотруднику.

2. Четко проработайте ваши должностные инструкции

Помимо вашего трудового договора имеет смысл уделить особое внимание должностным инструкциям с вашими творческими сотрудниками. Опишите в них, что в обязанности работника входит создание результатов интеллектуальной деятельности и упомяните еще раз про служебность создаваемых произведений, чтобы сотрудник осознавал, что все, что он создаст — будет принадлежать вам как его работодателю.

Не поленитесь и пропишите в должностной инструкции какие конкретно объекты авторского права может создать ваш работник в рамках выполнения им своих трудовых обязанностей.

Например, если ваш юрист по вечерам после работы в офисе пишет книгу на офисном компьютере — вы на нее претендовать не можете, если это напрямую не входит в его трудовые обязанности и не предусмотрено его должностной инструкцией.

Также желательно в должностной инструкции прописать от кого сотрудник может получать служебные задания. Правильно оформленное служебное задание, данное уполномоченными на то лицами, является отличным доказательством при признании «служебности» созданного работником произведения.

3. Следите, чтобы ваши работники работали на вашем оборудовании

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 четко установлено: «Если произведение создано по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, то в соответствии с законом исключительные права на использование этого произведения переходят к работодателю».

Соответственно, если произведение создано на вашем компьютере вашим сотрудником, то оно ваше.

4. Проработайте положения о коммерческой тайне в вашей компании

Ваш сотрудник похвастался другу в баре своим новым классным дизайном упаковки для вашего нового продукта, а конкуренты потом выпустили точно такой же с некоторыми изменениями? Наличие у вас исключительных прав на служебное произведение это, конечно, здорово, но умные конкуренты не обязательно сделают тоже самое, они могут позаимствовать идею дизайна.

Дабы избежать таких ситуаций, или в случае их наличия привлечь к ответственности виновных, проработайте в вашей компании Положение о коммерческой тайне. В нем должен четко содержаться перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации — включите в него обязательно все то, что представляет для вас коммерческую ценность и что не может разглашаться сотрудниками третьим лицам.

Ознакомьте сотрудников с Положением под подпись и позаботьтесь о проставлении грифов «Коммерческая тайна» (с указанием наименования вашей организации и ее юридического адреса) на всех документах (как электронных, так и бумажных) и на материальных носителях, содержащих конфиденциальные сведения.

Установление режима коммерческой тайны в организации довольно объемная и кропотливая работа, требующая четкой фиксации, ведения журналов, издания приказов и многое другое, но наличие всего этого обеспечит вам неплохое подспорье в судебном разбирательстве по данному вопросу.

5. Сроки

В соответствии с п. 3 ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использовать, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, он потеряет исключительное право на служебное произведение, и оно перейдет к автору.

Соответственно, у вас есть три года, на то, чтобы использовать произведение, не введете в оборот — право использования утратите.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, может показаться, что выполнить все условия сложно, долго и невозможно. Сложность задачи будет зависеть от запущенности вашей ситуации.

Во-первых, проведите аудит вышеуказанных документов в вашей компании.

Проверьте трудовые договоры, должностные инструкции, шаблоны служебных заданий, положение о коммерческой тайне, а также наличие других указанных выше документов в поисках подтверждений того, что создаваемые вашими сотрудниками произведения являются служебными и принадлежат вам. Сделайте для себя перечень из пробелов и проблемных вопросов.

Во-вторых, привлеките бухгалтерию и разберитесь выплачивали ли Вы авторам вознаграждение.

В-третьих, перепроверьте ваши договоры с внешними авторами/дизайнерами на предмет наличия в них условий о переходе к вам исключительных прав.

Очень часто встречаются истории, когда в погоне за быстрым маркетингом, творческими порывами, попытками обогнать конкурентов, вы совершенно забываете о первичной документации, которая так важна в любой деятельности и которая доказывает, что те или иные разработки принадлежат именно вам.

Если ваш бизнес зависит от творческих людей, то мы советуем вам потратить время и последовать изложенным здесь рекомендациям, чтобы потом спать спокойно.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

3-й пункт непонятно. Если заказать дизайн на фрилансе, оформить договор. Но при этом фрилансер делает всё на своём компьютере. То получается авторские права останутся за ним? Как быть в таком случае?

Добрый вечер! Спасибо за Ваш комментарий. Не совсем так. Правовая природа отношений работник-работодатель и заказчик-исполнитель (фрилансер) отличается. На сколько понятно из Вашего вопроса, Вас интересует второй случай. Давайте с ним разберемся. 1) Важно правильно составить договор. Мы рекомендуем использовать договор авторского заказа по смыслу статьи 1288 ГК РФ (ее текст вы можете свободно найти в интернете). 2) Продумайте историю с передачей объекта. Если вы предаете на материальном носителе, то нужно указать в договоре на каком. Передачу материального носителя разумно сопровождать оформлением акта. 3) Постарайтесь как можно более конкретно составить техническое задание. Именно по нему в случае спора будет выявлено, что было создано по этому договору. 4) п. 3 ст. 1288 ГК РФ устанавливает: “Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах”. Простым языком, вам необходимо указать в договоре, что исключительные права вам предаются. 5) Необходимо понимать, что авторское право состоит их 2 составляющих: имущественные права и неимущественные права. Вам могут быть переданы только имущественные права. То есть вы сможете использовать дизайн, воспроизводить, продавать и т.д. Но, неимущесвенные права, такие как право называться автором, передано быть не может. Оно всегда остается у автора. Надеюсь, не смотря на большой объем, смогла понятно вам ответить.

Читать еще:  Расчеты по договору энергоснабжения

Вопрос от дизайнера-что делать ,если дизайнер желает получать процент от продаж продукта,упакованного в его дизайн-упаковку?Как раз заказчик защищен,а дизайнер нет.

А дизайнер не получил оплату за свою работу? почему он должен получать процент? Вы об этом договаривались устно?

еще вопрос от дизайнера. ситуация: дизайнер официально работает в компании, в трудовом договоре нет ни слова об авторском праве. дизайнер создал проект, например, интерьера квартиры (в рамках своих обязанностей), потом уволился. может ли дизайнер использовать этот проект интерьера квартиры в своем портфолио при поиске новой работы, если портфолио находится в открытом доступе в интернете? и при этом в самом портфолио есть примечание, что “данная работа выполнена в расмках сотрудничества с компанией . “. Может ли компания подать в суд на дизайнера в этом случае?

Вопрос юристу: Дизайнер создал проект, а его украли — что делать?

Практикующий юрист объясняет нюансы защиты интеллектуальных прав

Как защищают авторские права в сфере дизайна
Наиболее распространенными объектами авторского права в сфере дизайна являются фотографии, эскизы, проекты, чертежи, здания, интерьеры, макеты (2D, 3D) и тп. Н икакой регистрации или специального подтверждения создания объекта авторского права не требуется. Правовая охрана ему предоставляется просто в силу создания в любой объективной форме, позволяющей воспринимать и воспроизводить проект другими людьми.

Важно понять, что подразумеваете под проектом вы, а что — закон. Технические решения не подпадают под защиту авторским правом. Кроме того, с точки зрения закона одно и то же произведение может быть выражено в разных формах, например, в виде макета, проекта или уже реализованного здания. В таком случае произведение как объект правовой охраны одно, а его воплощений — несколько.

Важно знать, что объектом авторских прав будет на сам материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, и передача материального носителя не означает передачу авторских прав на использование самого творческого решения.

Рассмотрим несколько возможных сценариев нарушения авторских прав на произведения в сфере дизайна.

Сценарий 1: Ваш проект доработали и выдали за свой
Дизайнер, действуя от своего имени как физическое лицо, самостоятельно создал по заказу дизайн-проект и передал его клиенту. Заказчик решил внести изменения в проект и отдал на его переработку другому дизайнеру, который впоследствии выдал проект за свой и использовал в своих портфолио.

Проверьте, подписывали ли вы договор с заказчиком, и были ли в документе предусмотрены правила перехода исключительного права на проект. Если договор не заключали, либо в нем не фигурировала передача заказчику исключительного права на проект, то по закону о договоре авторского заказа все права сохраняются за разработчиком проекта. А заказчик имеет право использовать проект только для тех целей, для которых он и создавался. То есть перерабатывать проект заказчик или третье лицо были не вправе — они нарушили авторские права дизайнера. Следовательно, последний имеет право требовать от нарушителя прекратить использовать переработанный проект, удалить публикации, а также получить возмещение убытков или денежную компенсацию за нарушение исключительного права (от 10 тыс. до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости проекта).

Совет: Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Проследите и зафиксируйте, каким образом проект попал к нарушителю, который его, в свою очередь, переработал. Дело в том, что создания просто похожего проекта недостаточно — важно доказать, что сходство обусловлено именно использованием вашего проекта (если речь не идет о промышленной собственности). Когда все доказательства на руках, отправьте досудебную претензию и только если нарушитель проигнорирует ее — можете обращаться в суд.
Стоит ли это делать — другой вопрос. Все зависит от ряда факторов: насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго); на какую компенсацию вы могли бы рассчитывать; кто является нарушителем (компания или физическое лицо); платежеспособности нарушителя; где придется судиться (в России или за границей, в вашем городе или нет); сколько денег вы готовы потратить на суд.

Сценарий 2: Проект вашей студии доработали и выдали за свой
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что изначальным разработчиком проекта выступает не физическое лицо, а компания. В рамках фирмы проект создается либо ее сотрудниками, либо привлеченными со стороны лицами. То есть в данном случае с заказчиком заключается договор подряда на создание произведения дизайна.

По общему правилу (если в таком договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит заказчику. Это значит, что он будет вправе любыми способами использовать произведение по своему усмотрению, в том числе отдавать его на переработку третьим лицам.

Студия художественной визуализации Юлии Смолкиной

Вы уверены, что хорошо знакомы с законом об авторском праве? Согласно статье ГКРФ 1259 Объекты авторских прав. Пункт 5: Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Поэтому не стоит так недооценивать исполнителя, ведь именно он является автором произведения, которое он изготовил, что бы это ни было. А вы всего лишь автор идеи, на которую, в к сожалению не распространяются авторские права.

  • Нравится: 1

bud Dionis

Вы сами прочитали уровень зашкаливающего бреда, который написали?

Цитирую: “Поэтому не стоит так недооценивать исполнителя, ведь именно он является автором произведения, которое он изготовил, что бы это ни было. А вы всего лишь автор идеи, на которую, в к сожалению не распространяются авторские права”

Значит я АВТОР, и авторское право на меня не действует? А он исполнитель и он защищен?))) Что вы курите? Это законно употреблять в России?)))) Не отвечайте, это риторический ответ на поток бреда)

Отвечаю на ваш вопрос, да я уверен что знаком с авторским правом! А вот вы в не, после таких постов, явно ничего не понимаете) И я рекоменую вам рыться в законах дальше) из которых вы узнаете что если что-то не охраняется авторским правом, то защищается патентом, на худой конец торговой маркой(торговым знаком).

Исполнитель, который получил задание в виде идеи заказчика, никак не может выступать ее автором. Он именно исполнитель строгого тех. задания.

Если я завтра скажу вам грести метлой листву в форме звездочек, то я автор этой идеи, а вы дворник ее исполняющий за вознаграждение.

Если вы владелец маленькой типографии, и завтра я вам принесу на печать два вида пакетов, один фирменный пакет из “Цума”, а второй пакет с выдуманной надписью, написанной от руки или купленным мной шрифтом, это не значит что после того, как вы выполните тираж, авторские права переходят к вам и вы что-то там вообще можете возникать.

В первом случае вы идете как соучастник печати контрафактной продукции и нарушаете авторское право Цума, а во втором нарушаете мое законное авторское право. Мой почерк есть мой шрифт, и вы не имеете право им пользоваться. И так же если я печатаю пакет с купленным шрифтом у стороннего дизайнера, к вам не переходят на него (на шрифт) авторские права и законность копировать идеи. Понимаете надеюсь логику да, что любое дальнейшее копирование моей идеи в виде пчелки, будет расценено как плагиат и имеет под собой основание для проведения экспертизы по степени смешения и иска в суд.

Авторские права на дизайн

РАЗБИРАЕМСЯ, КАК РЕГИСТРИРОВАТЬ АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ДИЗАЙН

Создание дизайна является творческой деятельностью, которая, согласно ГК РФ, Является объектом авторского права. При этом неважно, реализован проект или нет. Что может предпринять дизайнер после выполнения работы? Имеет ли он право использовать эти материалы для своего портфолио?

Данная ситуация регламентируется ст. 7 ФЗ «Об авторских и смежных правах». В ней перечислены объекты авторского права. В частности это произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики, дизайна. Поэтому при публикации в СМИ на работе ставится символ ©, знак копирайта. Также указывают фамилию автора и год. Таким образом, в случае необходимости, не составит труда доказать свои авторские права. Но это возможно только при условии, если проект ещё не продан.

При выполнении работы по заказу за оговоренное вознаграждение руководствуются ст. 33 «Авторский договор заказа». В этом случае после оплаты авторское право переходит к заказчику. Исполнитель может разместить материалы проекта в своём портфолио или опубликовать, только если получит на это разрешение владельца. Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни и жилища граждан. Поэтому запрещается размещать информацию о деталях проекта без согласия его обладателя, ведь он является частной собственностью автора, а значит, напрямую связано с его личной жизнью.

Нюансы соглашения

При составлении авторского договора можно предусмотреть пункт, в котором даётся согласие на опубликование материалов дизайн-проекта. Такой ход популярен у публичных персон: артистов, певцов, телевизионщиков. Они с удовольствием размещают фотографии своих домов, ведь это неотъемлемая часть их пиар – кампании. При этом заказчик оставляет за собой право впоследствии запретить публикацию конечных фото. В данном случае разработчик может показывать потенциальным заказчикам свои рабочие чертежи, наброски в целях ознакомления. Но он не имеет права передавать материалы третьим лицам, либо включать их в свое портфолио. Это незаконно, к тому же отрицательно скажется на репутации автора.

Читать еще:  Председатель принуждает заключать договор с СНТ о пользовании электричеством

Служебная интеллектуальная собственность

Если дизайнер работает в организации, то за ним сохраняется авторское право на созданный в рамках должностных обязанностей проект. При этом разместить его в своём портфолио он не может. Исключительные права на произведение принадлежат работодателю. Между ним и автором составлен договор, в котором указывается размер авторского вознаграждения. При использовании материалов работодатель указывает свое наименование. Это закреплено в ст. 14 Закона «Об авторских и смежных правах».

Плагиат

Плагиат – это незаконное использование чужого результата творческого труда, умышленное присвоение его авторства. Является нарушением авторско-правового законодательства. Если делается копия чужого произведения, данное действие рассматривается как плагиат. Но судебной практики по таким делам практически нет. Это связано с тем, что трудно собрать доказательства прецедента. Ведь при внесении небольших изменений проект уже не будет квалифицироваться как плагиат (на самом деле это не совсем так. Однако доказать частичное копирование довольно проблематично).

Зачастую дизайнеры идут на поводу у заказчика и невольно становятся плагиаторами. В данном случае им не следует создавать точную копию проекта. Необходимо его переработать, внести свои коррективы.

Также рекомендуется с осторожностью применять общеустановленные сочетания цветов и порядок композиции. Когда разрабатываются типовые проекты, авторы могут повторяться, использовать аналогичные элементы. Но оригинальные задумки коллег могут подтолкнуть дизайнера на создание своей особенной работы. Тогда о плагиате уже речь не ведётся. Каждая творческая личность наделена богатой фантазией и не лишена вдохновения. Настоящий мастер своего дела не ворует чужие идеи. А его произведения всегда будут уникальны.

Способы защиты авторского права

  • Подтвердить факт создания дизайн–проекта: зафиксировать дату, период его разработки, сведения об авторе. Все документы, включая эскизы с подписью разработчика, заверяются у нотариуса.
  • Если автор работает в фирме, создаёт проекты в рамках служебного задания с оплатой по договору, то в соответствии со ст. 95 ГК РФ, данная работа остаётся собственностью работодателя, при этом авторские права дизайнера неотчуждаемы.
  • Лучшим способом защиты является депонирование. Оно и обезопасит в случае судебных споров, и отберет какие-либо шансы у «пиратов» на потенциальную возможность использования вашего труда в своих целях.
  • Сообщить об авторском праве допускается с помощью онлайн-регистрации. Ещё один вариант защиты – запатентовать интеллектуальную собственность.
  • Доступным способом является проведение фотосессии. Полученные снимки должны храниться в RAW-формате. Предварительно производят настройку параметров. Указываются персональные данные, дата. Эти сведения также выступают в качестве подтверждения авторского права.
  • Публиковать материалы в СМИ следует только при наличии водяных знаков, подписей. Это будет неоспоримым доказательством авторства.
  • Автору рекомендуется собирать и сохранять всю информацию по проекту, от начальных набросков до конечного варианта. Недостающие материалы могут поставить под сомнение авторские права.
  • Также нужно заручиться поддержкой нескольких свидетелей, которые могут подтвердить на суде, что данная работа действительно выполнялась конкретным человеком.

При обнаружении факта кражи интеллектуальной собственности, при появлении плагиата в СМИ, можно попробовать начать с переговоров. Обращаются с просьбой отказаться от незаконного использования материалов. Если злоумышленник не намерен выполнить требования, то смело можно подавать в суд. При этом нужно оценить размер возмещения в случае выигрыша дела. Иск подаётся в Арбитражный суд, ответчиком будет владелец сайта.

Кстати, производить оценку ущерба самостоятельно мы бы не советовали. С этой целью лучше обратиться к юристу, который должен быть знаком со специальными пленумами, регламентирующими порядок обоснования реально нанесенного ущерба (убытков).

Если не хочется пускаться в судебные тяжбы, существует возможность установления санкций на сайт, присвоивший материалы. Этим занимаются поисковые системы. Им необходимо представить доказательства авторства. Данный способ эффективнее, украденный дизайн исчезнет из сети намного быстрее.

Дизайн изделия: авторское или патентное право?

В России охраняются различные результаты интеллектуальной деятельности. Полный и исчерпывающий их перечень приведён в ст. 1225 ГК РФ. Дизайн изделий также подлежит правовой защите, однако возникает вопрос: каким именно способом? Стоит ли получить патент на промышленный образец или достаточно доказать авторские права на дизайн?

Содержание:

1. Способы защиты дизайна изделий

Согласно ч. 1 ст. 1259 ГК РФ дизайн, являясь разновидностью произведения науки, литературы и искусства, относится к объектам авторских прав. Это значит, что защита дизайна возможна при помощи авторского права. В то же время решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства охраняется патентным правом при получении патента на промышленный образец. Более того, дизайн изделия может лечь в основу товарного знака или знака обслуживания, служащего для индивидуализации товаров, работ или услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Какой же именно способ правовой охраны выбрать, чтобы защитить свои права на дизайн?

Отталкиваться, в первую очередь, необходимо от предназначения того или иного способа защиты. То есть необходимо понять, для какого объекта такая защита предусмотрена.

Немаловажное значение имеет то, права на дизайн чего именно вы хотите защитить. Например, если мы говорим о дизайнерском решении для оформления помещения, то очевидно, что получать патент на промышленный образец в данном случае не нужно, поскольку помещение изделием промышленного или кустарно-ремесленного производства не является. Так что здесь вам лучше подобрать доказательства своих авторских прав на дизайн.

Сложнее обстоит дело с дизайном изделий, которые подпадают под указанный выше критерий. При этом вопрос носит отнюдь не только теоретический характер. Для иллюстрации рассмотрим несколько реальных судебных дел о защите дизайна и разберём приведённую в них аргументацию.

2. Примеры защиты дизайна в судебной практике

2.1. Защита дизайна мебельных опор

Первое связано с защитой дизайна мебельных опор (дело № А76-12136/2014). ООО «Валмакс» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Легал-Сервис» и ООО «Алди» с требованием прекратить нарушение исключительных прав на дизайн мебельных опор. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал: « Дизайн мебельных опор с учетом восприятия итогового результата и физического объекта – предмета возможно отнести к промышленным образцам, но не к произведениям науки, литературы или искусства. Целостное восприятие спорных предметов – мебельных опор нельзя отделить от их дизайна для квалификации в качестве самостоятельного объекта защиты исключительных прав». При этом истцом не представлено доказательств обладания исключительных прав на промышленный образец (патента) ».

Отметим, что судом не было разъяснено, по каким именно причинам дизайн изделий (мебельных опор) нельзя признать произведением науки, литературы или искусства. Концовка обоснования о недоказанности прав на дизайн тоже остаётся неясной.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, в защите прав на дизайн отказано. Как указывается в постановлении от 5 февраля 2015 г. № 18АП-15623/2014, « … истец ссылается на приказ № 114 от 25.11.2003, которым дано задание работникам общества разработать макет изделия. Однако данный приказ не может являться доказательством возникновения у истца исключительных прав на спорное произведение дизайна, поскольку он не подтверждает создание объекта авторского права». При этом суд указывает, что «дизайн и макет – разные объекты авторского права ». Справедливости ради следует отметить, что в материалах дела (согласно тексту Постановления) обозначенный выше приказ отсутствует.

Тем не менее истец принял решение дальше бороться за свои права на дизайн и обратился с кассационной жалобой в Суд по интеллектуальным правам (далее – СИП).

СИП, не согласившись с ранее принятыми актами, указал: « Судами сделан неверный вывод о том, что дизайн (внешний вид) мебельных опор Н019.020, Н017.060 и Н017.100, разработчиком которых является общество «ВАЛМАКС», может охраняться лишь как объект патентного права ». Как отмечает суд, подобный вывод противоречит положениям п. 1 ст. 1259 ГК РФ.

В то же время СИП справедливо указывает на ошибочность оперирования истцом понятиями «сходство», «сходство до степени смешения», поскольку они авторскому праву неизвестны. При этом, по мнению СИП, вопрос об уточнении фактических оснований иска о защите прав на дизайн должен был быть поставлен судом, чего сделано не было, что могло привести к принятию неверных судебных актов. В связи с вышеизложенным дело о защите дизайна было отправлено на новое рассмотрение.

При повторном рассмотрении судом первой инстанции было дано развёрнутое пояснение о соотношении понятий « макет » и « дизайн ». Суд указывает, что в соответствии с приказом « на разработку макета изделий, начальнику конструкторского отдела Брееву А.П. – на изготовку пресс-формы, техническому директору Аллилуеву В.И. – на осуществление общего руководства », на который ссылается истец в качестве обоснования своих прав на дизайн, невозможно установить, какое именно произведение являлось результатом такого приказа.

Более того, « макет – это модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта и предназначен для представления объекта.

В доказательство исполнения указанного приказа, к нему приложены графические изображения мебельных опор, выполненные на компьютере, которые не могут быть оценены судом как результат создания дизайна опор, так как задание приказа было иным ».

Таким образом, судом отрицается уже не возможность защиты дизайна авторским правом, а указывается на несостоятельность представленных доказательств. Суд апелляционной инстанции состоявшееся решение поддержал, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, признал не подлежащими удовлетворению.

По итогам рассмотрения кассационной жалобы в марте 2016 года СИП принято решение об очередной передаче дела на новое рассмотрение. В отношении дискуссии о соотношении дизайна изделия и макета СИП указал, что « макет не является самостоятельным объектом авторского права, а является формой (способом) его выражения ». Иными словами, речь идёт не о разных объектах авторского права, а о форме, в которой был выражен дизайн изделия. Таким образом, « указание в приказе от 25.11.2003 № 114 на разработку макета изделий само по себе не свидетельствует о задании на создание иного по сравнению с дизайном объекта авторских прав и не препятствует охране дизайна мебельной опоры в качестве произведения дизайна (объекта авторского права), пока не доказано иное ». Помимо этого нижестоящие суды не указали, по каким причинам ими не приняты во внимание иные доказательства, представленные истцом в обоснование довода о принадлежности ему исключительных авторских прав на дизайн.

Читать еще:  Ответственность по договору поставки оборудования

Следует также обратить внимание на принципиально важное замечание, которое касается возможных способов защиты дизайна: «Один результат интеллектуальной деятельности может охраняться одновременно как авторским, так и патентным правом. Выбор способа защиты является прерогативой правообладателя».

16 сентября 2016 года Арбитражным судом Челябинской области с учётом доводов СИП принято решение об удовлетворении исковых требований о защите авторских прав на дизайн в полном объёме. При этом указано, что «произведение дизайна считается таковым и может защищаться вне зависимости от совершения или несовершения действий по получению патента на промышленный образец и действий по регистрации товарного знака» .

2.2. Защита дизайна ювелирных украшений

Подтверждением сделанных выше утверждений о допустимости защиты дизайна авторским правом может служить также дело № А40-13480/2014.

Гарстнер Рингфабрик ГмбХ и Ко.КГ обратилось с иском к ООО «Ювелирная компания «Алмаз» о запрете осуществлять продажу переработанного произведения – дизайна обручального кольца Август Гарстнер Рингфабрик ГмбХ (модель N 2Е217-28030-6). В качестве обоснования своих требований истец представил международное регистрационное свидетельство NDM/070 868 от 05.09.08 и договор от 01.07.2005.

Думается, что предъявленное истцом свидетельство правомерно признано судом доказательством, поскольку оно призвано доказать наличие у истца авторских прав на дизайн кольца, а не обеспечить охрану промышленного образца.

Апелляционная и кассационная инстанции с принятым решением согласились. В отношении доводов ответчика о том, что суд первой инстанции ошибочно оперировал терминами «сходство до степени смешения» в отношении дизайна изделия СИП указал, что оно « не повлекло принятия незаконного судебного акта ».

В другом деле (№ А40-5706/14), также связанном с требованием запретить продажу изделий, изготовленных по переработанному дизайну, истцом в качестве обоснования заявляемых требований были представлены трудовой договор, должностная инструкция, а также протоколы рабочих совещаний, на которых были утверждены эскизы дизайна изделий (коллекций). Арбитражным судом г. Москвы решение принято в пользу истца в силу наличия у него авторских прав на дизайн.

3. Виды нарушений прав на дизайн изделий

Итак, дизайн изделий охраняется авторским правом, и такой способ защиты может быть выбран обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Вопрос в том, для чего в таком случае предусмотрена процедура получения патента на промышленные образцы и установлен режим их правовой охраны. Допустимость использования положений об авторском праве даёт возможность субъектам предпринимательской деятельности (и не только) отказаться от получения патента на дизайн изделия, что связано со значительными финансовыми и временными издержками.

Представляется, поднятый вопрос должен быть решён на законодательном уровне. При действующем же правовом регулировании в случае реализации третьими лицами изделий, изготовленных по оригинальному или переработанному дизайну, обладатели исключительного права на него могут обращаться за защитой своего нарушенного права, указывая на такие способы использования ответчиком объекта авторского права, как:

— воспроизведение дизайна изделия;
— распространение изделий со спорным дизайном путем продажи или иного отчуждения их оригиналов или экземпляров;
— переработка дизайна изделия;
— практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

При этом во избежание отказа в защите нарушенного права на дизайн изделия или, напротив, удовлетворения неправомерных требований о защите дизайна, необходимо уделять особое внимание терминологии, которая используется при описании правовой позиции стороны по делу, а также на представленную доказательную базу принадлежности вам прав на дизайн изделия.

Статья подготовлена с использованием нормативных правовых актов в редакции, действующей на 19.09.2016 г.

Запрос Стоимость (руб.) 1.

Консультация по вопросам защиты прав на дизайн изделия

5 000 – 15 000
2.

Составление претензии / ответа на претензию по спору о правах на дизайн изделия

10 000 – 30 000
3.

Судебное представительство по вопросу защиты прав на дизайн в суде первой инстанции

75 000 – 150 000 4.

Судебное представительство по вопросу защиты прав на дизайн на этапе обжалования

50 000 – 75 000

Не бойтесь защищать свои права и делайте это с

Договор с дизайнером: важные моменты и взаимные обязательства

Тонна фотографий из портфолио дизайнеров просмотрена, дизайнер-исполнитель выбран, по стоимости договорились, а что же дальше? А дальше в обязательном порядке заключаем договор. На что же стоит обратить внимание как клиенту, так и дизайнеру при подписании договора? Рассказывает юрист Екатерина Куссмауль.

1. Предмет договора

Как правило, на каждую дизайнерскую услугу – проектирование, авторский надзор, комплектацию – заключается отдельный договор, поскольку у каждого такого договора свой режим исполнения и оплаты. Однако закон не запрещает объединить все услуги в один договор и закрепить все права и обязанности в одном документе.

Поскольку работа дизайнера очень индивидуальна, а законодательно процедура создания дизайна интерьера не закреплена, то каждая услуга должна быть описана в договоре максимально подробно и детально. Из текста договора должно быть однозначно понятно, что такое, например, комплектация объекта и что входит в эту услугу. Кроме того, он должен содержать подробный перечень услуг, работ и чертежей, выполняемых в рамках договора.

2. Техническое задание

Самый важный элемент договора на создание дизайн-проекта, на мой взгляд, это техническое задание (иногда дизайнеры называют его «бриф»). Поскольку именно техническое задание является основой, «поручением» клиента, его требованиями к будущему интерьеру.

Однако парадокс в том, что зачастую видение интерьера рождается в процессе самой работы и многие требования заказчика пересматриваются и меняются на последующих этапах.

Чтобы избежать конфликта или непонимания в дальнейшем, необходимо любое такое изменение в техническом задании фиксировать документально либо отражать в переписке (но только в том случае, если возможность использования конкретных адресов электронной почты для направления уведомлений и изменения условий договора предусмотрена в тексте договора).

Нечеткое и неконкретное техническое задание, состоящее из общих вопросов, также может послужить источником разногласий. Например, на практике суд признал недоказанным факт передачи результата работ, поскольку задание было неконкретным и не было ясно, соответствует ли результат работ техническому заданию.

3. Сроки

Особое внимание следует уделить срокам в договоре. При этом обоюдно важно для каждой из сторон отказаться от установки минимальных сроков.

Если вы дизайнер, подумайте, стоит ли привлекать заказчика сжатыми сроками или лучше взять запас на непредвиденные обстоятельства. Учитывайте, что ответственность за нарушение сроков очень серьезная – ведь если ваш клиент физическое лицо, то применяются штрафы, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, а не нормы о договорной ответственности. Это касается и промежуточных сроков, если этапы ваших работ также зафиксированы в договоре с указанием времени их реализации.

Если же вы заказчик, учитывайте, что в указанные сроки вам придется рассмотреть несколько вариантов перепланировки и расстановки мебели, эскизов с концепцией будущего интерьера и остановиться только на одном из них. Вы уверены, что вам будет достаточно времени для принятия такого важного решения?

Чтобы не затягивать процедуры и избежать нарушения сроков, желательно прописать в договоре на проектирование конкретные сроки согласования заказчиком интерьерных решений или предусмотреть приостановление работ на время согласования.

4. Качество работ

Что же в итоге получит заказчик? Каким требованиям должен соответствовать дизайн-проект и какие документы в обязательном порядке должен содержать?

К сожалению, конкретные требования к дизайн-проектам законодательно не установлены, поскольку деятельность дизайнера носит в основном творческий и авторский характер. ГОСТы и СНиПы, регламентирующие проектную деятельность, относятся в большей степени к строительному проектированию и применяются чаще всего к общественным помещениям.

Поэтому состав и качество дизайн-проекта определяется в большей степени соглашением и договоренностями сторон, чем какими-либо установленными нормами. Зачастую дизайнер предоставляет клиенту образец дизайн-проекта для понимания того, что в итоге получит заказчик и в каком виде будут переданы оговоренные чертежи и документы.

Однако в любом случае при разработке планировочных решений дизайнер обязан соблюдать строительные нормы, касающиеся организации пространства – местные законодательные акты о переустройстве или перепланировке жилых и нежилых помещений, требования к помещениям, содержащим газовые приборы, особенности размещения отопительных приборов и иные нормы.

5. Авторские права дизайнера

Этот пункт не всегда встречается в договорах, но его отсутствие не означает, что дизайнер не заботится о защите своих прав. Наоборот, если договором не предусмотрена передача заказчику исключительных (имущественных) прав на результат интеллектуальной деятельности – дизайн интерьера, то заказчик не вправе без согласия дизайнера распоряжаться таким результатом, например, воспроизводить на других объектах, изменять или разрешать другому лицу использовать проект, а вправе только осуществить ремонтно-отделочные работы по проекту в своей квартире.

С развитием интернет-сервисов готовых дизайн-проектов дизайнеры стали реже передавать заказчику исключительные права на созданный дизайн интерьера, оставляя для себя возможность повторной продажи проекта. Как правило, условие о передаче авторских прав влияет на стоимость услуг дизайнера – требование заказчика в полном объеме передать исключительные права на дизайн интерьера и не копировать его в других заказах может увеличить стоимость проекта.

Поэтому будет справедливо и юридически правильно сразу в договоре определить распределение прав заказчика и дизайнера в отношении результата интеллектуальной деятельности дизайнера.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector